Полузащитник «Спартака» Александр Шешуков: На сбор взял с собой учебник по футболу
Спартаковский отель, огромный, почти пустой «Кемпински», в котором самый дешевый номер стоит 330 евро в сутки, каждый вечер балует немногочисленных гостей живой музыкой. И надо же – когда мы начинали нашу беседу с полузащитником красно-белых Александром Шешуковым, музыкант заиграл «Подмосковные вечера»…
«ИСКУПАЛИСЬ С ДИКАНЕМ В МОРЕ»
– Не скучаете ли вы тут турецкими вечерами, Александр?
– Если честно, пока любую свободную минуту воспринимаю как отдых. Нагрузки большие, поэтому, если есть возможность, надо набираться сил на будущее. Даже в субботу, когда нам свободный вечер предоставили, отправился в баню. Хотя можно было бы и в гости к кому-нибудь заглянуть – знакомых сейчас тут много. Практически в каждой команде есть.
– На вашем счету уникальное для межсезонья достижение – вы пока единственный из футболистов, кто рискнул искупаться в море…
– Не единственный. Андрей Дикань тоже купался. В море на самом деле теплее, чем в бассейне, в котором нам нужно ноги остужать после тренировок. Так что ничего страшного в купании нет.
– А вот Валерий Непомнящий в «Томи» и Рашид Рахимов в «Амкаре» своим футболистам лезть в воду не рекомендуют. Простудиться можно.
– Мы быстренько. Окунулись, тут же спортивные костюмы натянули, полотенца на голову – и бегом в отель.
– Эйден Макгиди все грозится в гольф тут сыграть. Вам не интересно?
– Не очень. Когда я в «Москве» играл, мы ездили на Мосфильмовскую, пробовали. Пару раз промахнулся клюшкой по мячу и понял, что по футбольному мячику попасть легче. На самом деле у меня даже что-то получалось. Но почувствовал: не мое.
– Александр Павленко рассказывал, что вы – один из главных книголюбов среди футболистов. Большую библиотеку взяли в Турцию?
– Всего две книги. Одну футбольную, другую – историческую. Но до истории дело пока не дошло.
– А футбольная о чем?
– Это просто учебник по футболу. Нам в институте в свое время выдавали. Решил кое-что освежить в памяти, – смеется Шешуков. – Как отдавать пас, как правильно бить по воротам, какие тактические схемы существовали и существуют.
– А прогноза на будущее там нет? Раньше в пять нападающих играли, сейчас все чаще – в одного. Чего дальше ждать?
– Думаю, большего универсализма. Раньше нападающие только забивали, а защитники только оборонялись. А сейчас каждый футболист должен уметь и то, и другое.
«САМЫЙ ПАМЯТНЫЙ ГОЛ – В МАХАЧКАЛЕ»
– Зрители любят футбол за голы и красивые комбинации. А ваша задача – этому препятствовать. Не обидно?
– У каждого своя работа. Если бы я умел забивать голы, как Веллитон, то играл бы в нападении. А у меня даже в детстве таких талантов не проглядывало. Мои позиции – центр защиты или центр полузащиты.
– Помню, вы говорили, что в защите играть проще.
– С точки зрения «физики» – да. Не такой большой объем работы требуется. Но психологически больше ответственность. Ведь отвечаешь за участок, откуда все голы забиваются. Хотя я в «Спартаке» лишь пару раз центрального защитника играл. На летних сборах. Ну, еще иногда в ходе матча переходил на эту позицию, когда травмы были.
– Какая позиция роднее?
– Сам задумывался – и не находил ответа. Куда поставят – там и буду помогать.
– Вы хоть и не забивали, но в прошлом году сумели себя проявить в атаке. Первый российский гол «Спартака» в чемпионате – на счету Александра Шешукова.
– Пожалуй, теперь мой самый памятный гол – тот самый, в Махачкале. Первый в «Спартаке» – и сразу победный. До этого гол «Зениту» первое место занимал. В прошлом году с линии штрафной попал.
«ГОЛОСУЮ ЗА НАТУРАЛЬНУЮ ТРАВУ»
– Ренат Сабитов говорит, его порой посещали мысли о том, что в состав он попадает только из-за лимита на легионеров. А вас?
– Такие мысли у всех проскакивают. Нужен лимит или нет? Какой-то – определенно. Ведь если у клубов есть деньги, то они всегда будут их на легионеров тратить. Важно только, чтобы их уровень был высоким. Иначе получится, что они отнимают места у российских игроков.
– Кстати, Сабитов в соседнем отеле живет. Могли бы в гости зайти.
– Мы по скайпу пообщались.
– Ну, а по поводу системы «осень—весна» мнение уже сформировали?
– Не вижу здесь больших минусов, если сумеют отстроить инфраструктуру. Ведь в каком-нибудь Томске, да и в Москве порой в ноябре или феврале до минус 25 доходить может. Но меня судьбы первого и второго дивизиона волнуют. Ведь там не так уж много делать, чтобы не только стадионы, но и манежи строить. Если им помогут, то пусть будет «осень—весна».
– Кто-то из игроков сказал: в манежах уже не футбол будет, а мини-футбол. А у многих здоровье на синтетике не позволяет часто играть.
– Конечно, лучше играть на настоящем поле. У меня у самого мениск был в прошлом году. Пять-шесть матчей на искусственном газоне, пусть даже последнего поколения, – и все это начинает сказываться на мышцах: задней, приводящей. Одну-две-три игры в сезоне можно провести в манежах. А дальше голосую за натуральную траву.
«ФОЛИЛ ИЗ-ЗА ПРОБЛЕМ С ЛИШНИМ ВЕСОМ»
– Со многими бывшими партнерами отношения поддерживаете?
– Очень со многими. С Сычевым вообще вместе росли. Я же из Омска. В одном спортклассе учились. Торбинский, Самедов…
– Помню, Самедов на вас жаловался – по ногам больно бьете…
– Да нет. Это он больше симулировал. Там ничего сверхъестественного не было. Никто его не убивал, просто Сашка очень любит падать. Артист! Упадет – и просто умирает. А потом встанет, отряхнется и дальше бежит. А судья уже карточку достал.
– Иногда и две. Вас же тогда удалили.
– Это точно. Пришлось потом Самедова поймать во дворе – мы с ним соседи – и серьезно поговорить, – смеется Шешуков.
– Вас за карточки не штрафуют?
– Пока не штрафовали. За лишний вес бывало. В прошлом сезоне.
– Вы же только в «Спартак» тогда перешли. Откуда знали ваш боевой вес? Неужели данные из «Москвы» поступили?
– Нет, но тут же все по науке. Измерили жировую прослойку, то-се… Два месяца пришлось себя в еде ограничивать. Сладкого не есть, вечером от пищи отказываться… Да и вообще на подготовке это сказалось.
– Не потому ли фолили так часто?
– Возможно. Сам чувствовал – не всегда успеваю в мяч сыграть. Надеюсь, в новом сезоне удастся избавиться от этой проблемы. Вес теперь держу постоянный – 75 кг. Чтобы набрать больше, надо стараться.
– Вам вопрос про карточки и нарушения часто задают?
– Наверное, первое место занимает по частоте. Даже надоело немножко. Хотя понимаю – сам виноват.
– К вам есть и еще одна претензия со стороны специалистов. Часто мяч отдаете назад или поперек поля.
– Замечаю за собой. Побаиваюсь вперед играть, если не вижу безошибочного варианта. Перестраховываюсь, чтобы мяч не потерять. Я же всю карьеру разрушительной работой занимался. Сложно перестроиться. Хотя в «Спартаке» это важно. Я стараюсь.
«В ОТПУСКЕ ЕВСЕЕВ БЫЛ ГРУСТЕН»
– Вы вспомнили, что росли с Сычевым. Вы ведь и в «Спартак» вместе пришли. Давно виделись?
– Перед Новым годом. Не на Бали, не смейтесь. Я в Таиланд ездил. С Самедовым, Торбинским, Епуряну, Круничем, Евсеевым…
– Вадим Евсеев постарше вас всех будет. Как он в вашу компанию попал?
– Он с Самедовым со времен «Локо» в хороших отношениях. Настроение в отпуске у него, конечно, не очень хорошее было. С «Сатурном» ситуация вообще непонятной была. И зарплату им полгода не платили.
– Что за беда с российским футболом? «Москва», «Химки», возможно, «Сатурн», «Амкар»…
– Кризис. В чем причины – не знаю, но проблема налицо. Хотя я не понимаю, почему в Московской области от обоих своих клубов отказываются. Странно это.
– Еще одна тенденция, более частная, но вас тоже касается. Масса спартаковских воспитанников играет в других клубах. Почему, кроме вас, практически никто не возвращается?
– Вопрос скорее в том, почему они все уходят. Ведь хорошие игроки с российским паспортом дорогого стоят. Но это не у меня надо спрашивать. Забавно – я, когда в «Спартак» вернулся, почти никого из старой гвардии не застал. Только Георгий Чавдарь остался. Легенда клуба.
«МЕЧТАЛ СТАТЬ ХОККЕИСТОМ»
– Читал, свою первую зарплату в «Спартаке» – 800 долларов – на одежду потратили. Вы модник?
– Да нет. Просто, что молодым еще надо? Шмотки, гулянки, развлечения. Ветер в голове.
– У вас тоже был?
– Был. Сейчас даже думаю, что вся карьера могла под откос пойти, если бы режимить не начал.
– Когда это произошло?
– Когда из «Луча» в «Москву» перешел. Подумал, что еще один шанс заиграть на хорошем уровне упускать нельзя. Да и здоровье не железное. В 21—22 года чувствуешь, что способен всю ночь прогулять, а потом на тренировку выйти. Сейчас уже этого нет.
– На квартиру в Москве уже накопили?
– Четвертый год живем с женой и сыном. Никита в садик ходит. Сейчас думаю поставить его на коньки.
– Хоккеистом хотите сделать?
– А почему нет? Пусть он папину мечту исполнит. У нас ведь в Омске хоккей – спорт номер один. Но у меня двоюродный брат занимался, так там детям чуть ли не после полуночи лед выделялся – такая конкуренция за него была. А начинали с пяти утра. Плюс хоккей дороже. А когда родители – простые инженеры, поневоле приходится деньги считать.
– Сейчас тоже работают?
– Только папа. У него теперь своя фирма.
– Сами бизнесом не хотите заняться?
– Для этого знания нужны. А у меня пока только физкультурное образование. В прошлом году РГУФК закончил. Лет восемь учился из-за командировки во Владивосток. Объявился в институте, когда мои документы уже выбрасывать хотели… Вот теперь думаю: может быть, второе высшее образование получить? Для начала можно учебник по экономике на сборы взять…