5 мин.

Чувство моря

6 июня 1888 года. Арль. Винсент Ван Гог — Тео Ван Гог

<…> Завтра, на рассвете, я уезжаю в Сент-Мари на берег моря, откуда вернусь в субботу вечером. Везу с собой два холста, но побаиваюсь, что там будет слишком ветрено и я не смогу писать... Добираться до Сент-Мари придется в дилижансе — это в 50 км отсюда. Дорога туда идет через Камарг — обширную равнину, где пасутся стада быков и табуны белых лошадок, полудиких и очень красивых. Я захвачу с собою все, что нужно для рисования: мне надо побольше рисовать <…>. У вещей здесь такие линии! Я хочу постараться сделать свой рисунок более свободным и более четким. <…>

От Арля, где обосновался в то время Винсент, до Сент-Мари-де-ля-Мер где-то 39 километров, если ехать по прямой линии. Примерное время пешей прогулки — где-то 10-12 часов, в зависимости от того, как быстро вы идете. На дилижансе, соответственно, где-то 5 часов.

При желании представить себе путешествие по южному Провансу к маленькому приморскому городу не так трудно. День стоял погожий; с утра на небе было только немного легких облаков, а мягкое утреннее солнце уютно светило в окно покачивающегося на ухабах провинциальной дороги дилижанса. Воздух был свеж и чист, а если выглянуть в окно, можно было ощутить дуновение набирающего силу бриза.

Можно заметить, что пейзажи южной Франции не так уж и сильно изменились за сто двадцать с лишним лет. Еще бы — срок для природы мизерный, всего-то пара полностью сменившихся поколений. Даже лошади все так же пасутся в этих местах.

Сент-Мари-де-ля-Мер — небольшой приморский городок. Не знаю, как сто двадцать лет назад, а сейчас он весьма живописен; живет в нем около трех тысяч человек. В 1448 году, здесь были обнаружены священные реликвии, связанные с пребыванием здесь Святых Марии Иаковой, матери апостола Иакова Алфеева и Марии Саломеи, принимавшей роды Иисуса Христа. В связи с этим Сент-Мари до сих пор считается местом паломничества. Вот как выглядит в настоящее время собор Нотр-Дам-де-ля-Мер.

Следующее письмо Винсент написал своему брату Тео через несколько дней, уже из Сент-Мари. Здесь можно познакомиться с впечатлениями самого Ван Гога о городке. И о море.

~8-10 июня 1888 года. Сент-Маре-де-ля-Мер. Винсент Ван Гог — Тео Ван Гог

Дорогой Тео, пишу тебе из Сент-Мари: я таки выбрался наконец к морю. У Средиземного моря цвет макрели, то есть непрерывно меняющийся. Оно то зеленое, то лиловое; сейчас оно кажется синим, а через секунду уже принимает серый или розовый оттенок.

Забавная вещь семья — незаметно для себя я время от времени думал здесь о нашем дяде-моряке, который наверняка видел берега этого моря много раз.

Я привез с собой холсты и уже исписал их — два морских пейзажа, вид деревни и рисунки, которые вышлю тебе почтой завтра, когда вернусь в Арль.

Как только представится возможность, снова приеду сюда и сделаю еще несколько этюдов. Берег здесь песчаный, нет ни скал, ни камней; точь-в-точь Голландия, только дюн меньше, а синевы больше. <…> В городке, вернее, деревне не наберется и сотни домов. Главное здание после старой церкви (древней крепости) — это казармы. <…> Придется оставить три моих свеженаписанных этюда здесь: они, конечно, еще недостаточно сухие, чтобы безнаказанно подвергать их пятичасовой тряске. Но я намерен вернуться сюда снова.

Подходил ко мне статный жандарм, выспрашивал, кто я такой; подходил и кюре (приходской священник — прим.). Люди здесь, наверно, хорошие: даже у кюре вид порядочного человека.

Вечером гулял по безлюдному берегу моря. Это было не весело и не грустно: это было прекрасно. На темной синеве неба пятна облаков, то еще более синих, чем насыщенный кобальт, то светлых, напоминающих голубоватый свет Млечного Пути. На синем фоне — яркие звезды: зеленоватые, желтые, белые, розовые, более светлые, более похожие на драгоценные камни, чем у нас на родине и даже в Париже; их можно сравнить с опалами, изумрудами, ляпис-лазурью, рубинами, сапфирами. Море - темный ультрамарин, берег - лиловатый и бледно-розовый, с кустами. Дюны пятиметровой высоты и кусты на них, иссиня-черные. <…>

Скоро я напишу тебе еще. Жму руку, всегда твой, Винсент.

Примерно вот так выглядит морской пейзаж погожего дня в Сент-Мари на современной фотографии. Единственное, камни являются частью волнореза, построенного гораздо позже 19 века.

Теперь можно перейти к картине, ради которой я и затеял этот пост. Это одна из трех картин, написанных Винсентом во время этой короткой поездки к морю. Морской пейзаж близ Сент-Мари-де-ля-Мер. (По изображению можно кликнуть, чтобы увидеть более крупную версию картины.)

Каких-то развернутых комментариев именно к картине я не имею, да они и излишни, нужно просто всмотреться. Скажу лишь, что манера рисования моря у Ван Гога совершенно самобытна. Так или иначе, в творчестве голландца преобладают другие мотивы и сюжеты, морских пейзажей среди его картин — считанное количество. Попытка запечатлеть изменяющуюся сущность моря удалась Винсенту в полной мере. Наверное, он очень хорошо понял море.

В заключение этого экскурса покажу еще одну фотографию за авторством Genevieve M. Это тоже побережье Сент-Мари-де-ля-Мер, но в другую погоду. Отличный снимок.

На этом мой рассказ о картине Винсента Ван Гога и его путешествии из Арля к Средиземному морю подошел к концу. Хочу еще добавить, что эта картина и эти письма очень настойчиво просили меня рассказать чуть-чуть о них другим. Что я и сделал.

Счастливо!