Возвращение блудного деда. Марко Сторари в 40 лет возвращается в «Милан»
Не так уж и плохо, когда лучше тебя – только вечный Франческо Тотти. Да, речь идёт лишь о возрасте, но тем не менее Марко Сторари – почти самый старый в Серии А среди до сих пор играющих футболистов, уступая как раз лишь Императору. 7 января Марко исполнилось 40 лет, и в подарок он может получить переход в «Милан», в котором уже оказывался дважды. На игру с «Миланом» в чемпионате он уже не был вызван в ожидании окончательного завершения переговоров…
Карьера Сторари начиналась в «Роме», что, отчасти, совсем неудивительно – в семье все являются заядлыми романистами, вот и отдали сына в школу своего любимого клуба. Правда, как потом признавался Марко, они настояли именно на выборе клуба, чем футбола вообще – он скорее сам мечтал стать именно футболистом, хоть это и не было это его абсолютной навязчивой идеей. Мечта постепенно трансформировалась в реальность, вот только в юниорской команде «Ромы» он со временем потерял место в воротах, а играть хотелось. Повезло, что о юном Сторари не забыл один из тренеров, с которым довелось поработать в «Роме» – Франческо Скаратти связался с отцом Марко и попросил его отпустить сына к себе в любительский клуб «Ладисполи». Отец сперва сомневался – вместо его любимой «Ромы» какие-то любители! Однако настоял сам Марко, для которого на первом месте стояла не болельщицкая страсть отца, а собственное желание играть и отец был вынужден поддаться. Сперва договорились об аренде, но «Рома» не очень-то печалилась из-за ухода Марко и в итоге он остался в «Ладисполи» на 4 года.
За эту любительскую команду он в итоге и дебютировал во взрослом футболе, в Серии Д. Неплохая игра и небольшое количество мячей привлекли начинавшую своё восхождение к Серии А «Перуджу», к которой он присоединился в 1995 году. Правда, сколь либо приложить свои руки к выходу в Серию А в 1996 году 18-летний Сторари не сумел, хотя и выиграл с Примаверой титул чемпиона. За оставшиеся полтора года в «Перудже» он так и не сыграл за основу, а потому 21-ый день рождения встречал на чемоданах – «грифоны» согласились отдать его в аренду в «Монтеварки» из Серии C1. Не возвращение к любителям, что уже хорошо. Вот только даже аренда ничуть не помогла – там тоже приходилось лишь тренироваться и сидеть на скамейке.
«Перуджа», как и когда-то «Рома», особенно не нуждалась в Сторари, а потому с лёгкостью продала его в «Анкону», выступавшую всё в той же Серии C1. Сперва Марко и там проигрывал конкуренцию опытному аргентинцу Уго Рубини, но в сезоне 99/00 в него поверил новый тренер Фабио Брини – сам бывший вратарь, поигравший за «Удинезе» в середине 80-х. И Сторари, пропустив всего 28 мячей в 36 играх, помог клубу завоевать 2 место и выйти в Серию Б. Этот уровень для тогда ещё 23-летнего Марко оказался почти в 2 раза более сложным – в тех же 36 матчах он пропустил уже 50 мячей. Однако клуб занял место в середине таблицы, а Сторари постепенно приноровился и на следующий год улучшил статистику. Но всё испортило повреждение крестообразных связок в февральской игре с «Фиорентиной». В итоге летом 2002 года «Анкона» рассталась с Марко, чтобы уже без него выйти по итогам сезона в Серию А, а сам Сторари отправился в катящийся в пропасть «Наполи».
Хоть как-либо притормозить это падение растренированный Марко не сумел, проведя лишь 4 игры и пропустив в них 6 мячей. В итоге свой 26-ой день рождения он праздновал вновь на чемоданах – из «Наполи» его продавали ещё дальше на юг, в «Мессину». Туда он тоже приходил не до конца восстановившимся, но в итоге сумел набрать настолько хорошую форму, что сперва помог клубу остаться в Серии Б, а в следующем сезоне провёл 45 матчей (44 пропущенных мяча) и вместе с клубом вышел в Серию А. Попадание в высший дивизион стало настоящей наградой для Сторари как за его профессионализм, так и за предыдущие невзгоды.
В Серию А он впервые попал в 27 лет (если не считать нахождения в заявке «Перуджи» в сезоне 96/97, когда ему только исполнилось 20), но как известно, вратари имеют свойство поздно раскрываться. И Марко стал его прекрасным воплощением. Играя в Серии А за «Мессину» он прославился как мастер по отражению пенальти. Сезон 04/05 вышел крайне успешным – сицилийцы неожиданно заняли 7 место. Однако в следующем сезоне они оказались 18-ыми, должны были вылететь, но в итоге случился Кальчополи, в Серию Б отправился «Ювентус», а «Мессина» ещё на сезон задержалась в Серии А.
Сторари, однако, провёл его не до конца, хоть сперва и получил капитанскую повязку: вновь состоялось уже привычное празднование дня рождения на чемоданах. Правда, впервые не он сам отправился помогать клубу сделать шаг вперёд, а его позвали на повышение – в 30 лет Марко оказался в «Милане». Так получилось, что и Дида и его сменщик Аббьяти травмировались, остался лишь третий вратарь Желько Калац. Однако Сторари тогда провёл за «Милан» всего 3 матча, хоть и стал формально победителем Лиги Чемпионов (те 3 игры на неё, правда, не распространились). Дида и Аббьяти вскоре восстановились и Марко присел на лавку, а летом 2007 года отправился в свою первую зарубежную командировку – его арендовало «Леванте». Сторари постоянно играл, наслаждался прекрасными видами Валенсии, а с октября главным тренером назначили соотечественника Де Бьязи, вот только всё это не могло перекрыть тот факт, что в клубе совсем не платили зарплату.
В итоге в январе Марко покинул «Леванте» и «Милан» отправил его в другую аренду – спасать «Кальяри». У сардинцев было лишь 10 очков после первого круга, однако новички под руководством нового тренера Давиде Баллардини потащили «Кальяри» вверх: Марко пропустил лишь 21 гол в 20 матчах, а дуэт Коссу-Джеда орудовал в атаке. «Кальяри» тогда набрал 33 очка за второй круг и оформил чудесное спасение, оказавшись в итоге на 14 месте. Прекрасный сезон на Сардинии вновь напомнил всем о мастерстве Сторари и летом 2008 года его арендовала уже «Фиорентина», боровшаяся за место в Лиге Чемпионов. Правда, сезон в составе «фиалок» у Марко не задался – лишь по игре в Серии А (правда, против «Милана», которому принадлежал) и Кубке Италии, но Сторари, благодаря сформированной в Валенсии привычке, наслаждался красотами города, в котором ему, к счастью, всё же платили зарплату.
В следующем сезоне в «Милане» решили оставить Сторари у себя. Новый главный тренер Леонардо даже решил сделать его основным вратарём, но команду лихорадило и бразилец сдался к октябрю, поставив в состав соотечественника Диду. Марко же вновь пришлось ждать дня рождения, чтобы опять собрать чемоданы и загадать себе новую команду. Ею оказалась «Сампдория», где в атаке жгли находившиеся в самом расцвете Кассано и Паццини. Сторари же добавил надёжности сзади, пропустив в 19 матчах лишь 14 мячей и 7 раз сыграв на 0. Такая «Сампдория» уверенно шла в направлении Лиги Чемпионов и одной из ключевых в борьбе за попадание в главный турнир Старого Света стала игра с «Ромой», которая боролась с «Интером» за чемпионство. «Сампдория» победила благодаря голам Паццини и спасениям ворот в исполнении Сторари, но болельщики римлян запомнили лишь второе, увидев в этом некий акт мести со стороны Марко за то, что в детстве он был вынужден покинуть римский клуб. Сам Сторари, правда, считает всё это глупостью, утверждая, что для генуэзцев тогда попадание в Лигу Чемпионов было не менее принципиальной задачей, чем Скудетто для «Ромы», а победу принёс вовсе не он, а Паццини, сделавший дубль.
«Сампдория» в итоге завоевала заветное четвёртое место и её генерального директора Маротту позвали в «Ювентус». Маротта в свою очередь решил довериться знакомому по «Сампдории» Джиджи Дельнери и пригласил его главного тренера. Ну а уже Дельнери, когда узнал, что Буффон из-за травмы, полученной на Чемпионате Мира пропустит полгода, позвал также знакомому по «Сампдории» Сторари. «Милан» не стал упираться и за 4,5 миллиона отпустил не особо нужного вратаря в Турин. Марко был основным вратарём «Юве» вплоть до конца первого круга, и иногда даже приносил победы своими сэйвами, в целом не заставляя тифози Бьянконери сильно лить слёзы по отсутствующему Буффону. Однако даже спасения Марко не помогали «Юве» выбраться из болота середины таблицы. Перед самым возвращением Буффона Сторари пропустил 7 голов в 2 матчах (4 от «Пармы» и 3 от «Наполи») и оказался на скамейке, хотя и возвращение Джиджи не сильно помогло тому «Юве»…
В следующем сезоне в команду пришёл Конте от работы с которым у Марко остались приятные впечатления. И дело не только в выигранных трофеях: по признанию Сторари, Антонио требовал от своих подопечных «огня внутри», и это было очень по душе Марко. Он, конечно, был не очень доволен тем, что проводил по 5-6 игр в чемпионате, будучи основным вратарём лишь в Кубке Италии, и часто даже публично высказывал свои претензии (что, однако, не помешало его дружбе с Буффоном), но чувствовал внутри себя тот самый огонь и запредельную мотивацию на тренировках. И, видимо, этого огня стало настолько много, что после ухода из «Юве» Сторари решил откликнуться на предложение нового владельца «Кальяри» Томмазо Джиулини и во второй раз помочь сардинскому клубу, на этот раз – вернуться в Серию А из Серии Б.
Однако в этом переходе теперь была сокрыта бомба замедленного действия. Так уж получилось, но сардинские тифози не очень-то любят кого-либо хоть когда-то имевшего отношение к «Ювентусу» и «Наполи». А Марко, вот уж незадача, отметился и там и там. В прошлом сезоне, когда «Кальяри» на всех парах возвращался в Серию А, болельщики, опьянённые победами могли где-то и не замечать, что за них играет и носит капитанскую повязку вратарь, выступавший и в «Юве» и в «Наполи». Но в этом сезоне, попав в Серию А, где дела команды не всегда шли успешно, болельщики стали показывать характер. Однако Марко – чай уже не мальчик – стал попросту игнорировать болельщицкие претензии, часто и вовсе предпочитая не ходить после матчей к фанатским трибунам, чтобы лишний раз не выслушивать ругань в свой адрес. В итоге взаимная антипатия лишь нарастала, и первым звоночком стало требование болельщиков отнять у Марко капитанскую повязку. Руководство никак этому не сопротивлялось и тренер Растелли был вынужден подчиниться этому решению перед игрой с «Сампдорией». Для Сторари она получилась неудачной и по другой причине – травма мениска и риск пропустить более двух месяцев.
Тем не менее Марко – большой профессионал (а другие и не играют до 40 лет), и упорные тренировки позволили ему вернуться всего через пару недель, пропустив всего один матч (пусть и не без помощи перерыва на матчи сборных). Причём, вернулся Сторари триумфально – на «Сан Сиро» был обыгран «Интер». Марко продолжал успешно играть и без капитанской повязки, и часто именно его сэйвы позволяли клубу набирать очки. Однако конфликт с болельщиками и руководством никуда не делся, и после проигранного матча с «Эмполи», состоявшегося 17 декабря, заговорили об окончательном разрыве отношений между вратарём и клубом. Президент клуба Томмазо Джиулини сухо заявил, что не собирается выносить сор из избы, а спортивный директор Каподзукка, действовавший согласно «линии партии» в одном из интервью признался, что «Марко – серьёзный профессионал и хороший вратарь, но он сам попросил нас об уходе». Вот только сам Сторари ответил, что об уходе вовсе не просил. Однако всё решили за него…
Сейчас его ждут «Милане». Видимо, надеются, что он поделится с годящимися ему в сыновья Доннаруммой и Плиццари своим огромным опытом, умением искать мотивацию и приёмами в работе на тренировках (сам Марко признаётся, что уделяет всё больше внимания видеоанализу своей игры). Ну и конечно тем самым огнём внутри. Всё же он точно будет куда лучшим старшим товарищем, чем молодой Габриэль, который, напротив, отправится на Сардинию за игровой практикой и собственным опытом. Но при всём при этом, не стоит наивно думать, что Сторари приходит просто сидеть на скамейке и передавать свой опыт: он вовсе не наигрался, чему, отчасти, удивляется и сам. Поэтому мы наверняка ещё успеем восхититься его спасениями ворот. Вот увидите.
Фото: Daniele Liggi/TuttoCagliari.net (заголовок, 4), Filippo Gabutti (1), Federico De Luca (2), Alberto Lingria/PhotoViews (3)
Другие материалы блога:
Время сказать «Прощай». Превью к зимнему трансферному окну «Милана»
На хорошей ноте. Итоги 2016 года для «Милана»
«Раз он забил 30 в Серии Б, то забьет много и в Серии А». Как Джанлука Лападула шёл к своей мечте
Да, Марко конечно, поболтало по командам, но парень выбил себе место под солнцем, не знаю насколько его талант котировался в юности, но благодаря трудолюбию и желанию играть, он стал весьма надёжным вратарём.
Всегда испытывал огромную симпатию и уважение к таким игрокам. Так, что могу ему только удачи пожелать!!!
Ждём, конечно!