Андрей Будогосский: «Основа профессионализма судьи – его интеллект»
Один из известнейших отечественных рефери организовал центр «Футбольный арбитр» и на протяжении нескольких лет проводил обучение судей на базе Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. В 2009 году по ряду причин обучение пришлось прекратить. О перспективах его возрождения, о сути четырехлетнего курса Андрей Дмитриевич рассказал редактору НФПМ.ру.
Несмотря на то, что вы сейчас не ведете программу судейской подготовки, хотелось бы все-таки более подробно узнать о том, что она из себя представляет. Ведь вам удалось за относительно небольшой срок подготовить немало квалифицированных арбитров.
На самом деле программ у нас было разработано несколько. В рамках четырехлетнего цикла была построена основная. Мы задумывали ее как единую для всех российских регионов, чтобы можно было на базе региональных и межрегиональных федераций проводить занятия с молодыми арбитрами. Причем содержание можно в случае необходимости варьировать. В общей сложности программа рассчитана на 1200 часов теоретических и практических занятий. Она была рекомендована к принятию еще в 2006 году, но по ней никто до сих пор не работает.
Приходя на первый курс, человек изучает сугубо теоретические вопросы это правила игры и регламенты, вплоть до того, как правильно заполнить протокол матча. Параллельно проходят занятия по физподготовке, а затем экзамены. Как показывает наш опыт, на этом этапе происходит большой отсев. К примеру, в один из наборов мы приняли 119 человек пришлось делать три группы. В итоге осталось чуть меньше 50 человек. Меня это настораживает: молодые люди 18-20-летние демонстрируют очень низкий уровень физической готовности. Наверное, это стоит признать проблемой общероссийского масштаба. Мужчина сегодня не готов быть мужчиной в физическом плане. Именно по этой причине, в основном, и происходит отсев.
Второй курс нашей программы это преимущественно практическое судейство, причем под руководством наставников. Для этого мы привлекали таких специалистов, как Александр Колобаев, Алексей Николаев, Наталья Авдонченко, не говоря уже об Алексее Спирине, который участвовал в разработке программы, и Андрее Бутенко.
Третий курс посвящен углубленной работе над практическими навыками судейства. Ребята выезжали на учебно-тренировочные сборы в Анапу, и как раз эти сборы являлись лакмусовой бумажкой: мы видели, готов ли человек быть арбитром профессионального уровня, или судить только любительские соревнования, или оставаться на уровне массового футбола. Замечу, что основной задачей наших курсов была подготовка именно судей для профессионального футбола, а затем уже любительского и массового. Наконец, среди наших целей было и воспитание грамотных зрителей. Даже те люди, которые не попадут в судейство, по крайней мере, пройдя курс правил игры, будут понимать, почему судья принимает то или иное решение.
Третий курс обычно заканчивала небольшая группа в среднем человек 15. И это уже те судьи, у которых есть все шансы впоследствии попасть в число арбитров нелюбительских соревнований. На четвертом курсе студенты писали дипломную работу, и в марте ее защищали.
Должен заметить, что в списке из 300 арбитров, утвержденных на сезон-2010, 65 человек это те судьи, которых мы подготовили. Особенно отрадно, что восемь из них работают в премьер-лиге: главными арбитрами Лаюшкин и Карасев, которые входят также в список ФИФА, Турбин и Еськов; помощниками ассистент ФИФА Барышников, Мосякин, Кобзев и Еремин. Чтобы достичь этого, каждому из них потребовалось от пяти до семи лет.
Кроме того, мы в течение двух лет при поддержке Национальной академии футбола вместе с Алексеем Спириным и другими моими коллегами проводили очень интересный курс. Мы проехали почти всю Россию, в каждом регионе собирали порядка 60 судей, как правило, не старше 26 лет. Сначала устраивали с ними пятидневные занятия, затем проводили отбор, и те, кто успешно этот этап преодолевали, попадали на сборы мы провели их два раза, в Ижевске и Красноярске. И знаете, выяснилось, что положение на местах очень тяжелое. На Дальнем Востоке из общего числа аттестовано только 15 процентов ребят, хотя среди них есть очень интересные. Но что еще более насторожило, в регионах Золотого Кольца успешно прошли аттестацию всего 16 процентов! Фактически речь идет о том, что подготовкой судей на местах никто не занимается. Есть только Академия спортивного арбитра в Петербурге и все.
Сейчас мы приступили к новому интересному проекту. Он достаточно необычен. В Москве есть студенческое правительство дублеров, где собрано порядка 20-30 человек. И это не просто клерки они очень спортивные ребята, живо интересуются футболом, организуют свои соревнования. Через департамент физкультуры и спорта столицы они обратились к нам с просьбой устроить ликбез по правилам, мы такие занятия с ними провели, а сейчас вышли уже на новую четырехлетнюю программу для студентов столичных вузов, которую частично будет финансировать Москомспорт. Это перекликается и с работой Российского футбольного союза над созданием студенческой лиги. И судей для нее нужно искать там же, где и футболистов то есть в вузах.
Четырехлетний курс не предполагает полную занятость?
Нет. Занятия проходят по вечерам, один-два раза в неделю.
Могут ли студенты в процессе обучения судить матчи любительского уровня?
Безусловно. Идет постоянная работа на футбольных полях под контролем преподавателей и судейской коллегии. Тем самым мы помогаем ребятам совершенствоваться и шлифовать мастерство.
Каков, на ваш взгляд, минимальный срок для начальной подготовки судьи?
Обычно мы начинали занятия на первом курсе в первых числах октября и заканчивали в последних числах декабря. Итого три месяца, по два-три раза в неделю. В общей сложности 72 часа, в течение которых даются базовые знания по теории, физподготовка, лекции общего характера. После этого мы всем рекомендуем вступить в территориальные коллегии судей. Ведь бывают студенты и не из Москвы например, были четверо ребят, которые приезжали из Брянска ночным поездом, а затем возвращались домой. Так сильна была их любовь к футболу. Но с другой стороны, это и беда значит, они вынуждены ехать за сотни километров, потому что дома у них судей никто не готовит.
И вообще нигде, кроме Петербурга? Куда же подевались работавшие в прежние годы школы молодого арбитра?
В последнее время стали как грибы после дождя появляться объявления о наборе в такие школы. И я ради интереса решил пройтись по ссылкам в Интернете. Попробовал около десяти но никакой информации о них нет на сайтах региональных федераций, за исключением Южного федерального округа. Но и там висит прошлогодняя программа семинарских занятий с молодыми судьями. А что такое школа на самом деле? Она предполагает штат преподавателей, свою программу, положение об обучении, поурочный план занятий. У нас же школу подменяют семинарами. Они действительно проводятся в регионах с разной периодичностью и длятся от одного до нескольких дней. Но это никак не школы! И потом, собрав человек тридцать, с ними позанимаются и выпускают. Но куда? Эти ребята просто пропадают. А с ними надо продолжать работать, нельзя останавливаться на одноразовых мероприятиях. Собственно, поэтому и возник наш центр «Футбольный арбитр». И четырехлетний цикл мы выбрали как наиболее оптимальный. Базовый трехлетний. Четвертый курс не обязательный, он представляет из себя то, что раньше называли школой высшего спортивного мастерства. Так что к той информации, которая есть в сети Интернет о школах молодого арбитра, я бы относился очень аккуратно.
Как определить, годится ли человек в судьи? Какими качествами он должен обладать, каким требованиям удовлетворять?
В свое время мы подготовили анкету для судей, в которой просили их расставить по значимости от одного до десяти все, что имеет отношение к судейству. Для кого-то на первом месте стояла физподготовка, для кого-то теория, а для большинства начинающих знание правил игры. Со временем приоритеты менялись, но меня удивило другое: почему-то интеллект и личностные качества в список попадали далеко не всегда. Для меня, например, интеллект арбитра однозначно важнее всего. На этой базе, на этом фундаменте должно строиться все остальное, в том числе психологическая устойчивость, один из важнейших параметров для современного судьи. Важную роль играет сейчас body language язык тела. Это искусство коммуникации. Очень важно умение общаться с игроками на футбольном поле. И это все тоже зиждется на интеллектуальной основе. Чем больше «этажей» можно надстроить над этим фундаментом тем выше уровень профессионализма судьи.
Каков, на ваш взгляд, максимальный возраст для человека, решившего заниматься судейством?
Знаете, когда в свое время я сдавал экзамен на республиканскую категорию в 23 года, Иван Иванович Лукьянов, один из виднейших советских арбитров, задался вопросом: «Что же мы, присвоим ему сейчас в 23 республиканскую категорию а в 25 должны будем всесоюзную?!» Тогда это был нонсенс считалось, что будущий арбитр должен долго играть в футбол, как минимум лет до 30, и только после этого приходить в судейство. Сегодня нужно учитывать такую вещь: ФИФА ограничивает международную карьеру судьи 45-летним возрастом. И если до 35-ти судья в список ФИФА не попадает, он этой организации уже не интересен. Уже сегодня там начинают работать с группами судей, которые будут работать на чемпионате мира 2014 года. Заметьте, ФИФА тоже избрал четырехлетний цикл для подготовки арбитров! В период, когда я руководил Московской городской коллегией судей, мы запустили программу «Таланты и наставники». В прошлом году мы набрали ребят в возрасте 16-18 лет. Именно с 18-ти надо начинать судить массовые соревнования, чтобы к 26-28 годам выйти на высокий уровень обслуживать матчи первого дивизиона и находиться в резерве премьер-лиги. И не позже 26 лет в принципе нужно приходить в судейство.
Если человек подходит по возрасту, может он сам себя проверить на профпригодность?
Вряд ли. Бывает, что даже тот, кто уже судит какое-то время причем на очень средненьком уровне, вдруг расцветает, как гадкий утенок. Увидеть в человеке необходимые задатки способен лишь тот, кто сам прошел судейскую школу. Таково мое мнение. Когда спрашиваешь тех, кто приходит учиться, каких они хотят достичь целей, оказывается, что мотивация у всех очень высокая: как минимум судить в премьер-лиге, максимум матчи чемпионатов мира. Я не встречал в анкетах ни одного ответа «Хочу судить массовые соревнования на первенство района». Но вот определить, насколько амбиции соответствуют способностям человека, может только опытный преподаватель.
Что происходит, когда люди с такими амбициями осознают, что достичь желаемых вершин им, скорее всего, не удастся? Не откажутся ли они от судейства вообще?
Мы уже на самых первых лекциях говорим людям: если вы не попадете в профессиональный футбол сможете работать в любительском. Не попадете в любительский будете, в конце концов, грамотными зрителями. Да, какое-то количество отсеивается насовсем, но многие все равно остаются. В основном люди уходят тогда, когда осознают: они пришли заниматься серьезным делом, и нужно очень много работать, очень много заниматься физической подготовкой. Проблема удержания судей не исключительно российская. Англичанин Кен Ридден, будучи членом судейского комитета УЕФА, несколько лет назад рассказывал нам о ситуации в своей стране. Каждый год набирается около десяти тысяч желающих стать судьями, а остается порядка трех тысяч.
А у нас всего около четырех тысяч действующих судей на всю страну Может быть, нам и хватит этого количества? И от чего оно зависит?
У нас не хватает судей даже для премьер-лиги! Есть человек 20 в обойме, а за ними никого. Даже в период развала Советского Союза была очередь из тех, кот хотел и мог работать на уровне высшей лиги. А сегодня этого нет. Сколько нам нужно судей? Число не назову, но скажу: много, очень много. Потому что из большего количества лучше будет выбор. Это будет пирамида, в хорошем смысле.
Значит, надо восстанавливать систему судейского обучения?
Если вы заглянете в принятую в 2008 году концепцию развития судейства и инспектирования, то найдете там пункт о создании в каждом межрегиональном объединении центров подготовки судей. Прошло два года. Где созданы такие центры? Нигде! Один из первых вопросов: а сколько это стоит? Ведь у МРО средств почти нет. При этом мы до сих пор не вступили в конвенцию УЕФА по судейскому образованию, а если бы вступили уже получали бы оттуда какие-то деньги на развитие. Белоруссия работает в этой программе, начинает работать Казахстан а мы до сих пор этого не сделали. Наверняка можно использовать и принципы самоокупаемости. Те, кто хочет учиться судейскому делу, могут за это заплатить.
Именно так, как известно, построена работа Академии спортивного арбитра в Петербурге.
У нас в центре «Футбольный арбитр» обучение тоже было платное один курс стоил пять тысяч рублей, причем в эту сумму входили все учебно-методические материалы. Кроме того, мы издавали большое количество литературы, и деньги от ее реализации также шли на подготовку судей. Были меценаты, спонсоры, которые помогали. Многое строилось на личных отношениях. Но от РФС в прежние годы мы не получили на свои образовательные программы ни копейки.