6 мин.

«Девятка» из восьмого номера

 

Алекпер МАМЕДОВ. Фото из архива

46 лет своей жизни в Баку я прожил в доме номер 6 по улице имени Самеда Вургуна. А совсем рядом, в доме под номером 8, жил заслуженный мастер спорта, знаменитая "девятка" 50-х годов, центральный нападающий бакинского "Нефтяника", московского "Динамо" и сборной СССР Алекпер Мамедов. Сейчас он там уже не живет, а я и вовсе перестал быть бакинцем, но тридцать с лишним лет он был моим соседом, и я страшно гордился этим, особенно в те годы, когда был мальчишкой, а по стране громко неслась слава неудержимого центрфорварда.

Всем, чего Алик (буду называть Алекпера Амировича, отметившего в прошлом году свое 80-летие, именно так, как независимо от возраста, очно и заочно называли его на нашей улице, да и во всем Баку) достиг в спорте, он обязан самому себе – своему таланту и трудолюбию. Он рос в очень бедной семье. Отец был лудильщиком и умер, когда сыну было всего шесть лет. Мать – добрейшая тетя Настя (она была родом из Белоруссии) занималась поденной работой, чтобы хоть как-то прокормить себя и сына. Годы, когда Алик всерьез увлекся футболом, пришлись на войну и трудное время после. Питался плохо, а тренировался много, до полного изнеможения.  Мой покойный брат Эдик, друживший с Мамедовым и учившийся с ним в одной школе, рассказывал, что с Аликом не раз случались голодные обмороки после тяжелых тренировок. Дома у Мамедовых мне приходилось бывать часто – и в детстве (уезжая из Баку, Алик всегда говорил моему брату: "Эдик, присмотри, пожалуйста, за мамой", и брат регулярно, нередко прихватив меня с собой, заглядывал к тете Насте узнать, как она, не нужно ли ей чего), и позже, став журналистом и приняв от брата эстафету их дружеских отношений. Жили Мамедовы очень скромно – однокомнатная квартира, чистая и опрятная, обставленная самой простой мебелью, которая с годами не менялась, даже когда Алик стал уже знаменитым.

Футбол Алик и его друзья любили бескорыстно, и лучшей наградой для игроков его поколения были всесоюзная слава и признание болельщиков. "Мы выходили на поле с особым настроем, каждая игра была для нас праздником, и это праздничное настроение, желание играть красиво и побеждать, передавалось и болельщикам, которых нам хотелось радовать", - вспоминает сейчас, спустя полвека, Алекпер Амирович.

А болельщики полюбили Алекпера Мамедова сразу, с первых же его матчей за бакинский "Нефтяник" (много позже команда начнет именоваться "Нефтчи"). Ему было всего 17 лет, когда он дебютировал в основном составе, и не надо было быть крупным специалистом, чтобы понять: у этого игрока, техничного, с особым голевым чутьем, способного обыграть сразу нескольких защитников, большое будущее. В 19 лет Мамедов – уже лидер атак "Нефтяника", получившего право играть в классе "А". Его побаиваются лучшие вратари страны, на него обращают внимание тренеры столичных клубов и приглашают на отдельные матчи своих команд. Так в составе московского "Спартака" он вместе с легендарным Всеволодом Бобровым выходит в 1953 году на поле в матче против венгерского "Вашаша" и забивает два гола из пяти. Потом в составе столичного "Динамо" Алик едет в Чехословакию и Данию и вновь показывает отличную игру. Его зовут к себе и "Спартак" и "Динамо". Куда идти? Алик выбирает "Динамо" и на шесть лет связывает свою жизнь с этим прославленным клубом. Маститый наставник бело-голубых Михаил Иосифович Якушин был доволен:  динамовцам очень нужен был именно такой центрфорвард, как Мамедов, -  техничный, постоянно заряженный на ворота, умеющий играть в комбинационный футбол.  Доволен был и сам Мамедов. "Динамо" оказалось его клубом. Именно здесь во всю мощь раскрылся незаурядный талант бакинской "девятки". О динамовской команде середины и конца 50-х годов порой говорили: "Здесь не 11 игроков, а двое – Мамед да Яшин". Конечно, это была только шутка, но, как и в любой шутке, в ней была доля правды. В "Динамо" играло много классных футболистов, но лучшими, самыми полезными для команды, несомненно, были непробиваемый страж ворот Лев Яшин и неуловимый для защитников Алекпер Мамедов. Кстати, Яшин очень высоко ценил талант своего товарища по команде. "Алекпер Мамедов, - писал он, - исключительно техничный, обладающий оригинальной обводкой, хорошо ориентирующийся на поле, был настоящим лидером атаки".

С 1954 по 1959 год Алик вместе с друзьями-динамовцами 4 раза становился чемпионом СССР. Но "звездный" час его наступил 4 сентября 1955 года в Милане, когда московское "Динамо" на стадионе "Сан-Сиро" в присутствии 100 тысяч зрителей разгромило знаменитый "Милан". Итальянские "звезды", незадолго до этого обыгравшие динамовцев в Москве со счетом 4:2, были абсолютно уверены в победе, но их надежды на успех перечеркнула блестящая игра гостей, и прежде всего динамовской "девятки". На гол, который провел в первом тайме Гуннар Нордаль, москвичи ответили после перерыва четырьмя голами, и все они в ворота одного из лучших голкиперов Старого Света Буффона были забиты Алекпером Мамедовым! Этот "покер" Мамедова в Милане сразу сделал его европейской знаменитостью. Итальянские газеты захлебывались от восторга, описывая игру так поразившего их советского центрфорварда.

Осенью 1956 года сборная СССР готовилась выступить на Олимпийских играх в Мельбурне. Мамедов был одним из явных кандидатов на поездку в Австралию, и его место в составе команды сомнений не вызывало. Но в последний момент приказом председателя Спорткомитета СССР Николая Романова Мамедов был заменен, несмотря на возражения тренерского совета. Романов, многолетний руководитель советского спорта, чей авторитет среди спортсменов и тренеров был непререкаем, почему-то недолюбливал Алика и посчитал, что сборная может обойтись и без него. Так Алекпер лишился возможности стать олимпийским чемпионом.

А через год в Москву приехала знаменитая бразильская команда "Васку да Гама" и встретилась с динамовцами. Бразильцы, демонстрировавшие виртуозную технику, первыми забили гол во втором тайме. В ответ динамовское нападение, где тон задавали Алекпер Мамедов, Юрий Кузнецов и игравший в этом матче за бело-голубых Эдуард Стрельцов, обрушили на ворота бразильцев шквал атак и трижды заставили их вратаря капитулировать. Два гола из трех забил Мамедов, признанный лучшим игроком встречи. А в 1958 году Алика все же пригласили в сборную СССР, и он, составив с Никитой Симоняном сдвоенный центр нападения, сыграл в матчах с Англией и Венгрией (последний – в рамках первого розыгрыша Кубка Европы). В 1959 году Алик провел еще две игры за сборную – против Чехословакии и КНР.

97 матчей сыграл Мамедов в чемпионатах СССР, выступая за "Динамо", и забил 45 мячей. Еще 11 голов он забил в международных играх. И многие из его голов были подлинными шедеврами футбольного искусства.

В 1960 году Мамедов вместе с другим динамовцем – Юрием Кузнецовым (тоже бакинцем)  - вернулся в родной Баку. Три сезона играл он за "Нефтяник", помогая вырастившему его клубу освоиться в классе "А", а потом возглавил команду в качестве старшего тренера. И хотя громкими успехами руководимая им команда своих поклонников не баловала, он запомнился ее игрокам как вдумчивый наставник, умеющий и убеждать, и слушать, искать и находить футбольные таланты. Алекпер Амирович как тренер рано ушел из большого футбола. Но он, несмотря на солидный возраст, со спортом не расстался - работая на кафедре физвоспитания Азербайджанского института нефти и химии, уже много лет учит  студентов любить спорт, и, конечно, прежде всего футбол – игру, которой отдал свое сердце, еще будучи мальчишкой. 

…Есть во дворе дома номер 8 по улице Самеда Вургуна, где жил долгие годы Алик Мамедов, дерево, посаженное когда-то самим Львом Яшиным во время одного из приездов динамовцев в Баку. Великий вратарь вместе с друзьями по команде побывал в гостях у своего одноклубника и оставил такой вот зеленый след. Он – живое напоминание о двух именах, бывших в 50-е годы символом московского "Динамо". Помните ту знаменитую шутку: "Динамо" - это Мамед да Яшин!"