9 мин.

Хайлайты этого грека взрывали бы интернет. Жаль, в 70-х не было Youtube

Василис Хадзипанагис игрок &quout;Ираклиса&quout;

Хадзипанагис VS Месси – видео с таким названием первым вылетает в ленте Youtube при запросе фамилии грека. Сравнения с величайшим игроком современности небезосновательны. Хадзипанагис сам заявлял, что Месси напоминает ему себя в молодости. Не поспоришь - смотришь хайлайты грека и невольно думаешь, будто на видео, при помощи визуальных эффектов, аргентинца стилизовали под ретро стиль. Оба владеют безумной координацией, резкой сменой движения, короткой манерой дриблинга и мяч у обоих всегда (не на столько «всегда» как у Роббена), под левой.  Посмотрите сами. Я думаю, этот футбольный фантазер вас заинтересует.

Василис Хадзипанагис – этнический грек, уроженец Ташкента. Его родители политические эмигранты, перебрались из Салоник в Союз в 1949 году. Мама гречанка, отец  киприот. Кровь предков, текущая по венам Хадзипанагиса сыграет определяющую роль в его карьере и судьбе, даже сохранит ему жизнь. В 17 лет Василис, талант, техничный и отлично видящий поле, дебютирует за главную команду  узбекского футбола - «Пахтакор», в игре против донецкого «Шахтера» и сразу же отметится голом. Дарование этого молодого курчавого грека с первых матчей станет очевидным для тренеров и болельщиков. В те времена «Пахтакор» - крепкий клуб, но по масштабу и результатам отстающий от лидеров высшего футбольного эшелона СССР. За клуб из Узбекистана он проведет  96 матчей в которых забьет 22 гола. И это все к 21 году. Сегодня бы к его молодой персоне приклеили, обязывающий шаблон  -  вундеркинд.

Зов крови проявится именно на этом этапе. Политические карты лягут так, что в 75-м году грекам будет разрешено вернуться на свою историческую родину. Тем самым, семья Василиса получит право перебраться, обратно, в Салоники и поспешит таким шансом  воспользоваться. Инициатором переезда, что самое удивительное, выступит, набирающий обороты, в форме «Пахтакора»,  Хадзипанагис. Сами родители игрока не собирались покидать Ташкент.  «Земля предков» - вбил себе в голову футболист и бесповоротно решил уезжать. Прямо по ходу сезона, после отлета в Грецию, игрок подпишет контракт с новым клубом. Нет, не с «Олимпиакосом». «Панатинаикос»? Тоже мимо. Василис присоединится ко второй по статусу команде  Салоник, после «Паока»,  «Ираклису» - середняку чемпионата. И останется в этом клубе до конца карьеры. Правда, нельзя сказать, что исключительно верность удерживала Хадзипанагиса на протяжении основного периода  футбольной жизни  в «Ираклисе». Не только по своей воле он не менял клубную прописку. Но что самое главное, этот переход обрел судьбоносный характер. В 1975 Лакис стал игроком «Ираклиса», а в 1979 его бывший клуб «Пахтакор» попал в авиакатастрофу, унесшую жизнь всех членов команды находившихся на борту.  Среди них было много знакомых и друзей Хадзипанагиса, в том числе Михаил Ан и Владимир Федоров, привлекавшиеся в сборную СССР. Вместе с Василисом они составляли ураганную, перспективную тройку нападения, до отъезда грека в Салоники. Что было бы останься игрок в Ташкенте? Правда одна - таланту Хадзипанагиса суждено было процветать дальше.

Владимир Федоров, Михаил Ан,Василис Хадзипанагис

Есть три основных аккорда лебединой песни, которая венчает карьеру футболиста. Первый – это регалии, полка, провисающая под тяжестью, пылящихся наград. Второй (но не по значимости) – любовь и уважение со стороны болельщиков.  Это достигается преданностью, львиным сердцем или красивой игрой. И третий аккорд, с легким крамольным налетом, - деньги, которые  помимо того, что отравляют дух игры, в противовес, вносят в нее своеобразную драматическую перчинку, становясь яблоком раздора во многих футбольных перипетиях. Большинство великих игроков за свою карьеру собирают полный комплект – три в одном (Зидан, Роналдо, Марадона). Тенденция последнего времени (спасибо Китаю) заключается в том, что игроки пренебрегают спортивной моралью в погоне за большими контрактами. Далеко ходить не надо, бразилец Оскар живой пример. У-у-у неодобрительно скажете вы, вспомнив беспринципный переход этого парня, и будете правы. А вашему недовольству будут виной те самые игроки без наград и жирных контрактов, которые отдаются игре и остаются самими собой. Они показывают нам, как можно искренне относиться к футболу. Это настоящие бриллианты футбольного цеха, ограненные любовью болельщиков.   Они играют футбольную пьесу без фальши, напиваясь духом игры и утоляя жажду всех созерцателей.  Хадзипанагис именно из таких. Он обладатель кубка Греции 1976 г. Это все, на этом заканчивается список его достижений, но только осязаемых. Скромно? Не сказать, в пространстве нематериальном, он олицетворение одной из ипостаси футбола, которая соприкасается с искусством.

Иногда, занятно проводить параллели между спортом и массовой культурой. Интересно подумать, с кем можно ассоциировать Хадзипанагиса? Кто он для футбола? Он пластичен, виртуозен и изобретателен - может быть Майк Джексон? Скорее нет, чем да. Уровень противоречивости Джексона не сопоставим. Да и вообще, сравнить Василиса с любой поп-звездой можно разве что с огромной натяжкой. Его образ в футболе это что-то более утонченное и авторское. Греки, в этом плане, попали в точку, круто и лаконично. "Футбольный Нуреев" - именно так, уже по прижившейся традиции, они называют своего кумира.

В свою очередь, "Нуреев" называет своим футбольным кумиром бразильца Гарринчу. Их техника и вправду очень похожа. Но Хадзипанагис качественно усовершенствовал ее, добавив много своего. От себя, под себя, двоих на замахе и  как венец скрытый пас - он был исключительным дриблером.

Дойдя до этого момента, можно подумать, что защитники в Греции "давали играть" Василису, не сильно жестили с ним.  Но это заблуждение развеивает тот факт, что немаловажное качество, которому он научился за годы своей игры - это подпрыгивать, уходя от подкатов. Зачастую игроки в чемпионате катились прямо в голеностоп. Это ожидаемые рефлексы защитников, которые ранее не сталкивались с подобным по дерзости технарем. Греческие газеты писали про Хадзипанагиса: « Он способен обыграть несколько соперников в телефонной будке». А один из тренеров "Ираклиса" заявил: " С такой игрой Хадзипанагис отбросит греческий футбол на двадцать лет назад!". Пояснив это тем, что " Остальные игроки будут брать с тебя пример, пытаться играть так же, только у них ничего не выйдет".

Хадзипанагис в составе &quout;Ираклиса&quout;

Василис был настоящей звездой греческого чемпионата. Но даже на пике карьеры в составе «Ираклиса», в денежном отношении он не сильно преуспевал. Все-таки провинциальный клуб, да и контракт, заключенный в суете после перехода, работал против него. В другом европейском клубе топ чемпионата он бы зарабатывал в разы больше. А ведь, Хадзипанагиса звали. В покупателях значились «Штутгарт», «Лацио» и, не удивляйтесь, - «Арсенал». С канонирами  он даже тренировался в 1977 году. Вроде как, даже подходил команде, но «Ираклис» не собирался отпускать свою звезду. «С удовольствием бы отмотал время назад и попробовал себя в сильном европейском чемпионате» - заявлял он по истечении лет. Контракт с клубом был составлен таким образом, что в течение десяти лет прямые права на игрока принадлежали именно «Ираклису». «Я из Советского Союза приехал, законов не знал. Дали бумагу на греческом - подписывай» - комментировал поспешный контракт  Хадзипанагис. Игрок был связан данными условиями по рукам и ногам. Но клуб, со своей стороны всегда мог выгодно продать игрока, но в этом отношении препятствовали болельщики.  Доходило до угроз.  «Кого угодно продавайте только не Хадзипанагиса. А то убьем!» - так любили  главную надежду клуба фанаты. Но, все-таки, словосочетание «выгодно продать» звучит в данном контексте не совсем уместно. Не менее выгодно, в финансовом плане, было сохранить любимца публики. На Хадзипанагиса ломились толпы. Посещаемость «Ираклиса» с середины 70-х возросла с 2 – 3 тысяч зрителей до 15-ти в среднем. Василис в интервью для «Спорт -экспресс» в рубрике «Разговор по пятницам» рассказал, в этом отношении, одну историю.  В рядовом матче чемпионата его команде предстояла гостевая игра с середняком «Этникисом» в Афинах - ничего особенного это не предвещало. Организаторы взяли и напечатали в кассы около 10-ти тысяч билетов – на домашнюю команду больше не ходит. Вопреки ожиданиям пришло 35 тысяч. Кто, вы думаете, стал хедлайнером такого аншлага? Пришлось всех желающих пропустить на стадион бесплатно. В течении карьеры, игра Хадзипанагиса очень плодотворно работала на футбольную экономику Греции.

...

Есть в карьере Хадзипанагиса замечательный факт, который для него стоит особняком, как личный повод для гордости. В 1984 году грек играл в составе Сборной Мира и делил цвета формы с такими «глыбами» как Беккенбауэр, Киган, Кемпес.  В состав футбольных  селебрити, его делегировала Греция, как лучшего своего представителя. А в 2003 году федерация футбола этой страны объявила Хадзипанагиса своим лучшим игроком пятидесятилетия. При учете того, что он сыграл только один матч за сборную Греции (пагубно сказалось советское прошлое). Ему принадлежит еще одно   достижение, по - истине поэтическое, как раз в его духе. Он оформил шесть сухих листов в официальных матчах – просто возмутительная дерзость по отношению к вратарям .   

Хадзипанагис с призом лучшему игроку Греции за 50 лет

Сейчас Хадзипанагису за шестьдесят. Он неизменно живет в любимых Салониках. На улицах города, зачастую, его можно встретить в футболке родного "Пахтакора". По возможности он посещает Ташкент, жители до сих пор узнают его и встречают с любовью. Теперь уже, с годами, это грузный мужчина с курчавыми раскидистыми волосами (почти как в молодости) и приветливым лицом. Спустя почти тридцать лет после завершения карьеры "Нуреев" остается суперзвездой для своего города. На данный момент он является владельцем собственной футбольной академии, а какое-то время ранее он занимался селекцией молодых талантов. На тренерскую стезю он так и не встал - душа не лежит.

Глядя на эту историю с высоты сегодняшнего дня, грустно понимать то, что наследию 70-х, 80-х да уже и 90-х трудно пробиваться в современность. Интернет конечно сокращает эту дистанцию, но многое из наследия тех лет покрывается пылью и уже не привлекает собой новые поколения. Обобщать в этом случае, значит ошибаться ведь такие имена как Марадона, Пеле, Кройф, Платини незабвенны, несмотря на давность своей игровой активности, они как атланты еще долго будут держать футбольный небосвод. Но есть и те, которых сегодняшний день может оставить без внимания, сделав это совершенно незаслуженно.  Хадзипанагис подарил свой футбол  болельщикам, играя так, чтобы люди уходили со стадиона, будто из кинотеатра после просмотра фильмов Чаплина. Он не был звездой в мировом масштабе, но был футболистом для «своих», тем, кто стал лучшим игроком  в истории страны, проведя за ее сборную лишь один матч. Это хороший повод  задуматься.