Александр КОРЕШКОВ. Соколиная охота
Как в прошлом году "Анжи", так и в нынешнем саратовский "Сокол" вызывает своими успехами повышенный интерес со стороны любителей футбола. Палитра эмоций, испытываемых московскими болельщиками при упоминании клуба с берегов Волги, разнообразна: от удивления и восхищения результатами выступлений саратовской команды на старте первенства до злорадства и бурной радости по поводу кризиса в игре волжан. В любом случае, "Сокол" в год своего дебюта в высшем дивизионе, что называется, "уважать себя заставил", после 21-го тура по-прежнему всерьез претендуя на место в пятерке сильнейших клубов страны.
''Успехи саратовцев во многом связывают с деятельностью на посту главного тренера команды Александра Корешкова. Не раз приходилось слышать о нем восторженные отзывы его коллег по тренерскому цеху - и несомненным талантом его называли, и однажды даже сказали, что он по своему потенциалу входит в десятку сильнейших тренеров российского футбола за всю его историю. Это, впрочем, самой истории, наверное, решать - Корешков сегодня пока только начинает свой путь в футбольной элите, и сколько копий ему предстоит сломать на этом пути - неизвестно. Но то, что без Корешкова не было бы сегодняшнего "Сокола" - это факт. Более того, не факт, что существовал бы сам "Сокол". Нынешний саратовский коуч не просто принял команду после трех подряд третьих мест в первой лиге, когда местные болельщики уже на стенку готовы были лезть от отчаяния - ну бывает же "непруха"! Говоря сегодня об успехах "Сокола" в последние два года, порой совершенно забывают о том, сколько сделал Корешков для клуба ранее. Даже после того, как забил 116 голов за эту команду в бытность игроком.
НАЧАЛО ПУТИ
Выдающимся футболистом Корешков, к слову, не был. Предвижу уже гневные взгляды саратовских болельщиков со стажем - дескать, легенда. Да, легенда Саратова, большой мастер - на уровне второй лиги. Да, в Воронеже рангом выше несколько лет провел - на хорошем уровне, говорят, выступал. Да, в "Спартаке" московском "засветился". Послужной список - на зависть, конечно, многим, но и подобных Корешкову были тысячи. Тех, кому поля и в "вышке" довелось потоптать, но львиную долю болельщицких аплодисментов в свой адрес и народной любви получил все-таки на футбольных, как ни крути, задворках. Как и Корешков - в Саратове. Вторая союзная лига...
А потом - первая российская. В ней Александр Иванович Корешков появился уже в роли тренера. Принимал он коллектив, впрочем, еще в 90-м, когда Саратов о победах в Лужниках над "Спартаком" и мечтать не мог, а Бога молил об одном - не провалиться бы из Центральной зоны второй лиги чемпионата СССР в болото буферной. Не провалились - во втором круге появился на тренерском мостике "Сокола" лучший бомбардир в его истории, и решил вопросы. В последнем туре, "на зубах", что называется, но решил. В 91-м уже легче стало - 8-е место. Терехин появился, в год тренерского дебюта Корешкова отыгравший лишь 2 игры, а на будущий год ставший основной атакующей силой саратовцев - 14 забитых мячей, плюс еще один гол, по ошибке ему приписанный.
ТРЕНЕР И ПРЕЗИДЕНТ
''Центральная зона первой лиги новоявленного российского первенства являла собой ни что иное, как ту же самую пресловутую Центральную зону союзной второй - из нее наверх, в элиту, ушли "Крылья Советов" да "Асмарал", а так - знакомые все лица. В стране правила бал инфляция. Завод СЭПО, в советское время выкормивший и взрастивший футбольную команду мастеров на Саратовщине, тихо умирал, простаивая и копя долги. Ветер перемен гулял в головах болельщиков, ошалевших от неожиданного свалившегося на голову повышения в классе - "Даешь высшую лигу!". Корешков ответил - "Даешь!". Сам потом признавался - об абсолютной бессмысленности подобных потуг знал изначально. Но то был единственный способ сохранить более-менее приличную команду в городе. Под задачу находились хоть какие-то деньги. Футболисты, преимущественно местного разлива, преисполнялись патриотизмом и ложились костьми на поле за идею. Работал на износ и Корешков, став в скором времени одновременно и президентом клуба. И смешно, и грустно: руководил клубом человек, который сызмальства привык думать исключительно об игре... И заниматься исключительно футболом. Не только увлеченно делая свое дело, но и других по мере сил просвещая, несмотря на всю свою занятость. Помню, по окончании сезона-95 дважды приезжал я в тогдашний офис ФК "Сокол". Тогда еще в полуподвальное помещении пятиэтажки недалеко от Набережной Космонавтов. Сначала беседовал с Корешковым по поводу окончания сезона, потом визировал материал. Отчитывал тогда меня, 18-летнего начинающего свою путь в журналистике юнца, Александр Иванович по-отечески, вместо того, чтобы просто взять в руку карандаш и поправить: "Ты сам подумай, разве мог я такое сказать? Те, кто знают меня хорошо, поймут, что это ты ляпнул, но другие-то могут и не понять, скажут, что я глупости говорю. Вот смотри - тут так-то и так. А почему? А потому что..." Я краснел и запоминал.
То было время романтического футбола в Саратове. Александр Иванович засучил рукава, и взялся делать невозможное. Команда, составленная преимущественно из собственных воспитанников, в год дебюта в первой лиге заняла 7-е место, на будущий сезон - 6-е. Стадион "Сокол", едва четыре с половиной тысячи болельщиков способный вместить, на главных матчах сезона собирал пять с гаком. У Корешкова команда играла, по-настоящему играла: в 93-м только Терехин с Никитиным забили на двоих 49 голов.
Романтика романтикой, а жить на что-то надо. Не помню уже, кто в журналистской компании перед заключительной игрой сезона-93 с "Нефтехимиком" на своем поле говорил со знанием предмета (помню, вернее, но зачем оно вам?): "1:2 проиграем сегодня. Мы место в единой первой лиге на будущий год сохранили, а гостям два очка позарез нужны, ну а "Соколу", соответственно, карман пополнить было бы неплохо. Плюс если Терехин забивает - обновляет клубный рекорд результативности".
Так оно и случилось. При счете 0:2 корявым ударом Терехин забил гол престижа. У "Сокола" вскоре появился новый клубный автобус - сам не видел, но поговаривают, что некоторое время на нем красовалась надпись "Нефтехимик" - лишь потом закрасили... Но не поворачивается язык ругать сегодня за это Корешкова. Правда, когда год назад "Сокол" с таким же точно счетом в заключительном для себя матче чемпионата, уже в ранге чемпионов первого дивизиона проиграл в Саратове "Рубину", первый вопрос Корешкову был: "?". "Что - ? - ответил Александр Иванович. Что хотите, думайте, но не те сегодня у "Сокола" времена. Никакого резона нам не было с "Рубином" договариваться, и играли мы честно. Нельзя же от людей, которые в высшую лигу уже вышли, а в отпуск еще не ушли, требовать умирать на поле в игре, ничего для них не значащей?" Поверил. Впрочем, и так знал, от того же человека, который 7 лет назад про "Нефтехимик" напророчил, что не сдавали - так, лишний раз хотелось убедиться из первых, что называется, уст. Такое вот "лирическое" отступление...
О СТАКАНАХ И БУТЫЛКЕ
И так ведь увлекся Александр Иванович безнадежным делом вывода команды в высшую лигу, что едва не сделал сказку былью! В первом сезоне объединенной первой лиги из 22-х команд, в 1994-м году, "Сокол" занял 4-е место. Позже, в 1997-м, когда началась серия из трех подряд комплектов "малой" бронзы, тогдашнему тренеру волжан Николаю Киселеву приписывали авторство лучшего достижения Саратова в его футбольной истории. Что вызывало лично у меня дикое возмущение: Киселев добился своего успеха при 18 клубах в "вышке", а Корешков - при 16, сделав "Сокол" по итогам сезона-94 20-м клубом в стране. И это с составом, в котором из приглашенных игроков прочно осел в "основе" лишь недавний армейский дублер Леня Маркевич, а Терехин полгода не играл по причине за молодостью лет глупо заработанной дисквалификации. Был в том году и феерический матч на поле Детского городка Лужников со "Спартаком", проигранный 3:4 "благодаря" вмешательству арбитра.
То был, пожалуй, пик того, чего можно достигнуть, как говорится, "на бобах". Сезон-95 Терехин начал в "Динамо", а "Сокол" - с поисков денег, продолжались которые в течение всего чемпионата. В 96-м удалось договориться о спонсорстве клуба со стороны Приволжской железной дороги. Начал закладываться фундамент более-менее приличной клубной инфраструктуры. Но... В чемпионате-96 дела складывались для "Сокола" неудачно. Хотя, казалось бы, Корешков, сдав президентские полномочия руководителю ПЖД, должен был бы продуктивнее работать с командой, сосредоточившись лишь на тренерских функциях. Но - не катило, навалилась усталость, накопившаяся на предыдущие годы. "Сверху" требовали результат: "Мы же деньги дали!". И Корешков бил стаканы - натурально бил. Беспросветной была одна игра, помнится, на своем поле. Это до перерыва, а во втором тайме команда удивительно преобразилась, заиграла, как никогда в тот год, и выиграла. "Что ж вы такого ребятам-то сказали, Александр Иванович?" А он, хитро щурясь: "Да ничего. Зашел в перерыве в раздевалку, хватил стаканом об стену - только осколки вокруг. И вышел..."
Сейчас, когда ему напоминаешь о том случае, он смеется.
- Да, было дело, бил стаканы. Сейчас умнее стал. Или взрослее. Понимаю: то, чего до игры втолковать футболистам не сумел, в перерыве уже не втолкуешь. Остается лишь коррективы вносить. Они профессионалы, сами должны знать, когда нужно прибавить. К чему их "накачивать"?
А потом Корешков запил. Запил так, что даже болельщики начали роптать - дескать, Иваныч совсем контроль потерял. Он, конечно, велик, но команду-то на бутылку менять не стоит, не по-человечьи это... И "Иваныча" "ушли". Не болельщики, нет - у них бы об этом и мысли бы не возникло - руководство. Для тогдашнего руководства клуба Корешков был просто тренером, не выполняющим задачу и пьющим ко всему прочему - и это несмотря на то, что сохранил он для них команду в то страшное время, когда клубы, подобные "Соколу", по большей части исчезали с футбольной карты страны...
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Уже в ранге победителя первого дивизиона, в конце прошлого года Александр Иванович признался:
- Четыре года ничего не делал. Так, баловался, отдыхал.
- А как же Раменское, помощником у Павлова?
- Помощником? Единственное, что я делал в "Сатурне" - это получал зарплату. Никогда бы не стал работать вторым - характер у меня не тот. А за то, что с голоду не умер - спасибо Павлову.
Вторым в Раменском... Несколько месяцев главным во втором дивизионе в беспросветном ФК "Балаково"... И даже техническим директором в родном "Соколе"... С "Сатурном", кстати, интересная история вышла. Раменские футболисты в 99-м приехали в Саратов в роли лидеров, и были биты 2:1. Победа, радость, и зябко - ну мы после футбола ринулись по-быстренькому в кафе любителей футбола, благо, что оно как раз по дороге в конференц-зал располагается. И вот, значит, выходим мы из этого кафе, и вдруг меня кто-то задевает со спины. Разворачиваюсь - Корешков. Совершенно машинально обнимаю Александра Ивановича, жму ему руку и поздравляю с победой. Корешков от удивления даже возмутиться панибратству моему не сумел, а только тихо проговорил: "Да, спасибо...Мда уж"... И только на пресс-конференции я вспомнил, что поздравил с победой "Сокола" второго тренера "Сатурна"...
В ноябре 99-го стало известно об отставке Ткаченко. И тут же генеральный директор клуба в порядке полной секретности стал собирать в своем кабинете журналистов. Собрались. Речь Владимир Сергеевич произнес пламенную. До сих пор в подробностях помню.
- Вот тут у меня на столе... Хм... Список возможных кандидатур на должность главного тренера команды "Сокол". Антихович, значит, тут, Кучеревский... Всего 14 фамилий. А теперь откладываем этот список в сторону и говорим по существу. У нас есть свой, родной, саратовский специалист, которого многие считают одним из грамотнейших тренеров в российском футболе. Вы понимаете, о ком я говорю? ( На этом месте все согласно кивают: улыбаться не позволяет осознание кагэбэшного прошлого гендиректора "Сокола").Так вот. Аяцков о кандидатуре Корешкова и слышать не хочет. У него до сих пор свежи в памяти примеры 96-го года. Мы же все знаем, что лучшей кандидатуры нам не найти. Вот и созрела просьба к вам. Если вдруг газеты наперебой начнут советовать назначить главным Корешкова - нам будет, с чем пойти к губернатору.
Не знаю, насколько в действительности повлияло печатное слово на факт назначения Корешкова главным тренером, но акция была задумана Бурмистровым блестяще, а исполнена местными СМИ изящно - все газеты вышли с аналитическими материалами о ситуации в "Соколе", в которых "не сговариваясь" приходили к единому мнению: альтернативы Корешкову нет. Через несколько дней Александр Иванович подписал контракт с клубом...
Ну, а чем закончилась эта история, пожалуй, не знают сегодня только люди, далекие от футбола. Впрочем, история эта еще не закончилась. Она продолжается.


