7 мин.

Карпин разбудил Алекса. Капитан «Спартака», потерявшийся на поле в первом тайме, во втором забил победный гол

Вчера «Спартак» вернулся на «Амстердам Арену», на которой 13 лет назад эффектно расправился с местным «Аяксом». Но в этот раз игра далась москвичам куда труднее

КУЗНИЦА ТАЛАНТОВ

В Европе – сотни, даже тысячи профессиональных клубов. Многие из них претендуют на то, чтобы называться лучшим в том или ином турнире. Но если брать такое «соревнование», как выращивание молодых игроков, то здесь на всем континенте нет равных «Аяксу». Приехать на матч амстердамцев и не побывать в клубной академии для спортивного журналиста – почти преступление.

К кузнице молодых талантов от «Амстердам арены» ведет спокойная дорожка, обрамленная каналами. Вот только если стадион главной команды расположен еще в городе, то академия «Де Тукомст», название которой переводится как «Будущее», – уже в пригороде. Об этом говорит табличка на середине пути, где слово «Амстердам» перечеркнуто красным.

Без лишних формальностей захожу в академию, поднимаюсь на второй этаж, где располагается одноименный ресторан «Де Тукомст». В дни матчей тут собираются родители будущих звезд. А сегодня тут обедают сами юные футболисты, которые с ходу показывают мне своего босса – длинноволосого и импозантного Яна-Олде Рекеринка.

Откуда вы узнали, что я руковожу академией? Я, что, похож на президента? – подшучивает надо мной Рекеринк. – Ладно, пойдемте ко мне, пообщаемся.

Светлый просторный кабинет с огромным столом из светлого дерева оставляет впечатление рабочего уюта. Балкон его выходит на одно из полей, которых всего шесть – три игровых и три тренировочных.

ПРИВЕТ ИЗ ДОНЕЦКА

Ну, здравствуйте, – переходит вдруг на русский Рекеринк и смеется, видя мое вытянувшееся лицо. – Я восемь месяцев работал с Ко Адриансе в донецком «Металлурге». Кое-что еще помню: «здравствуйте», «спасибо», «спокойно». Но это было четыре года назад. Как раз после этого я вернулся в академию «Аякса», в которой в разном качестве провел 11 лет.

– Сколько в академии молодых игроков?

Примерно 271, – Рекеринк вновь иронично прищуривается, оценивая мою реакцию на слово «примерно». – Тринадцать команд. С каждой работает свой тренер. Таким образом, за время учебы футболисты привыкают не столько к конкретному специалисту, сколько к системе.

– Знаменитой 4-3-3?

Да. Если кому-то из наставников нравится другая система, то мы его не задерживаем.

Заметив мой взгляд, устремленный на доску, где красно-белые магниты расставлены совсем по другой схеме, Рекеринк встает и поправляет магниты: четыре – в оборону, три – в середину поля, три – в нападение. Потом садится на место и как ни в чем ни бывало продолжает:

У нас нет интерната, мы считаем, что заставлять детей жить вне дома – противоестественно. Более того, если к нам приезжают ребята из других стран, мы их селим в местные семьи. Так лучше проходит адаптация. Учатся дети в своих школах, а около часа дня автобусы – всего их 24 – собирают детей и привозят в академию, где они едят, тренируются, учатся. Здесь у нас тоже есть свои дисциплины, причем необязательно спортивные. Примерно в семь ребята возвращаются по домам.

– Вы ищете детей по всей Голландии?

По всему миру. Но предпочитаем, чтобы они жили в окрестностях Амстердама – в радиусе 50-60 километров. Тогда ежедневные поездки в академию – дело вполне реальное. Обычно детей мы ищем сами, но раз в год проводим смотр среди тех, на кого еще не положили глаз наши скауты. Приезжает до 1000 человек, из которых мы берем одного-двух. Но именно так мы нашли Кларенса Зеедорфа, Рафаэля ван дер Варта, Уэсли Снейдера.

Рекеринк встает и поднимает какой-то график на стене. Под ним оказывается портрет Снейдера. Точнее большая фотография.

Я с ним работал в 1995 году, когда ему было всего 11. И потом – в 2009-м, уже в главной команде. Хороший парень.

Соглашаюсь с тем, что Снейдер – хороший парень и интересуюсь, сколько игроков академии заключают контракты с главной командой.

– Сейчас у нас 22 футболиста имеют такие контракты. А вообще примерно три четверти ребят, выходящих из стен академии, становятся профессиональными футболистами. Если не в «Аяксе», то в других клубах. Сегодня, например, против «Спартака» выйдут девять наших воспитанников.

Удивившись осведомленности Рекеринка, прошу дать прогноз на игру.

Не могу не отдать победу «Аяксу», – улыбается собеседник. – Но вот большого количества голов я не ожидаю. Да, в последних матчах «Аякс» побеждал соперников с крупным счетом, но «Спартак» – команда высокого уровня. Не думаю, что счет будет больше, чем 1:0 или 2:1.

ВЕЛЛИТОН – В ЗАПАСЕ

Голландские коллеги, взглянув на стартовый протокол, подсказывают: в стартовом составе действительно девять игроков – выпускников академии. Лишь Сулеймани и де Зеув не имеют отношения к клубной системе подготовки кадров.

Но куда интереснее состав «Спартака». Валерий Карпин все-таки не решился выпустить с первых минут Веллитона, который не играл в футбол три месяца. В запасе и Ари. Как и ожидалось, в роли единственного нападающего выходит Дзюба. Из других тренерских решений стоит отметить появление Кариоки вместо Шешукова – в конце концов, лимит на легионеров в Лиге Европы не действует.

Бросается в глаза и новая черная форма, в которой «Спартак» еще ни разу не выходил на поле. Окажется ли она счастливой?

До Дзюбы в первые минуты мяч попросту не доходит. «Аякс», которого пришли поддержать тысяч 30 болельщиков, сам ищет счастья в атаке. Уже на первых минутах Диканю приходится спасать команду после удара де Йонга, который заменил в атаке опального Эль-Хамдауи. Через пять минут вновь на острие де Йонг, который на этот раз бьет головой – чуть выше. Раз за разом рвется вперед Эбеселио. Даже как-то не верится, что в 14-летнем возрасте из-за проблем с сердцем от него отказался «Алкмар». Парень носится так, будто в него вживлен не дефибриллятор, а настоящий мотор. Хорошо, что его ударам и навесам чуть-чуть недостает точности.

Первый удар по воротам скучающего Стекеленбурга минуте на 8-й наносит Макеев – метров с 30. Это неопасно.

ВЗРЫВ, ОГЛУШИВШИЙ СТЕКЕЛЕНБУРГА

Взбодрить голкипера берутся фанаты «Аякса». Они взрывают что-то за воротами Стекеленбурга с таким грохотом, что уши закладывает, как на передовой. Судья даже останавливает встречу, давая футболистам прийти в себя. Диктор просит вести себя прилично. Акция эта, как объясняют местные журналисты, – дань памяти одного из недавно умерших фанатов. «Йелле, покойся с миром!» – гласит посвященный ему баннер.

Спартаковские болельщики пока – сущие ангелы. Свернув огромный баннер «Спартак» навсегда!», поддерживают команду дружным скандированием, которое на полупустой арене прекрасно слышно.

Вот только игроки «Спартака» ведут себя по-прежнему робко. А голландцы чуть не открывают счет. Де Зеув после заброса почти от центра поля оказывается наедине с Диканем, но вратарь успевает к мячу раньше. Стадион вздыхает.

Эриксен, которого накануне на пресс-конференции особо выделял Карпин, зарабатывает штрафной прямо напротив ворот Диканя. По счастью, удар Вертонгена застревает в ногах защитников. В следующий раз с этой точки бьет уже Сулеймани – рядом со штангой. «Спартак» словно напрашивается на гол со стандарта.

В ответ – первый по-настоящему опасный момент у ворот Стекеленбурга. Ибсон в штрафной отыгрывает мяч на Дзюбу, но у того, к сожалению, удар не получается.

Итоги первого тайма выглядят плачевно: удары 12:1, угловые: 7:0. Естественно, в пользу «Аякса». «Спартак» лидирует разве что по фолам: 6:1. Судя по всему, Карпину опять придется серьезно говорить с командой в перерыве. Особенно с Алексом – капитан «Спартака» буквально растворился на поле.

АЛЕКС ПРОСНУЛСЯ!

Замен во втором тайме, впрочем, нет. А вот Алекс оживает. Особенно, когда получает по ногам от Вертонгена, которому выписывают «горчичник». Трибуны свистят, подозревая Алекса в симуляции, а затем так же бурно реагируют на неудачу де Зеува. Полузащитник бьет головой в красивом полете – и как Дикань все время умудряется оказаться на пути мяча?

Гол, который забивает Алекс, возникает как-то ниоткуда, вдруг. Обводящий удар с правого угла штрафной – и мяч в сетке! 0:1. Алекс бежит разделить радость со скамейкой. Уж не сказать ли «спасибо» Карпину, который разбудил запевалу красно-белых?

В следующие десять–пятнадцать минут «Спартак» несколько раз оказывается на грани. К примеру, Эриксену не хватает каких-то сантиметров, чтобы замкнуть прострел де Зеува, находясь уже перед пустыми воротами.

Карпин, пытаясь отодвинуть игру поближе к чужим воротам, выпускает Веллитона вместо Ибсона. Но восстановившийся после травмы бразилец не слишком заметен, лишь получает желтую карточку за удар соперника локтем. Зато Дзюба чуть не забивает – после паса на ближнюю штангу Кирилла Комбарова. Эх, второй гол сейчас был бы очень кстати!

Пока же Диканю приходится отстаивать минимальное преимущество. Эбеселио, обманув ложными движениями защитников, бьет метров с 12 что есть силы – вратарь в отчаянном броске отбивает мяч! Браво, Дикань! Лучший игрок встречи!

Что ж, как и 13 лет назад, когда «Спартак» вышел в непривычной бордово-черной форме, древнегреческий герой Аякс оказался бит древнеримским повстанцем Спартаком. Черная форма – и в самом деле фартовая!

ВОКРУГ МАТЧА

«СПАРТАК» НАКРЫЛИ КРЫШЕЙ

Несмотря на уверения синоптиков, которые не прогнозировали осадков, за пару часов до игры на Амстердам вылился небольшой весенний дождик.

Впрочем, стадион к тому времени уже был накрыт крышей – организаторы заранее позаботились о газоне, который на «Амстердам арене» традиционно не лучшего качества.

Дышится под крышей легко и приятно, а вот ветра, порывы которого на открытом пространстве буквально сносили с ног, не было и в помине, свидетельствует корреспондент «Советского спорта» Сергей ПРЯХИН.  

ВИДЕО ГОЛА

Источник