9 мин.

Ракицкий – ярость футбола. Российский чемпионат укрепится сильным характером из Донбасса

Ярослав Ракицкий в «Зените» – это, конечно, хорошо. И для игрока, и для клуба, и, в какой-то степени, для журналистов. Начну с последних, сразу пояснив, почему сделана оговорка «в какой-то степени».

Мой сложный товарищ по общей борьбе

Скажем честно, Ярый – не самый большой любитель поболтать перед камерой на светские темы, да и вообще…. Делает он это не часто, по настоятельной необходимости и под настроение. Что вполне вписывается в его образ сурового мужика, предпочитающего слову дело.

Нормальная, доложу вам, тема для Донбасса. И сразу маленький ликбез для тех, кто слабо знаком с историей и географией Новороссии. Ракицкий родом из Днепропетровской области, но с угольных территорий, входящих в границы Западного Донбасса. Из шахтёрской семьи. Таких ребят с антрацитом в крови в составе «Шахтёра» уже и не осталось совсем.

Кстати, образ этот, строгий и в чем-то брутальный, не отработанный, не придуманный и выпестованный стилистами. Ракицкий с ним вырос. Для него он естественен, что надо понимать.

Я-то его помню с младых ногтей, когда он только делал первые шаги в донецком «Шахтере», в котором я тогда трудился начальником пресс-службы. Мне по роду деятельности этот мальчонка сложностей доставлял, возможно, больше, чем кто-либо другой. Правда, я ему отвечал той же монетой.

Если уж после матча Лиги Чемпионов официальный транслятор через представителя УЕФА затребовал игрока «Шахтера» на интервью, я должен был его привести непременно. Работа такая.

У Ярослава на этот счет был свой взгляд. Однажды, уж не помню где, кажется, в Португалии, зацепились не на шутку. Кость в кость и характер в характер. Я его тащу к телевизионщикам, а он ни в какую. Мягко говоря, ведем по этому поводу оживленную дискуссию в командной раздевалке.

А рядом переодевался и приходил в себя после матча взмыленный Мариуш Левандовский, тоже, надо сказать, крепкий орешек, но европейский, из Польши. И он мне так вполголоса говорит: «Русик, не ломай его».

Не в физическом смысле, понятно. Ракицкого попробуй, поломай, потом сам еще живым уйди. О такого кочергу погнуть можно. Речь шла о моральных категориях. Характер у человека такой негибкий, не терпит он, когда заставляют. И я это прекрасно понимаю, сам такой. Ломать Ярого я, понятно, не собирался, а вот убедить был готов, и получалось. После пикировки, обоюдно недовольные друг другом, с раздувающимися ноздрями, шли под объективы и микрофоны. Как могли, говорили о футболе.

Но! Думаете, у нас были плохие отношения? Ни в коем случае. Дивные они были, товарищеские и дружеские даже. Потому что, мы по одну сторону баррикад всегда находились, под одним клубным знаменем сражались. А что шероховатости случались, так это ерунда – рабочий процесс. На то и мужской коллектив.

Теоретический капитан угольных разрезов

Был момент, я предсказывал Ракицкому капитанскую повязку в «Шахтере». Он соврать не даст, спросите при случае.

Думал, что после хорвата Дарио Срны именно он должен взять на себя роль лидера. Именно потому, что Ракицкий – это прежде всего характер, стержень. В Донецке такие качества всегда ценились.

Легендарный «Шахтер» 70-80-х годов – по сути, созвездие крутых характеров. Потом ситуация изменилась, появились легионеры, пришло что-то другое – техника, тактика и все такое прочее. А характер стал не так заметен. Унифицировался, что ли. Покрылся европейским глянцем. Чтобы вы знали, это красиво. Но мне, старому болельщику, не хватало, может быть, того, исконного донецкого футбола. И капитана угольных разрезов тоже. А на эту позицию, кроме Ракицкого, и претендовать некому было.

Моим пророчествам по поводу капитанства Ракицкого не суждено было сбыться. Надо же, а Срне я его капитанскую миссию напророчил. Интервью с ним делал после ухода Анатолия Тимощука в «Зенит» и сказал, что только тебя, Дарио, вижу с повязкой. Он разулыбался в своей средиземноморской манере: «Нет, друг мой, капитаном должен быть украинец». И стал одним из легендарных капитанов «Шахтера». Они и Михаил Соколовский, остальные чуть отстали.

Потом ситуация закрутилась на Украине, трансформировалась, как вы знаете. На футболе это тоже сказалось. Получилось, что сейчас запрос на других исполнителей и лидеров. Это ни плохо, ни хорошо. Данность такая, не более того.

Чада и домочадцы

После всего, что я тут о Ярославе Ракицком написал, причем, толкуя о том, почему его приход должен быть радостен для российской прессы, закономерен вопрос от коллег, так, а что же за корысть виртуозам клавиатуры и микрофона от этого игрока? Трудный, неразговорчивый, голливудскую улыбку не давит во все стороны.

Отвечаю. Во-первых, в российском футболе появилась заметная личность, ярко выраженный носитель мужского начала. Последние годы я за РПЛ довольно пристально наблюдаю и скажу вам, что сильные спортивные характеры тут вообще не будут лишними. Нет, они есть, но профицит не просматривается.

Во-вторых, важно еще, что российских журналистов будет в Ракицком интересовать. На Украине, скажем, его годами задалбывали вопросом, отчего он, будучи в сборной, перед матчем гимн не поет. Тут невольно насупишься. Ну не хотел он петь на заказ и все тут. Говорю же, упертый и гордый парень. А пение в футболе, ей Богу, не самое главное. Правда, только не на Украине, понятно.

Кстати, предполагаю первые вопросы Ракицкому от прессы на российской земле. Что-то из разряда, как вам нравится то, что творится на Украине и как же ты, крышерванец такой, решился в свете этого всего безобразия перебраться в Санкт-Петербург? И ответ Ракицкого знаю. Скажет, что он – футболист и о политике разговаривать не намерен. И правильно сделает, чтобы вы знали. Отрубить тему раз и навсегда – вот мой совет. Человек в футбол приехал играть, а не в политических шоу участвовать.

В-третьих, у Ярослава жена –красотка и певица. Дочка – прекрасный бутуз. Ярослава Ярославовна, хм, часто встретишь такое имя-отчество? Я так понимаю, ребята снова ждут прибавления в семействе, помоги им Господь. Младшая сестра футболиста Дарья пробовала себя на канале «Шахтер – ТВ». Интересно, останется там? Не думаю. Собака у Ракицкого есть, аляскинский маламут. Короче, чудесные ребята едут в Россию, встречайте же.

Похвальный рост ветерана

Теперь придется сказать, чем приход Ракицкого хорош для «Зенита». Прежде всего, прописная истина – он добротный, опытный игрок, с репутацией, как говаривали в фильме «Брат-2». Один из лучших центральных защитников в Восточной Европе, как минимум. Питерцам эта тема кстати.

Прекрасно понимаю некоторую озабоченность тренерского штаба Сергея Семака. Так лихо, молодцевато и долго переть в голове турнирной колонны, а ближе к зимнему перерыву начать сдуваться, растратить львиную долю очкового запаса – это кого угодно озадачит и натолкнет на грустные размышления. Команде нужен запас прочности, который начинается, уж простите за банальность, ближе к штрафной площадке. К которой, да, лучше противника не подпускать. Но если уж он изловчится подойти, вот тут его и должно ждать разочарование. Преподнести неприятные эмоции оппоненту – это специализация Ракицкого.

Заметим, что отстаивать свои претензии на чемпионство «Зениту» предстоит не когда-то там, в абстрактном будущем, а прямо нынче, в конкретном настоящем. То есть, вариант с исполнителями на вырост – не самая актуальная тема для Семака. Нужны готовые мастера, которых ничему не надо учить. Ракицкому 29 лет – матерый, уверенный в себе, видящий поле игрок. Умеющий, между прочим, дать передачу метров на 70, прямо в ноги партнерам по команде.

Когда вопрос с переходом Ракицкого начали обсуждать, понятно, пошли комментарии экспертов. На Украине особенно густо. У одного из них вычитал, мол, не надо бы ему уходить из «Шахтера», тяжело будет. «Горняки»-де большинство игр в украинском первенстве гоняют соперников по чужой половине поля. Защите, как бы, делать нечего. А в России другая история, придется попахать.

Вот уж не думаю, что это голое обстоятельство напугало Рака. Ага, в быту такой позывной у него иной раз обозначался. Итак, наоборот, принял человек новый творческий вызов. Тоже, знаете, характеризует… Заметьте, кстати, денежный, но халявный вариант в каком-нибудь Китае искать не стал. Карьера, вроде бы, объективно идет к завершению, но футболист переходит в клуб с серьезными амбициями и задачами. Растет, не взирая на ранний ветеранский статус. Или, во всяком разе, расти пытается.

Легенда начинает с нуля

Не бесплатно перешел, это да. Странно было бы в современном футболе наскочить на чистый альтруизм. К тому же, «Зенит» числится среди состоятельных клубов. «Шахтер» заработал, игрок тоже кое-чем себя обеспечил. Но и в прежнем своем клубе Ракицкий, уверяю вас, не бедствовал. Стало быть, не только материальный стимул отправил его на север.

Кстати, вспомнилось зачем-то, когда в свое время в «Зенит» из «Шахтера» переходил Анатолий Тимощук, я на его прощальную пресс-конференцию нарочно костюм с галстуком, которые не слишком жалую, надел. На вопросы, чего, мол, торжественный такой, серьезно и чуть печально отвечал, что день особенный – друга на север провожаю, на заработки. Теперь вот Тимощук и Ракицкий пересекутся в «Зените». Надо же, причудливо тасуется футбольная колода.

Так вот, переход дает Ракицкому не только солидные поступления на его счет, но и во всех отношениях престижный контракт. Главное же, что у него появился шанс достойно завершить свою карьеру в «Шахтере», которому он отдал десяток лет, это только первой команде.

Видите ли, в кочующем по Украине, ранее горняцком клубе, теперь идет период сбрасывания старой кожи. Из клуба ушли по разным причинам прежние люди. Кто сам, кто под давлением обстоятельств.

Скажем, Мирча Луческу и Дарио Срна – легенды «Шахтера» главного калибра. Думалось когда-то, что они останутся в клубе до гробовой доски, но сталось по-другому. Первый теперь в Турции, второй – в Италии. Так или иначе, от «Шахтера», который 10 лет тому завоевал кубок УЕФА, в ближайшее время останутся только единицы, самых технологичных, адаптируемых к любым условиям персонажей. Время такое, знаете ли.

Ракицкий – тоже легенда «Шахтера» и, как бы не скрипели зубами нацики, украинского футбола. За полусотню матчей в сборной – серьезный показатель. Но теперь Ярый перешел в российский клуб. Вопят, на Украине, понятно, что теперь же его не позовут в главную команду страны. А кому хуже? Сборной или Ракицкому? Погорюет он, понятно, но возьмет себя в руки. Как-то переживет. У меня по этому поводу отдельная есть история. Вдруг сложится, когда-то напишу. Если Ярый не будет против, понятно.

Теперь у Ракицкого дела и заботы совсем другого уровня. Надо показывать себя в новом формате. В новой и очень требовательной стране. Класс! Это же именно то, что любят и умеют ребята из Донбасса.

 

Источник: ProstoProSport  

Автор: Руслан МАРМАЗОВ

Фото: shakhtar.com, Jonathan Moscrop/PA Images/TASS 

ВКонтакте