Валерий Карпин: «Бросать всё после таких игр - трусость»
Главный тренер красно-белых не склонен драматизировать ситуацию и настроен продолжать работу - с уверенностью, что идет по правильному пути.
- Сейчас, когда первые эмоции улеглись, в чем видите главные причины поражения от "Марселя"?
- Уступили потому, что соперник забил три гола, а мы - ни одного. Французы оказались сильнее. Нам еще в первой игре в чем-то повезло: они тогда не реализовали свои моменты, а теперь к двум первым мячам привели два первых удара в створ ворот. Вообще матчи в Марселе и Москве получились разными: там большую часть времени мы оборонялись и не пропустили, здесь действовали на встречных курсах - по крайней мере поначалу. В сентябре "Марсель" создал пять-шесть отличных шансов, но не забил. В Лужниках же Возьмем хотя бы гол Вальбуэна: он родился из ничего, человек с разворота попал в самую "девятку" - стопроцентная реализация.
- У спартаковцев она, увы, во вторник осталась на нуле.
- На выезде Комбарову сопутствовала удача: его прострел превратился в гол благодаря рикошету от ноги защитника. В общем, можно сколько угодно говорить о везении или невезении, но считаю, что если бы в Москве "Спартак" играл в том же ключе, что и в Марселе, нас в конце концов додавили бы - не слишком умеем мы действовать от обороны.
- В конце встречи процент владения мячом достиг показателей 58 процентов против 42 в вашу пользу. Обычно это приносит дивиденды. Почему так не произошло в данном случае?
- С "Рубином" в первом круге наш перевес в этом компоненте был еще весомее, но тоже не забили. Что тогда, что теперь где-то реализация подвела, где-то последний пас. Не нужно забывать, что "Марсель" хорошо обучен, умеет грамотно защищаться.
- Чем, по-вашему, объясняется неудача в группе в целом?
- Не хватило мастерства, опыта, физических кондиций.
- Всего понемногу - или чего-то в особенности?
- Больше всего - последних двух компонентов, причем не просто физической готовности, а мощи, атлетизма.
- О морально-волевых качествах коллектива что скажете?
- Вот здесь футболисты не подвели - ни во вторник, ни вообще в турнире.
- Поддержку трибун в Лиге чемпионов ощущали?
- Еще какую! И не только в ней, но и во всех остальных матчах сезона. За что огромное спасибо нашим болельщикам. Они - достояние "Спартака"!
- Давайте вернемся к встрече с "Марселем". Андрей Дикань в смешанной зоне на вопрос о том, что сейчас чувствует, ответил просто: "Домой поскорее хочу ". А вы что в после финального свистка испытывали?
- Опустошение.
- Не было желания укрыться от посторонних глаз, побродить где-нибудь на набережной Москвы-реки в одиночестве?
- Было такое желание, что в принципе и сделал. Только не гулял, но почти всю ночь оставался один. Почти ни с кем не общался - лишь на пару звонков ответил.
- О чем думалось в эти часы?
- Обо всем: как произошло то, что произошло, почему. Мыслей - миллиард.
- К каким выводам пришли?
- Их можно сделать, но они останутся словами до тех пор, пока не придет результат. А если его не будет, то что толку от таких выводов?
- Послематчевая пресс-конференция стала самой тяжелой в вашей тренерской карьере?
- Одна из - после субботнего дерби труднее пришлось.
- Не хотелось в какой-то момент встать и уйти из зала?
- Нет.
- Когда пошло добавленное ко второму тайму время, телекамеры выхватили ваш крупный план, и, честно говоря, создалось впечатление, что вы чуть ли не об отставке готовы объявить.
- На эмоциях подобная мысль в раздевалке проскочила - еще до того, как пошел к журналистам.
- Что или кто остановил?
- Никто и ничто: пришла мысль - и ушла.
- С Леонидом Федуном был разговор?
- Да. И разговор с председателем совета директоров тоже все сомнения развеял.
- Надо полагать, вы оба по-прежнему твердо убеждены в том, что главный вектор развития верен?
- Доверие владельца клуба сейчас самый важный фактор: если бы оно отсутствовало, в "Спартаке", наверное, уже последовали бы перестановки, изменения. Поражение эту точку зрения не изменило. Проанализировав ситуацию прошлой ночью, пришел к выводу, что бросать все после таких игр - не по-мужски. Трусость это. Надо вставать и идти дальше: настоящие команды часто рождаются как раз после таких передряг - если игроки все поймут и переживут, толк будет. Наверное, чтобы двигаться вперед, нам всем нужно было пройти через серьезное испытание.
- С футболистами в среду общались?
- Нет - у них выходной.
- А с людьми, которым доверяете и к мнению которых прислушиваетесь?
- Они сказали то же самое - необходимо оставаться мужиком.
- Что-то способно вам сейчас поднять настроение?
- Вряд ли. Правда, оно уже лучше, чем во вторник вечером, - благодаря разговорам с теми, кому могу довериться.
- А кто-то, наоборот, удовольствие от результата матча с "Марселем" получил.
- Наверняка были и такие. Впрямую, впрочем, никто этого не говорил, но у любого из тех, кто на виду, "доброжелателей" хватает - так уж устроена жизнь. Но они, думаю, в меньшинстве.
- Веллитон как-то объяснил свой срыв?
- Тут и так все понятно: поддался на провокацию, так поступать не должен - он все сам прекрасно понимает.
- Наказывать бразильца будете?
- Естественно.
- Почему Веллитон, второй год подряд становящийся лучшим бомбардиром чемпионата России, не забил ни одного мяча в Лиге чемпионов?
- Все наши команды в еврокубках становятся в той или иной степени заложниками уровня национального первенства: здесь можно, не играя в полную силу - а Веллитон в полную силу не играет, - забивать по 18 мячей. любого трудно заставить всецело отдаваться игре, если для достижения цели достаточно, условно, пятидесяти процентов. И это беда и проблема российского чемпионата. В Лиге же нужно выкладываться по полной, а такая привычка у людей каждую неделю не вырабатывается, - и получается своего рода замкнутый круг: защитник, на тренировках противостоящий Веллитону, готовому на все сто, и свой уровень повышает. И наоборот. А, например, в "Челси", если против тебя в двусторонке Дрогба, то в официальных матчах тебе будет проще - ведь таких форвардов единицы. Если же против ивуарийца в порядке не будешь, то сядешь на лавку.
- На сбор в Венгрию все-таки поедете?
- Да. А Веллитон, кстати, останется в команде до конца сезона.
- Последний вопрос: что нужно сделать в первую очередь, чтобы "Спартак" стал сильнее?
- Во-первых, очень много работать с нынешней командой. Во всех отношениях - тактике, "физике", понимании футбола, сыгранности. И требуется определенное усиление: оно необходимо всем, включая "Реал" и "Барселону". Мы не исключение.