Загрузить фотографиюОчиститьИскать

Дорогое удовольствие

Тихий и безмолвный средневозрастной представитель мидл-класса – таким глазами The Guardian выглядит портрет типичного болельщика английской премьер-лиги, готового тратить ради визита на стадион любые деньги. Молодым и бедным любителям футбола не позавидуешь.

Дорогое удовольствие
Дорогое удовольствие

Автомобили уже не мчатся по Англии с бешеной скоростью, а передвигаются непривычно медленно – в надежде сэкономить на бензине; шопингом все чаще занимаются в недорогих супермаркетах Aldi, а не в фешенебельных Waitrose; все большее число отпускников отдыху в экзотическом пятизвездочном отеле предпочитают романтический ночлег в трейлере – вот до чего доводят слухи о надвигающемся финансовом коллапсе!

Поклонникам клубов премьер-лиги «кризис ликвидности» нипочем

Летом темой каждого второго разговора становится повышение цен на продукты питания и топливо, но поклонникам клубов премьер-лиги «кризис ликвидности» нипочем. Согласно нашему исследованию, по сравнению с этим же периодом прошлого года продажи абонементов, несмотря на увеличение стоимости, в целом значительно возросли. Единственный, по сути, клуб, где у билетных касс тишь да гладь, – это «Блэкберн». Но оптимизм «Роверс» сохраняют: «Пара громких приобретений – и спрос на сезонные квитки тут же подскочит».

«Влиянию финансового кризиса футбол, безусловно, подвержен – и в то же время определенным образом от него застрахован, – довольно парадоксально изъясняется Дэн Джонс, представитель финансовой группы Deloitte and Touche. – Футбол – штука особая. Люди живут им всю рабочую неделю и ради сезонных абонементов готовы отказаться от многого».

Именно поэтому бронированные места в некоторых клубах расходятся, как горячие пирожки. Когда есть возможность приобрести лишний билетик, инженер-теплотехник Пол Мечер с удовольствием проделывает путь длиной в 300 миль в оба конца – от своего дома на северо-востоке до «Энфилда»; предоставлять абонемент «Ливерпуль» ему не собирается. «Когда я попытался записаться в лист ожидания, мне сказали, что заявки больше не принимаются – желающих слишком много», – сетует Мечер.

«Люди живут футболом всю рабочую неделю и ради сезонных абонементов готовы отказаться от многого»

Но, по мнению зампредседателя Федерации футбольных болельщиков Джона Кина, для клубов премьер-лиги это не повод для самодовольства: «Английские футбольные болельщики – одни из самых лояльных потребителей в мире. А наши жадные клубы пользуются этим, не задумываясь о последствиях. Но ставить свое благополучие в зависимость от количества проданных абонементов – это ошибка. Я, например, считаю, что приобретение сезонных контрамарок для многих суппортеров обернется игнорированием кубковых матчей – на чем-то ведь нужно экономить».

Кин, чья организация насчитывает 142 000 членов по всей стране, глубоко озабочен и тем, что владение абонементом все больше становится привилегией не рабочего, а среднего класса. «Социально-демографический портрет болельщиков существенно изменился, – уверяет Кин – И он уже не тот, что был 15 и даже 10 лет назад. Возраст и доходы постоянно растут. Недавнее исследование показало: средний возраст владельцев абонементов в премьер-лиге равен 44 годам, а прослойку рабочего класса составляют маргинальные 9%. Тогда как прежде этот показатель колебался в пределах 75-80%, а средний возраст был гораздо ниже. Этим летом цены на абонементы увеличились в среднем на 7,2%, но такая политика, по меньшей мере, недальновидна. Растет целое поколение молодых людей, не видевших футбол вживую – премьер-лига им не по карману».

Кин сокрушается, что присутствующие на стадионах сорокалетние «белые воротнички», как правило, слишком сдержаны, чтобы наэлектризовать ту неповторимую атмосферу боления, что когда-то служила отличительной чертой английского футбола. «Сейчас атмосфера на многих матчах уже не та, а кое-где она и вовсе умирает – вулканические эмоции на трибунах стали большой редкостью. И это не то, что нужно телевидению, которое кормит наши клубы».

«Растет целое поколение молодых людей, не видевших футбол вживую – премьер-лига им не по карману»

Между тем «Ньюкасл» уже организовал на предельно чопорном «Сент-Джеймс Парк» «поюще-шумящий» сектор, где за исполнение Blaydon Races – любимой песни фанатов «сорок» – самые голосистые будут поощряться скидкой на сезонный абонемент, который будет стоить для них лишь 390 фунтов. «Тем самым «Ньюкасл» признает: с футболом что-то не так, – резюмирует Кин. – А ведь еще несколько лет назад в «шумных» секторах не было никакой надобности».

Менее респектабельные клубы, такие, как «Болтон» и «Мидлсбро», смотрят на проблему шире, пытаясь привлечь молодежь гибкой системой льгот. «Странники» предлагают детские абонементы за 50 фунтов, а тисайдцы – лицам, не старше 18-21 года, – за 95 и выше.

Коммерческие отделы ряда клубов уже бьют тревогу по поводу того, что приближающийся экономический спад больно ударит по посещаемости и выручке – и правильно делают.

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы