Алмир. Забытый плохиш бразильского футбола
Карьера Алмира началась в 1956 году в его родном городе Ресифи, штат Пернамбуку, когда его пригласили в сильнейший на тот момент клуб штата «Спорт». В том же году Алмир помог клубу завоевать очередной титул чемпиона штата и попал на карандаш к скаутам «Васку да Гама» из Рио - на тот момент победителю Лиги Кариока (чемпионат штата Рио-де-Жанейро). И уже в следующем году Алмир проследовал по пути других знаменитых уроженцев Ресифи - Адемира и Вава - также сменивших в свое время местный «Спорт» на «Васку».
В «Васку» игра молодого - всего-то 19 лет - нападающего стала откровением. Самый на вид маленький и невзрачный, недостаток физических данных Алмир восполнял неуемной энергией, скоростью и оригинальным дриблингом, позволявшим обыгрывать по несколько соперников на небольшом участке поля. В каком-то роде заслужить авторитет в команде ему помог Лев Яшин, которому он забил 4 декабря 1957 на «Маракане» в товарищеском матче, закончившемся вничью 1:1.
Лев Яшин в матче «Васку» - «Динамо» (Москва)
В первом же сезоне Алмир завоевал место в основе «Васку», а в 1958 году помог команде выиграть престижный турнир Рио - Сан-Паулу, где сильнейшие команды из двух ведущих лиг страны - Кариоки и Паулисты (чемпионат штата Сан-Паулу) - выясняли отношения в очном противостоянии. В 9 матчах турнира Алмир забил 8 голов: по одному «Палмейрасу», «Сан-Паулу», «Флуминенсе», «Сантосу» (единственный в матче) и «Ботафого», а также хет-триком поучаствовал в разгроме занявшей последнее место «Португезы». В составе «Васку» только Вава забил больше него (11). В том же 1958-м Алмир пятью голами помог «Васку» вернуть себе титул победителя Лиги Кариока после годичного перерыва.
«Васку да Гама» - победители Лиги Кариока 1958
Успехи молодого нападающего не прошли незамеченными, и он был приглашен в сборную Бразилии перед Чемпионатом мира 1958. Однако, в звездной компании двадцатиоднолетний Алмир, конкурировавший за позицию «десятки» с Пеле и Дидой, стушевался и попросился домой. Тренировавший бразильцев Висенте Феола посчитал, что игрок настолько неуверенный в своих силах вряд ли сможет проявить себя и не стал уговаривать Алмира остаться. Как бы то ни было, 29 июня 1958 года более уверенные в себе Пеле (дважды), Вава (дважды) и Марио Загалло переиграли шведского вратаря Калле Свенссона по прозвищу «Рио-Калле», и Бразилия впервые стала первой на планете.
Капитан сборной Бразилии Беллини с «Золотой богиней»
Свой шанс в сборной Алмир получил через год, когда в марте 1959-го получил приглашение Феолы отправиться в Буэнос-Айрес на Копа Америка в качестве дублера Пеле. В то время турнир разыгрывался по круговой системе и Алмир принял участие в 3 из 6 матчей, сыгранных Бразилией. Сначала вышел на замену в матче первого тура против Перу (2:2). Отсидев на скамейке выигранные матчи с Чили (3:0) и Боливией (4:2), Алмир попал в основу на матч с Уругваем. Этот матч, сыгранный 26 марта, во многом стал определяющем в создании имиджа Алмира. Бразилия владела преимуществом, но мяч никак не шел в ворота, а уругвайцы практически и не помышляли о контратаках. Правда, один раз перейдя на чужую половину, имели прекрасный шанс забить, но мяч попал в штангу. В остальное время бразильцы наседали, уругвайцы отбивались и фолили. По прошествии получаса игры после очередного сэйва уругвайского кипера Лейвы в толчее у ворот то ли Алмир ударил кого-то из соперников, то ли сам получил, но именно его впоследствии назвали главным зачинщиком драки. Дрались долго и с упоением - драка продолжалась около 50 минут, поучаствовали все - и игроки, и административный персонал. У бразильцев запасной вратарь Кастилью получил рассечение брови (и видимо так впечатлил тренерский штаб самоотдачей, что во втором тайме вышел на поле), Орландо – рассечение губы, основной вратарь Жилмар, а также Диди, Пеле и сам Алмир отделались многочисленными синяками и ссадинами. С уругвайской стороны больше всех пострадали капитан Мартинес (выбитый зуб и три шва на голове), нападающий Сасия (травма глаза) и запасной Роке Фернандес (травма плеча и ребер - хотя и он появился на поле по ходу второго тайма). Когда дым над полем боя рассеялся, чилийский арбитр Карлос Роблес удалил по 2 игрока с каждой стороны - первым, естественно, был удален Алмир - и матч продолжился. Уругвай открыл счет практически сразу, но во втором тайме более техничные бразильцы воспользовались свободными зонами, и вышедший на замену Паулу Валентим оформил хет-трик (он тоже пропустил ЧМ1958, проиграв конкуренцию Вава и Альтафини). В наши дни Алмир скорее всего больше не сыграл бы на турнире, но тогда на подобные проступки смотрели более снисходительно, так что он пропустил только 1 матч (Бразилия легко обыграла Парагвай 4:1, хет-трик оформил Пеле). Для завоевания титула в последнем туре надо было обыгрывать хозяев турнира аргентинцев, одержавших 5 побед в 5 матчах, а Алмир снова оказался на скамейке запасных. Во втором тайме он заменил Паулу Валентима, но Бразилия смогла лишь отыграть пропущенный в первом тайме гол (снова забил Пеле, ставший лучшим бомбардиром турнира с 9 голами).
Драка в матче Бразилия - Уругвай
Впоследствии Алмир еще мелькнул в сборной в 1960-м, когда выходил на замены в Каире в победном (3:0) товарищеском матче со сборной Объединенной Арабской Республики (объединенная команда Египта и Сирии) и в двух неофициальных матчах и миланским «Интернационале» (2:2) и лиссабонским «Спортингом» (4:0), которому и забил свой единственный гол в футболке сборной. Алмир снова попал в основной состав сборной 26 мая 1960 года на первый матч Кубка Рока в Буэнос-Айресе против Аргентины, но сыграл неудачно и был заменен, а Бразилия уступила 2:4. Без него в ответном матче, сыгранном через 3 дня почему-то тоже в гостях, Бразилия выиграла в дополнительное время (4:1). В последний раз в форме сборной Алмир сыграл (вышел на замену) 3 июля 1960 года в матче Атлантического кубка, когда Бразилия в гостях обыграла Парагвай (2:1). В двух оставшихся матчах турнира (0:1 с Уругваем и 5:1 с Аргентиной) Алмир не сыграл, а Бразилия завоевала трофей по лучшей разнице мячей.
Сборная Бразилии перед матчем с Аргентиной в Кубке Рока (Алмир - третий слева в певом ряду)
Репутацию нужно заслуживать годами, а разрушить можно в один момент. К сожалению, ты даже не всегда бываешь в этом виноват. Несчастный случай, разрушивший репутацию Алмира, случился 9 августа 1959 в проходном матче чемпионата Рио против «Америки». В игровом эпизоде защитник «Америки» Элио нарушил правила на Алмире, но игроки так неудачно упали, что Элио умудрился сломать ногу. Для Элио, которому было уже 32 года, перелом означал преждевременное завершение карьеры. Алмиру сразу припомнили драку с уругвайцами, и вскоре любое касание мяча Алмиром сопровождалось криками «убийца» от фанатов соперника. Играть в Рио становилось все труднее в психологическом плане, и очень кстати подоспело предложение поменять штат и переехать в «Коринтианс» в 1960-м. Клуб из Сан-Паулу с 1954 года не выигрывал титулов, и на молодого нападающего возлагали большие надежды, а болельщикам представили не иначе как «белого Пеле». В первом же матче за новую команду Алмир забил гол (в товарищеском матче со счетом 3:0 был обыгран бывший клуб Алмира «Васку да Гама»). Однако в дальнейшем у Алмира не пошло – всего-то 5 голов в 29 матчах и, конечно же, никаких титулов. Алмир остался без клуба, ну а «Коринтианс» своего следующего трофея ждал до 1966-го, когда был выигран турнир Рио - Сан-Паулу.
Алмир в «Коринтиансе»
Шанс реанимировать карьеру Алмиру предоставился в Аргентине у старого знакомо Висенте Феолы, тренировавшего тогда «Бока Хуниорс». Начиналось все лучше некуда: 11 мая 1961 в товарищеском матче с «Сан-Паулу» (1:1) Алмир сравнял счет, а через три дня в матче чемпионата Аргентины против «Индепендьенте» (2:0) забил второй гол «Боки». Весь следующий месяц «Бока» играла товарищеские матчи, Алмир забил в них 8 голов и, казалось, что дела пошли на лад. Возможно, Алмира ждала такая же яркая карьера в «Боке», как и его бывшего партнера по сборной Паулу Валентима, но вмешалась травма колена. Клубное начальство не придало этому значения, и настаивало на участии Алмира в матчах. В итоге, он отхромал один товарищеский матч в августе и 2 матча чемпионата в сентябре: все матчи «Бока», фактически игравшая вдесятером с первой минуты, проиграла. Феола на свой страх и риск перестал ставить травмированного игрока на матчи, но выбить у руководства денег на лечение Алмир не смог. Самолечение не дало результатов, Алмир еще появился поле в двух товарищеских матчах в декабре и даже забил гол «Црвене Звезде», но снова травмировался. В следующий раз он появился на поле в первом туре чемпионата Аргентины 1962 в домашнем матче против «Чакарита Хуниорс». Алмир кое-как отыграл первый тайм («Бока» вела 2:0 благодаря дублю Норберто Менендеса), но в перерыве понял, что продолжить матч не сможет. Замены проводить не разрешалось, и после того как в самом начале второго тайма Ревисто отыграл один гол, Алмир решил действовать. Он дождался удобного момента и от души врезал по ногам форварду гостей Марио Родригесу. В результате короткой стычки оба участника инцидента были удалены. Составы уравнялись, но по дороге к раздевалке Алмиру пришло в голову, что этого мало: он затеял перебранку с оказавшимся ближе всех игроком «Чакариты», слово за слово перебранка переросла в рукопашную, и в раздевалку отправились еще 2 игрока соперников - Ферро и Савой. «Бока», правда, на остаток матча лишилась вратаря - Антонио Рома тоже был удален - но вставший в ворота защитник Кармело Симеоне отыграл на ноль, и «Бока» сохранила минимальное преимущество (а Менендес еще и не смог реализовать пенальти в самом конце матча, упустив шанс сделать хет-трик). Восторженные фанаты на плечах вынесли Алмира со стадиона, но аргентинская федерация не разделяла их восторгов и выписала игроку трехмесячную дисквалификацию. Алмир еще дважды вышел в товарищеских матчах, но лечить его никто не собирался, и владелец «Боки» летом сплавил его в Италию. А по итогам сезона «Бока» выиграла чемпионат.
Алмир в матче «Бока Хуниорс» - «Чакарита Хуниорс»
В «Фиорентине» о проблемах Алмира с коленом ничего не знали, а узнав, не придумали ничего лучше как перепродать его в «Дженоа». В «Дженоа» он сыграл лишь дважды, по разу в чемпионате (0:0 на выезде с «Палермо») и кубке Италии (2:5 с «Ромой»). Возможно, его карьера так тихо бы и закончилась, но вмешался счастливый случай: по Италии гастролировал звездный «Сантос», и знакомый с Алмиром по сборной Мауро Рамос замолвил слово за бедствующего соотечественника перед президентом клуба.
Алмир с возлагающими на него надежды болельщиками «Фиорентины»
Так Алмир вернулся на родину. У него появилось время на лечение, ведь от него требовалось только быть дублером «десятки». Под десятым номером в «Сантосе» играл Пеле. Руководство хотело видеть только Пеле. Торсида не поняла бы, если бы под десятым номером на поле вышел не Пеле, кто-то другой. В контрактах о проведении коммерческих турне участие Пеле прописывалось отдельным пунктом и это приносило «Сантосу» хорошие деньги. Только тяжелая травма Пеле могла дать Алмиру шанс выйти на поле, и однажды это случилось.
Джанни Ривера и Пеле перед матчем «Милан» - «Сантос» на «Сан-Сиро»
В 1963 году на пути «Сантоса» ко второму Межконтинентальному кубку встал «Милан». В первом матче противостояния итальянцы выиграли дома 4:2. Бразильский легионер Амарилдо забил дважды, Мора и Трапаттони по разу, а у «Сантоса» оба мяча были на счету Пеле. Общее мнение склонялось к тому, что трофей достанется «Милану» - ведь в ответном матче «Сантос» не мог рассчитывать на травмированных Пеле и Зито. Вопрос был в том, кто сыграет на позиции «десятки», и выбор пал на Алмира. Он, в свою очередь, пообещал сыграть за себя и за того парня, однако в перерыве все казалось уже делом решенным: Альтафини и Мора забили по голу. Во втором тайме пошел дождь - итальянцы впоследствии все на этот дождь и свалили - а с 50-й по 68-ю минуты «Сантос» забил четыре и зеркально повторил результат первого матча. Жозе Масия забил два в день рождения своего отца, еще по одному забили Алмир и Лима. Позднее поползли слухи, что в перерыве руководство «Сантоса» подкупило главного судью. Действительно, игра стала более грубой, а игроки «Сантоса» травмировали вратаря Гецци и Риверу (оба пропустили следующий матч). Алмир вспоминал, что после матча Пеле обнял его: «Ты был прекрасен, Алмир».
«Пеле может этого и не помнит, но это объятие, эти слова вдохновили меня для следующей игры», написал Алмир в своей книге. Но Пеле помнит: «В тот вечер я был травмирован и не смог сыграть на «Маракане». После матча я обнял Алмира, потому что он бился на поле. Я никогда этого не забуду».
Пеле поздравляет Алмира после матча
Обладатель трофея должен был определиться по итогам переигровки. Уже заранее было известно, что при необходимости третий матч состоится в Бразилии. Подобная договоренность между УЕФА и КОНМЕБОЛ была и за год до этого, когда «Сантос» встречался с «Бенфикой». Первый матч проходил в Рио, ответный и, при необходимости, дополнительный должны были играться в Лиссабоне. В тот раз не понадобилось (победы «Сантоса» 3:2 дома и 5:2 в гостях).
Перед матчем игрокам «Сантоса» в раздевалке раздавали таблетки и непрозрачно намекнули на близорукость судьи: «На поле вы можете делать все, что захотите». Судил тот же аргентинец Броцци, и игрокам «Сантоса» было позволено чуть больше, чем соперникам. Уже на первой минуте Амарилдо прорвался по левому флангу, Алмир крикнул защитникам Мауро и Исмаэлю «оставить этого ублюдка» ему. Судья дал штрафной, но не вынес даже устного предупреждения. В том же духе продолжилось и дальше: вратарь «Милана» Луиджи Бальдзарини, игравший вместо травмированного в прошлом матче Гецци, броском в ноги прервал выход Алмира. Все бы ничего, но тот даже и не подумал уйти от столконовения - с окровавленной головой Бальдзарини смог доиграть лишь до 40-й минуты, и «Милану» пришлось выпускать третьего вратаря - Дарио Барлуцци. А на 30-й минуте Алмир подставил голову под высоко поднятую ногу капитана «Милана» Чезаре Мальдини и покатился по траве. Итальянец досрочно отправился в раздевалку, а так как дело было в штрафной, то защитник Далмо уверенно реализовал пенальти. В конце тайма составы уровнялись - после очередного грубого фола на Амарилдо был удален Исмаэль. Но в этот вечер и одного гола было достаточно для победы, а Алмир за свою самоотверженность снова стал любимцем торсиды. Кстати, Хуан Броцци вскоре был дисквалифицирован Федерацией футбола Аргентины и переквалифицировался во владельца цветочного магазина в Буэнос-Айресе.
Фол Мальдини на Алмире
Удаленного Мальдини уводят с поля
Далмо реализует пенальти
Кто-то другой так и провел бы остаток карьеры, изредка подменяя Пеле на поле и выигрывая титулы, не вставая со скамейки. Но Алмиру хотелось играть, и играть поближе к пляжам Рио-де-Жанейро. В 1965 году форвард присоединился к проявившему к нему интерес «Фламенго». Сотрудничество оказалось обоюдовыгодным: Алмир получил игровую практику (73 матча и 21 гол за 3 года) и помог «Фламенго» выиграть Лигу Кариока в первом же сезоне.
«Фламенго» - победители Лиги Кариока 1965 (Алмир – четвертый справа в первом ряду)
Еще один матч на «Маракане», вошедший в историю бразильского футбола, и неразрывно связываемый с именем Алмира, был сыгран в 18 декабря 1966 года. «Фламенго» играл решающий матч Лиги Кариока 1966 с «Бангу». «Фла» отставали от соперника на 2 очка. До игры Алмир заявил, что после финала игроки не совершат круг почета, если только это не будут игроки «Фламенго». Правый вингер «Фла» Карлос Альберто буквально на первой минуте игры получил удар в колено от игрока «Бангу» Ари Клементе и еле двигался (о его нездоровом колене было известно всем еще до матча, но он настоял на своем участии, несмотря на все попытки его отговорить). В то время была разрешена только одна замена, и менять можно было только вратаря. К 20-й минуте компанию Карлосу Альберто составил еще один полузащитник «Фламенго» - Нелсиньо. К середине второго тайма «Бангу» вел 3:0, и в перспективе счет мог стать только крупнее. Алмир решил, что с него довольно (в книге он написал, что по ходу матча он заподозрил своего вратаря Валдомиро и судью Айртона де Мораиша в подкупе) и стал зачинщиком грандиозной драки стенка на стенку, по очереди напав на Ладейру, Ари Клементе и вратаря Абирахара. Арбирт удалил Алмира и еще по четыре игрока из каждой команды. Так как играть было некому, матч был прекращен, титул достался «Бангу», но ни о каком круге почета уже не могло быть и речи. А Алмир снова стал «убийцей».
Алмир в матче «Фламенго» - «Бангу»
Алмир против вратаря «Бангу» Абирахара
Алмира выводят с поля
С этим прозвищем он и играл до тихого завершения карьеры в «Америке» из Рио (той самой, фанаты которой первыми начали называть его «убийцей») в 1968 году. Алмир наконец-то мог проводить все свое время на пляже и в барах любимой Копакабаны, развлекаясь игрой в футволей. Вечером 6 февраля 1973 года в баре «Rio-Jerez» на Копакабане было людно. За одним из столиков сидели актеры бунтарской музыкальной гей-группы «Dzi Croquettes», за другим выпивали трое португальцев, а столик между ними заняли Алмир с подругой Эуникой и двумя приятелями - некими Элоем Лимой и Альберто Рибейро. Португальцы начали оскорблять музыкантов, Алмир заступился. Как это часто бывало в Рио, слово за слово Алмир ударил португальца, тот выхватил пистолет, приятель Алмира выхватил свой. Когда дым рассеялся Алмир лежал между перевернутыми столами с пулей в голове. Его приятель Альберто Рибейро скончался по дороге в больницу, Лима получил пулю в ногу. Убийца - 52-летний Артур Гарсия Соареш - даже не был арестован, а его действия признали самообороной.