Почему в России не делают футбольных звезд
В 2010 году, когда начал вникать в детский футбол, я задал себе вопрос: "Почему, в отличие от волейбола и хоккея, в футболе у нас нет мировых звезд?"
В 2018 году опишу своё мнение на этот счет. И поставлю ссылку на эту запись в статус.
Футбол это игра на принятие решений. После очередных гениальных игровых моментов, мировых звезд обычно спрашивают: «Как так получилось? Как решили сделать именно так?» Ответ одинаковый у всех: «Не знаю, решения сами приходят в голову».
Принятие гениальных решений это то, что отличает звезд от обычных футболистов. Конечно, это подкрепляется исполнительским мастерством и физическими данными, но основа это принятие решений. И принятие решений это врожденный талант (не знаю, как получается; не думаю когда играю; все происходит сами собой и т.д.)
Тренер
В России нет футбольных звезд. Хороших игроков очень мало, а, значит, детских тренеров, которые воспитывали хороших игроков, тоже мало. Тренеров, которые воспитывали футбольных звезд, вообще нет.
В России дети начинают тренироваться с тренером в 5-6 лет. Давайте представим, что будет, если к обычному тренеру приходит мальчик, у которого есть талант по принятию решений. В России вероятность того, что такой мальчик попадет к обычному тренеру, а не к хорошему, очень высока. У мальчика этого возраста есть талант по принятию решений, но нет исполнительского мастерства и у многих нет физических данных (маленький, щупленький и т.д.).
У любого тренера дети играют в футбол. Талантливому мальчику в голову приходят решения, но большинство из них он не может воплотить в жизнь из-за того, что исполнительское мастерство и физические данные пока не на высоком уровне. Со стороны, игра такого ребенка будет казаться плохой (потери и непонятные решения)
Какие варианты этому мальчику предложит обычный тренер:
Сердито скажет – играем в пас!
По-доброму остановит игру и скажет – смотри, справа есть партнер, можно дать мяч ему.
На тренировках будет отрабатывать упражнения, чтобы дети играли в пас.
То есть тренер во всех случаях навяжет талантливому мальчику свое видение футбола. Грубо произойдет это или нет, зависит от тренера, но какая бы ни была форма, содержание одно и то же.
И не важно, где работает тренер. Хоть в элитной Академии. По любой методике тренер будет делать футболиста. Или почти по любой методике.
По методике подготовки футбольных звезд, тренер должен молчать в играх и игровых упражнениях. Как обычный тренер может понять гения? Да никак! Поэтому главная его задача – не мешать принимать решения!
А теперь представим себе, что на тренировку молчащего тренера приходят родители детей. Да они через 5 минут будут возмущаться: «Почему тренер ничего не объясняет нашим детям? Как они научатся играть в футбол?» Молчащий тренер в России это почти нереально (почти, в данном случае, это слово надежды).
Вместо родителей подставьте в предложение "кураторы", старшие тренеры, журналисты и т.д. Все они будут недоумевать - почему молчит тренер, так как они так же не видели и не знают, как нужно готовить футбольных звезд.
Обучение исполнительскому мастерству
Выше я написал, что тренер должен молчать во время игр и в игровых упражнениях. Но ведь тренеру нужно обучить ребенка футбольным элементам (удар, прием мяча, ведение, пас). А если выразиться более правильно, то ребенку нужно научиться выполнять футбольные элементы. Как это сделать, не влияя на талант по принятию решений? И вообще как это влияет?
Как сейчас проводится обучение по приему мяча и передачам? Дети становятся в шеренгу, а тренер показывает как нужно давать пас. Потом дети становятся друг напротив друга и начинают давать и принимать мяч. И так далее, меняя ноги. Считается, что хороший тренер будет показывать индивидуально тем детям, у которых не получается тот или иной элемент. В итоге через несколько лет дети научатся хорошо отдавать передачи и принимать мяч. Уверен, по техническому исполнению футбольных элементов на тренировках наши дети не хуже остальных. Но...
Давайте посмотрим на детей 4-5 лет, которые проявляют интерес к футболу, но не знакомы с работой тренера. О чем они думают во время игры? Ни о чем! Они играют в футбол так, как хотят. Они держатся двумя руками за свои футбольные ощущения и больше ни о чем не думают.
А с многочисленными повторениями футбольных элементов от тренера дети теряют свои ощущения. Да, они быстрее развивают свое исполнительское мастерство, но упускают нить по принятию решений. Потому что вместо игры, они вынуждены думать, как правильно выполнить тот или иной футбольный элемент, который искусственно в них внедряется (бывает, что вбивается).
Все футбольные элементы у нас обучаются со словом "надо". Чеканка - надо 1000 раз, прием мяча - надо вывернуть ногу, удар - надо тянуть мысок и т.д. И ребенок, вместо футбольных ощущений, все чаще слышит вдолбленное "надо".
Как же детям повышать исполнительское мастерство и при этом не потерять футбольные ощущения?
Вывод очевидный - дети должны дойти до всего сами! Удивительно, но подобное утверждение я прочел в интервью Курбана Бердыева, который изучал Барселону. Тогда я не понял о чем речь - теперь другое дело.
Главный принцип обучения футбольными элементами это повторение. В нашей стране он реализуется так - тренер показал, ребенок повторил. Раз в процессе участвует тренер, то он чувствует личную ответственность, если у ребенка не получается элемент. И тренер старается, чтобы выполнение элемента получалось, делая акцент на отработке элементов в тренировочном процессе.
Но почему обязательно ребенок должен увидеть футбольный элемент от тренера?
Увидеть элемент можно:
У партнера по команде
У старшего товарища
У взрослых игроков
- Партнер по команде научился делать футбольный элемент, и часть других партнеров будут сильно мотивированы овладеть им. Без слова "надо"!
- Со старшим товарищем можно поиграть во дворе. Но не только во дворе. В футбольных школах легко можно проводить игры смешанными составами среди детей до 12 лет.
- Смотреть как играют/тренируются взрослые игроки это важный источник знаний/мотивации для детей.
Главное – при таком подходе работает усиленная мотивация ребенка научиться футбольным элементам без слова надо. Главным будет слово – ХОЧУ!
Алексис Санчес, Диего Коста и многие другие звезды не тренировались под руководством тренера в 7-10 лет. Да, многие звезды тренировались в этом возрасте под руководством тренера, который знал, как воспитывать звезд. Но таких тренеров у нас нет…
Воспитание
Футбол это игра на принятие решений. Игрок должен брать на себя ответственность и решить, что делать в том или ином игровом моменте.
Часто ли вы слышали, чтобы в России дети решали в 6-7 лет вопросы, касающиеся их самих? Например, как стричься, как одеться, что кушать, с каким подарком прийти на день рождения. Список можно продолжать. Практически все решения в РФ принимаются родителями/бабушками. Как в такой обстановке может вырасти ребенок, принимающий решения? Серьезный фильтр на пути в футбольные звезды.
Как быть? Воспитание в семье дело каждой семьи – можно влиять через СМИ. Но как быть с футбольными занятиями? Нужно максимально насытить занятия ситуациями, в которых ребенок должен принять решение за себя. Например, как одеться на тренировку. В РФ одинаковая форма на тренировочных занятиях - это нечто! Пусть дети будут одеты на тренировке так, как сами решили. Пусть сами решают, в какой команде и на какой позиции будут играть. Если сложный выбор, то можно ограничить детей несколькими вариантами (слева или справа, в центре или впереди). Перекос в командах – делите детей по парам по силе и пусть в каждой паре решают кто за синих, кто за желтых.
Интернат
Интернат это объективная реальность российского футбола. Примерно в 10-12 лет у ребят из регионов возникает дефицит соревновательной практики и они оказываются перед сложным выбором. Я писал на тему сложнейшего решения в жизни ребенка-футболиста. Нужно решить ехать в футбольный интернат или нет. Можно много спорить на тему интерната для детей 10-12 лет, но все спорщики согласятся, что это серьезный фильтр на пути талантливых детей и далеко не все проходят это испытание.
Более того, можно сказать, что у тех, кто прошел испытание в столь юном возрасте, остается психологический шрам на всю жизнь, который дает о себе знать, когда они добиваются успеха.
Другие ограничители
1. Упрощение игры для достижения командного результата. Упрощение приводит к органичению тренером игровых действий детей, что сказывается на развитии их исполнительского мастерства (условно - все в команде посылают мяч подальше, в надежде, что нападающий убежит).
2. Строгая игра соперника в обороне. Даже если тренер не будет упрощать игру своей команды, то с большой долей вероятности, соперники будут играть в обороне "не по возрасту", что будет сказываться на развитии игроков команды данного тренера. Соперник в таких случаях ставит лучшего игрока назад с заданием не подключаться. Нападающие, сталкиваясь с таким защитником, будут часто терять мяч, а вместе с ним и уверенность в своих силах и уверенность в своих способностях обыгрывать.
3. Искусственное стимулирование физики, ставка на акселератов, подтасовка возраста игроков. Фильтров в футболе РФ очень много.
Шансов вырастить футбольную звезду в России почти нет. Через все препятствия пробиваются лишь "толстокожие" дети, которых единицы.
Что же можно сделать?
По статистике футбольные звезды в 85% случаев попадали в элитные футбольные академии не раньше 12-13 лет (Мбапе, Месси, Роналдо, Модрич, Гризманн и др). С учетом европейского воспитания и наших расстояний от родного дома это как российские 14-15 лет. Значит первое, что нужно сделать - ограничить прием в академии с 14 лет.
До 14-летнего возраста сделать ставку на финансирование соревнований для региональных команд. До 12 лет - соревнования на пол поля. Все соревнования с круговой системой - никаких полуфиналов и финалов! Соревнования должны быть больше похожи на фестиваль, а не на турнир. С 12 лет - автобусные чемпионаты. Соревнования на все поле. И только после того, как ребенок поиграет 2 года на большом поле, можно задумываться об интернате.
Мотивация детских тренеров. Условно - ребенок в 14 лет попал в Академию Краснодара - тренер получает бонус. Проучился ребенок 1 год - тренер получает бонус. Попал в молодежную команду - бонус тренеру (+ за каждый выход игрока на поле). Попал во взрослую команду - бонус тренеру (+ за каждый выход игрока на поле).
Результат по тренеру это не победа на турнире, а выращенные игроки (оценка - количество игроков в академиях и региональных центрах). В зависимости от этих результатов, тренеры будут оцениваться и приглашаться в систему соревнований с разделением затрат на участие команды.
В региональных командах (для крупных городов - в маленьких командах) дети проходят через меньшее количество фильтров. А мяч круглый и поле прямоугольное и в Москве и в Калтане.
P.S. Пункт b стоит максимум 10 млн рублей в год спонсорской помощи для 300 команд двух возрастов (Москва, Санкт-Петербург и 5 региональных центра). При достаточном финансировании ДФЛ может проводить подобные соревнования.
P.P.S. И в волейболе и в хоккее есть тренеры, знающие как работать с будущими звездами.
Очень интересно, что волейболом начинают серьезно заниматься далеко не с 7-8 лет!
В общем не корректно сравнивать с СССР.
Что касается академий, то знаю о проблемах не понаслышке. Но думаю, что проблемы академий это проблемы от руководства.
_______________________________________________
так я и говорю, много ли у нас в России таких спортшкол: Москва, Питер, Краснодар
Вот я жил в 60 тысячном городке. У нас в конце 90х из всех секций в городе было только карате, куда ходило человек 70
Если что, то футболисты могут зимой и в хоккей поиграть
А если сравнивать с хоккеем, то скажите, почему в Казахстане нет хоккейных звезд? Они же тоже конкурируют с 55-60 миллионами