Смертину и Еременко футбол в мороз не нужен
Российский климат — главный оппонент перехода на систему «весна — осень». «Сама идея перехода неплоха. Но как быть с таким важным фактором, как погодные условия, я, честно говоря, не знаю, — признается Алексей Смертин. За сезоны по системе «осень — весна», проведенные во Франции и Англии, он еще не забыл, как начинал в Барнауле. — Не секрет, что российский климат не позволяет нам играть так же, как и во всей Европе. Есть, конечно, и другой путь — зимой и в начале весны играть на искусственных полях. Но я считаю, что это не панацея. Это будет уже не тот футбол, к которому мы привыкли».
С ним согласен лидер подмосковного «Сатурна» Алексей Еременко, финн по паспорту. «Там, в Финляндии, чемпионат страны также проводится по системе «весна — осень», но при этом никто никуда переходить не собирается, — не понаслышке знаком с международным опытом Еременко. — Как, объясните мне, можно играть при 25-градусном морозе? Это вообще вредно для здоровья! Если же чемпионат России перейдет на новую модель, то я не представляю, какой футбол в конечном итоге мы получим. С августа по октябрь у нас еще можно более или менее нормально играть на приемлемых полях, а потом что? Мало того, что сам футбол будет низкого качества, так еще и трибуны наших стадионов будут не то что полупустыми, а вообще пустыми. Даже если установить на всех аренах подогрев сидений, вряд ли будет толк от этого. В Финляндии недавно открыли новый стадион с подогревом зрительских мест, и я не могу сказать, что с этой новинкой болельщикам стало так уж комфортно. Конечно, сиденье тебя греет, но не настолько, чтобы забыть о холоде».
Действительно, в союзниках у климата против «осени — весны» выступают в лучшем случае слегка отреставрированные стадионы, большинство из которых было построено несколько десятилетий назад. Все это принято называть политкорректным словосочетанием «слабая инфраструктура». В принципе, клубы РФПЛ готовы справиться с этой проблемой. «Мы, например, легко можем перейти на новую систему хоть со следующего года», — считает гендиректор подмосковного «Сатурна» Михаил Воронцов. Его «Сатурн» начинал этот сезон 5 марта в Перми — на искусственном поле, а через две недели уже играл дома — на естественном, и газон выдержал. Но за других Воронцов не готов поручиться. Тем более за первый и второй дивизионы.
Как и Дмитрий Галямин. Четыре года назад он приехал из Испании и за это время успел поработать в шести командах первого дивизиона, побывав чуть ли не на всех стадионах страны. «Если честно, я не представляю, как можно осуществить технически идею перехода, — вспоминает арены первого дивизиона Галямин. — Понятно, что клубы Премьер-лиги, располагающие большими финансовыми возможностями, по идее, могут построить крытые стадионы. Однако как быть с первым дивизионом, где не каждый клуб без проблем может доиграть чемпионат, а не то что построить арену? А учитывая географию первого дивизиона, где выступает немало сибирских команд, мне вообще с трудом верится, что эта затея осуществима».



