8 мин.

Луи Первый

«Как-то слишком», — подумали родители ребенка, наградившие чадо именем Алоизиус Паулус Мария. «Луи» как-то проще. Но слово «просто» — не для этой истории. «Упрощать» — это да. Однако тяга к упрощению у Луи всегда будет чрезмерной. Настолько чрезмерной, что осложнит многое. Парадоксально? Для него во многом.

Луи хотел играть в футбол и его приняли в академию «Аякса». Правда, со второго раза, но это и неважно. Важно другое — в «Аяксе» футболист ван Гал не прижился. В 70-х игрокам его уровня в основе амстердамской команды было не место. Луи просчитал свои перспективы, выбрал «Антверпен» и просчитался, поставив на тренера Ги Тиса. Будущий авторитет бельгийского футбола считал ван Гала неповоротливым, небыстрым. Словом, Луи признали посредственностью. Свою невзрачную карьеру игрока он компенсирует позже высказыванием «есть только два форварда — я и Круифф». А пока он вынужден был шутить над Ги Тисом, которому однажды сообщил: «Моя теща в футболе разбирается лучше вас». И все засмеялись? Быть может. Но ван Галу было не до смеха. Он не мог ничего изменить в ситуации, когда ему вменялась в вину не тактическая безграмотность, не отсутствие голевого чутья, а отсутствие должных физических данных. Очень уж он был нескладный, тяжеловатый и редко в каких ситуациях выглядел убедительно.

Ван Гал был вынужден сделать важный выбор. Для начала он вернулся на родину поиграть за «Телстар», «Спарту» и «АЗ Алкмар», для того чтобы попутно получить образование и преподавать физподготовку, помогая другим справляться со знакомыми ему проблемами.

Слишком быстро Луи покинул пост ассистента тренера «АЗ Алкмара», говорили тогда многие. «Сыровары» надеялись оставить у себя молодого специалиста, но тому хотелось тренировать в столице. В 1988 году он уже работал помощником главного тренера «Аякса», коим на тот момент являлся Бенхаккер. Кроме работы с первой командой «Дона Лео» интересовал и ближайший резерв. Луи ван Гал с радостью взял на себя эту часть работы. На его глазах шаг за шагом к месту в основе команды шли Клюйверт и братья де Буры, Давидс и уже переквалифицировавшийся из форварда во вратаря Эдвин ван дер Сар. Когда в 1991 году Бенхаккер покинул пост главного тренера команды, ее уже могли доверить только ван Галу.

Ван Гал понял, что не нужно крушить старый мир для создания нового, но убрать лишнее — неплохо бы. Академия «Аякса» была отличной страховкой для молодого тренера, который уже тогда не мог найти общего языка со многими игроками. В Амстердаме ван Галу было куда отступать, но он делал вид, что проводит много времени в атаке на обстоятельства. Впрочем, все для него сложилось успешно — первый в истории «Аякса» Кубок УЕФА был добыт в 1992 году. На следующий год аяксиды под его руководством выиграли Кубок Голландии. Столица ждала чемпионства и получила желаемое трижды при этом тренере.

Он уже безжалостно отбрасывал ненужное: ему не нравится как играет ван Фоссен — тот лишается места в основе, ему хочется создать изоляцию для молодой команды — Луи берет все общение со СМИ на себя. И как он это делает! Одна из его пресс-конференций полностью состояла из слов «Мы — лучшие». Эту фразу он повторил несколько десятков раз. Для того, чтобы стать лучшими, тренер требовал от Райкарда бить по ногам Давидса на тренировках, дабы тот не заигрывался, Литманен усиленно учил голландский, ван дер Сар в индивидуальном порядке работал с психологом, Клюйверт жил на территории академии, чтобы не смог потеряться перед важным матчем, как случалось ранее. Некоторых приходилось вести за руки, а других оттаскивать от открывающихся перед ними сказочных перспектив. Голландия требовала победу в Лиге чемпионов.

Однако, по мнению специалистов, ван Галу было не суждено выиграть этот турнир. Во-первых, потому что «он — псих». Во-вторых, его команде не хватает опыта. В-третьих, «Милан» уж точно шестнадцатилетним Зеедорфами не обыграть». «Псих» с молодой и очень амбициозной командой, в составе которой был и тот самый Зеедорф, и юный Клюйверт, трижды обыграли «Милан» и выиграли трофей. Ван Гала стали считать великим... психом.

«Это слишком хорошо, чтобы казаться правдой», — кричали обычно сдержанные комментаторы после гола Клюйверта в финале. Сам Луи не отрицал величия момента: «Вовремя я заменил Литманена», — говорил он. Слишком идеальный сценарий. Второй раз по нему оваций было не сорвать. Следующий год и серия пенальти лигочемпионского матча с «Ювентусом» тому в подтверждение. Вскоре Луи взял глобус созданного им идеального мира и отправился в Каталонию.

Чересчур много багажа. Для местной инчады это было все равно что крик на Рамбле «Каталонии не существует!». Он привез с собой слишком много, да и его самого в новом проекте было чересчур. Для болельщиков «Больше, чем клуба», он стал меньше чем тренером. Они восприняли третье амстердамское вторжение как интервенцию, ведь совсем недавно у них был другой голландец — Круифф, решивший построить «Догму» полностью из их воспитанников, а здесь ничего не обещало быть «их». Здесь все было чужое, даже если это чужое показывало зрелищный футбол, даже если Клюйверт забивал стабильно и разнообразно. Прижился и стал по-настоящему своим только Коку. Впоследствии он даже получит капитанскую повязку. Но парадокс в том, что Филипп-то был не из того аяксовского мира, навязанного Каталонии по умолчанию при подписании контракта с голландским специалистом.

Ничего чуждого эстетике игры «Барселоны» команда ван Гала не показывала. Более того, она выигрывала. Суперкубок Европы, два чемпионства, Копа дель Рей, но этого инчаде было мало. Луи открыл войну. У него был конфликт с Ривалдо, а «фантазисту» куле чтут за своего по крайней мере пока он играет на уровне. У него не сложились отношения ни с одним из кантерано, кроме Гвардиолы, который, кстати не скрывает, что ему импонировал метод работы ван Гала с командой. Меж тем некоторые воспитанники, среди которых были Пуйоль, Хави и Иньеста получили шанс на место в основе именно при ван Гале, но тогда ведь это не казалось важным. Та «Барселона» была безжалостна к сопернику в своих лучших матчах и к самой себе — в остальных. Луи заложил в этот мир механизм саморазрушения, и он сработал. На трибунах буйствовал «Голубой слон» под руководством будущего президента Лапорты. «Барселона» отправляла в отставку президента Нуньеса, работавшего на этом посту с 1978 года. Внутренний детонатор сработал.

Зачем он вернулся в 2002 году? Наверняка доказать, что способен изменить, но не измениться. Ван Гал отправил из «Барселоны» Ривалдо удивлять своей беспомощностью «Милан», отказался вернуть Роналдо, а в скором времени и от своей идеи-фикс по порабощению каталонского мира.

Излишне скромным ван Гал не был никогда. Он истово верил, что с «золотым поколением» сборной Голландии конца девяностых выиграет мундиаль в 2002-м. В ее составе были те самые игроки, которых в «Аяксе» он звал исключительно по номерам, дабы те лучше понимали свою позицию на поле. Но и тут не вышло ничего кроме скандала. Некогда «двойка» Франк де Бур уже не был юнцом, выполнявшим все инструкции тренера беспрекословно, «девятку» Клюйверта нельзя было закрыть в стенах юношеской академии. Никто не хотел бить по ногам Давидса в воспитательных целях, а сам Эдгар готов был растерзать любого, кто скажет, будто у сборной дела идут хорошо. Голландцы проиграли Ирландии, и тут началось. Ван Гал обвинил игроков в нарушении спортивной дисциплины, но в Нидерландах это за причину поражения не приняли. Тогда Луи отыскал причину, и как обычно не в себе. Он заявил, что команда не смогла оправиться от самовольного ухода с поста тренера сборной Франка Райкаарда в 2000 году после проигранного полуфинала Евро по пенальти. «Бросил команду, а они хотели работать только с ним. Они бунтовали против меня лично!».

Общественность отреагировала незамедлительно. В первых рядах, конечно, был Йохан Круифф. Конфликт, который со времен «Барселоны» дремал в латентной стадии, наконец достиг апогея. На этой волне Йохан Первый помирился с Райкаардом, полностью проигнорировавшего выступление Луи. Совсем скоро у «Барселоны» появился новый голландский тренер. «Никогда до этого момента я не чувствовал себя слабым человеком», — сказал ван Гал, добавив «но это была всего секунда».

Сверх меры полезным на посту спортивного директора «Аякса» он не стал. Договориваться — это не про него. Ван Гал вернулся к тренерской работе. Он хотел доказать, что мало кто в мире умеет работать с командой так, как это по силам ему. Луи вернулся в «АЗ Алкмар». Команда ему досталась довольно атлетичная, мощная и бестолковая. Броуновское движение в качестве стиля игры не соответствовало представлениям нового тренера о футболе. Луи перекроил состав, параллельно работая с молодежной командой. Результат не заставил себя ждать. Уже в сезоне-2006/2007 его команда шла к чемпионству в последнем туре, но проиграв последний матч, уступила титул ПСВ. Брабантцы выиграли тот трофей благодаря голу Коку. Вместе с ним победу праздновали Клюйверт и Райцигер. Череда болезненных неудач ван Гала продолжалась.

Следующий сезон норовил стать самым большим позором в его тренерской карьере. «Подарите ему другой красный блокнот», — писали СМИ. На вопросы журналистов из разряда «Тренер, почему ваш крайние защитники бегают по диагонали в атаку?», Луи отвечал односложно: «Он ищут Схарса». Схарс был травмирован пропускал сезон, но восстановившись к следующему, составил компанию Де Зеуву в полузащите. Правильный ответ на вопрос «Зачем ван Гал в Алкмаре» сразу же нашелся — ради чемпионства. Проиграв несколько матчей на старте, алкмаровцы в снежном плену победили «Аякс», который и гола в свои ворота из-за непогоды не увидел. Это был шаг на пути к выздоровлению. Справился с болезнью только Луи, а в состояние длительной агонии «сыроваров» вернул финансовый кризис и Рональд Куман.

Чрезвычайно важно выиграть трофей с «Баварией». Этого ван Гал не скрывает. Он сразу прибег к своему любимому методу построения новой реальности. Кто лишний? Тони. Кто будет молчать сидя на лавке? Клозе. Кто из молодых в старт? Бадштубер и Мюллер. Кто здесь главный? Ван Гал? Нет. Конечно, по приезду он с удовольствием втянулся в очередной медийный скандал по поводу возможного перехода Рибери в «Реал». Но у мюнхенцев своих главных достаточно. Его дело — работать с командой.

Все идет как всегда. Странного качества старт, рискованные кадровые решения в матчах с аутсайдерами, создание дуэта «Роббери», поиск нового футбольного альтер эго для Швайнштайгера. Как оценить промежуточные результаты работы? Посмотреть матчи с «Фиорентиной» и «МЮ» в Лиге чемпионов. Его «Бавария» порой слишком сонная в начале, иногда чересчур долго держит мяч порой даже на своей половине поля. Но излишне говорить, что наблюдать за ее выступления в сезоне очень интересно. Мюнхенцы уже сейчас выдают сверх меры нервные матчи, в которых одерживают чрезвычайно важные победы. Все это запротоколировано в красном блокноте. И все понимают, что упростить подход очень по-вангалевски, но и усложнить жизнь сопернику — это тоже к нему.