Робинсоны
Совсем недавно стартовала н-ая Олимпиада в РИО. н Атлетов из н стран разыграют н комплектов наград, но едва ли по прошествии времени мы вспомним их всех. Ведь для того, чтобы запомниться, остаться в сердцах болельщиков и оставить след в истории мирового спорта, нужно что-то большее, чем результат. Конечно, можно спорить до посинения, приводя в качестве аргументов количество выигранных турниров Большого шлема, "Золотых мячей", поясов, недель в ранге шахматного короля, но все это отходит на второй план, если ты полюбил теннис после невероятного забега Надаля, матч сборной Голландии для тебя интереснее финалов чемпионата Европы, а Микки Уорд единственный боксер, чьи бои ты пересматривал в записи. И речь вовсе не о вкусовых предпочтениях, вернее не только о них, просто это те яркие люди и команды, открывшие для тебя спорт как борьбу личностей и характеров, а не статистик (и уж точно ничего удивительного в том, что у каждого эти люди и команды свои). Две истории, которые будут рассказаны далее, по-настоящему уникальны, и не только тем, что речь пойдет об однофамильцах. Бетти и Джеки Робинсон не делятся на своих и чужих кумиров. Они - легенды вне времени и пространства, влюбляющие в себя всех, кто хоть немного знаком с их удивительными судьбами.
Бетти Робинсон
За всю карьеру Бетти (Элизабет) Робинсон завоевала золото олимпийских игр лишь дважды - в 1928 году в Амстердаме, и в эстафете 4х100 в 1936 году в Берлинe. Казалось бы тут мало, что может удивить опытного болельщика, однако не все так просто.
Представьте вы опаздываете на поезд, который уже тронулся с места. Ваша скорость примерно 8.5 метров в секунду. Нет-нет, это не задача из вступительного экзамена ГКПС по математике, это всего лишь первое знакомство тренера сборной США по легкой атлетике, с юной 16-ти летней Бетти. Заметив резво бегущую девушку из окна своего купе, Чарли Прайс почувствовал, что перед ним будущая надежда Америки на спринтерских дистанциях и не прогадал. Уже через месяц Бетти финишировала в призах на 100 метрах, уступив лишь Хелен Филки, обладательнице рекорда США на этой дистанции. А спустя еще некоторое время и вовсе установила мировой рекорд в 12 секунд на предолимпийском турнире в Чикаго. Успех преследовал молодую атлетку и на Олимпийских играх в Амстердаме. Робинсон была второй и первой в своих квалификационных забегах. Наконец, в финале лишь после совещания судей со временем 12.2 секунды Элизабет Робинсон стала первой женщиной победившей на олимпийских играх в легкой атлетике.
После возвращения в США в честь Робинсон были устроены парады в Нью-Йорке и Чикаго. Президент олимпийского комитета США Дуглас Макартур наградил Бетти золотым кулоном, а в родном городе ей были вручены серебряный кубок и часы с бриллиантами. Феерический взлет "Удивительной Бетти" казалось должен был надолго закрепить ее в качестве единственной королевы спринта, однако в судьбу девушки вмешался несчастный случай. Через три года после Олимпиады в 1931 году Бетти попала в авиакатастрофу. Человек, нашедший ее на месте крушения решил, что та скончалось и небрежно погрузив в багажник олимпийскую чемпионку, повез ее в похоронное бюро. Там выяснилось, что девушка все же жива и после следующих 7 недель в коме, и 2 лет в инвалидном кресле врачи чудом вернули Бет возможность снова ходить. Только вдумайтесь, её травмированная нога стала короче на полдюйма, и если в случае с великим Гарринчей это лишь вводило в заблуждение соперников, то каких колоссальных усилий ей стоило вернуться и выступать на высочайшем уровне в виде спорта, где каждое мельчайшее, еле заметное твоё движение может стоить драгоценных секунд на финише. Пропустив три с половиной года, Робинсон усиленно готовится к Олимпийским Играм 1936 года в Берлине, но лишь в эстафете. Поврежденная нога дает о себе знать, и Бетти не может опускаться на низкий старт. Тем не менее, пробежав свои 100 метров на ура, Робинсон приносит Америке золото Берлинской Олимпиады. По возвращений на родину вся сборная США участвовала в знаменитом Нью-Йоркском параде, разумеется, в первой машине ехал темнокожий атлет Джесси Оуэнс, добывший 4 золотых медали, а вторую по значимости машину передали как раз женской эстафетной команде.
История Бетти по сей день считается одной из самых уникальных во всей Олимпийской и просто истории в общем. Кстати, в так называемом "рейтинге" выдающихся людей, неоправданно считавшихся погибшими, Робинсон оказалась выше Марка Твена и Шерлока Холмса. После завершения спортивной карьеры Бетти вышла замуж и посвятила всю оставшуюся жизнь своей семье. Рассказывают, что в 1998 году в возрасте 86 лет Робинсон, приглашенная на одно из шоу, посвященных открытию олимпиады в Нагано, должна была перерезать ленточку вместе с еще одним четырехкратным олимпийским чемпионом в метании диска Элом Ортером. Бетти перерезала ленту первой и добавила: "Я все еще самая быстрая". Спустя год великой Элизабет Робинсон не стало, теперь уже навсегда. Увы, рак не делает исключений даже для олимпийских чемпионов, но это всего лишь конец невероятной жизни великой спортсменки, и как говорилось в начале, тут речь не о результатах.
Джекки Робинсон
3 Августа на одном из очередных заседаний МОК к обязательной программе олимпийских игр в Токио 2020 был добавлен Бейсбол - вид спорта, уходящий корнями в XIX век и невероятно популярный за океаном.
42 - это не только ответ на самый главный вопрос жизни, Вселенной и вообще, но и первый номер в истории MLB (Главной лиги бейсбола) закрепленный навечно за одним игроком - Джекки Робинсоном. Неудивительно, что из всей россыпи выдающихся талантов, Лига выделила не лидера по хоумранам или страйк-аутам, а человека, полностью изменившего ход истории. Дело в том, бейсбол долгое время, почти 60 лет, считался игрой исключительно для белых. Существовали даже специальные лиги "второго сорта", в которых пробовали свои силы темнокожие атлеты. Перед началом каждого сезона 400 белых спортсменов пытались выяснить кто из них дальше отбивает, быстрее занимает базы и лучше ловит в поле. В 1947 году их стало 399. Джекки Робинсон стал первым темнокожим бейсболистом в истории MLB, сделав важнейший шаг в победе над расовой сегрегацией в этом виде спорта.
Разумеется, во всей этой истории кроме Джекки, принимало участие огромное множество людей. Но особенно стоит выделить президента и главного менеджера "Лос-Анджелес Доджерс" - Бранча Рики. Он четко осознавал всю необходимость перемен в бейсболе и, выбирая из лучших темнокожих игроков, выделил Робинсона в первую очередь за его характер. До этого момента за Джекки закрепилась репутация бунтаря, человека, ни в коем случае не терпящего любые намёки на расовые предрассудки и именно эту карту разыгрывал Рики при их первой совместной встрече. Вопреки ожиданиям, от своего новичка он потребовал лишь одного - терпеть любые выкрики и оскорбления, которые будут доноситься в адрес Джекки. На что Робинсон возмутился: "Вы ищете негра, который боится дать отпор?". - "Я ищу негритянского игрока, с мужеством достаточным, чтобы не давать отпор" - закончил свою мысль Бранч.
Сейчас очень часто освистывают футболистов за различные проступки, за переход в стан принципиальных соперников или за банальную задержку времени, и ведь это не просто способ самовыражения для болельщиков со всего мира, это то, что так или иначе действует на игрока. Свист?!... У "Л.А Доджерс" в то время не было своего стадиона, а площадки, предоставляющие им постоянную аренду, отказывались принять команду с Джекки в составе. После первых тренировок его собственная команда составила и подписала петицию о нежелании выходить на одно поле с Робинсоном. Его освистывали, унижали и оскорбляли на всех выездных и домашних матчах без исключения. В день приходило под 20 писем с угрозами и обещаниями убить Джекки и всю его семью. Один из первых вопросов от прессы после подписания контракта звучал следующим образом, - "Джекки, что вы сделаете если питчер швырнет мяч в вас, а не в страйковую зону?". На все это и многое другое Робинсон обязан был найти в себе мужество не отвечать и подставлять вторую щеку. При этом не просто отбывая номер, а играя в бейсбол на высочайшем уровне. Иначе все напрасно, иначе он всего лишь один из многих, а вовсе не особенный за которым должны последовать другие.
Джекки хватило мужества и мастерства. В первом своем сезоне он был признан "Новичком года", а уже в следующем 1948-ом году лигу пополнили еще 5 темнокожих бейсболистов. Барьер, просуществовавший более 40 лет, был сломан в один сезон 42-ым номером "Лос-Анджелес Доджерс". В 1949 Джекки и вовсе получает звание самого ценного игрока года (аналог "Золотого мяча") и принимает участие в матче всех звезд MLB. О его достижениях можно говорить бесконечно долго, например, о том, как каждый год лига устраивает специальный матч имени Джекки Робинсона, или о том, как Джекки стал первым бейсболистом, изображенным на почтовых марках США, но если отмотать назад в 1947 год и выбрать наугад любой из матчей с участием "Доджерс", то станет ясно, что свои главные победы он одерживал тогда, в головах людей, пришедших посмотреть на его неудачи и с удивлением для себя проникающихся к нему уважением и любовью.