3 мин.

Для кого играете, господа?

Прошедшие туры РФПЛ и ФНЛ показали, что российский болельщик очень неохотно идет на стадион в марте. Причем с переходом на систему осень-весна ситуация только ухудшилась. Вот для наглядности график посещаемости матчей 18 тура главного дивизиона отечественного футбола. 

 

Такая кривая посещаемости первых мартовских матчей РФПЛ последние 7 лет

Как мы можем видеть за последние семь лет произошел регресс. В 2010 году и общее, и среднее количество болельщиков на футболе было больше. Причина, конечно, и в том, что это был первый тур. Старт чемпионата по старой системе. Начало нового сезона, надежды болельщиков, амбиции. Ожидание сюрпризов, ведь первые туры всегда этим славились. И зритель шел на трибуны. Конечно, не в таком количестве, как в лучших домах Лондона (или любого другого топового европейского чемпионата), но трибуны заполнялись. А сейчас – стагнация.

Если посмотреть на ФНЛ (второй по силе эшелон российского футбола), то ситуация там еще хуже. Там часто можно встретить матчи, где присутствие 500 человек на трибунах – норма. Проводить параллели с Европой бессмысленно. В Германии на каждый домашний матч дрезденского «Динамо» ходит чуть меньше болельщиков, чем на все десять матчей тура в ФНЛ. А ведь клуб из восточной Германии играет только во Второй Бундеслиге. А у нас что?

Так обстоят дела в ФНЛ

У нас народ все меньше ходит на футбол. И самое болезненное то, что футбольные власти не способствуют улучшению ситуации. Бедствующая «Томь» домашний матч против «Ростова» проводила на стадионе соперника. Самарские «Крылья Советов» вообще принимали «Локомотив» в Уфе. Матч посетило немногим больше тысячи человек. Для кого играли господа футболисты? Причина первого переноса не разглашается, второго – неготовность поля. Все эти факторы влияют на спортивный интерес, равенство команд. Почему кто-то вынужден лететь играть в Томск, а кто-то два матча с сибиряками играет дома? Нет чистоты в российском чемпионате, отсюда нет и зрительского доверия.

Нам обещали, что после постройки новых стадионов посещаемость возрастет. Вот ввели в эксплуатацию арены ЦСКА, «Спартак», «Краснодар», но общую картину это не поменяло. Да, конечно, если бы последние два клуба играли по отдельности, а не между собой, то общее количество болельщиков в туре было бы выше. Но незначительно. Средняя посещаемость за последние семь лет почти не изменилась. Барахтается в районе 11-12 тысяч. Не стали пока новые стадионы притягивать болельщиков на трибуны.

Есть ли светлое пятно в нашем футбольном царстве? Однозначно, таким можно назвать матч между «Краснодаром» и «Спартаком». На 90% заполненный стадион, около 15 тысяч болельщиков москвичей на выездном матче. Причем это подметили даже в Италии, где ведущие спортивные газеты пели дифирамбы красно-белым и своему соотечественнику Каррере. Вот она лучшая реклама нашего футбола.

Чемпионат мира по футболу должен заново зажечь любовь к футболу в болельщицких сердцах. Подстегнуть людей забросить дела и несколько часов в выходной день провести на стадионе. Но для этого и руководители футбольного хозяйства должны усердно поработать в данном направлении. А то действительно непонятно – для кого они играют?