Игра на публику

Теги Футбол
За три недели до старта нового чемпионата России большинство московских клубов включилось в борьбу за привлечение зрителей на трибуны. На прошлой неделе начались традиционные предсезонные встречи с болельщиками и продажа сезонных абонементов. И, судя по информации, полученной "Известиями" в штабах столичных команд, в ближайшие месяцы ЦСКА, "Локомотив", "Динамо", "Спартак" и оба "Торпедо" намерены дать серьезный бой провинциалам, которые в последние годы легко обставляют соперников из Москвы по числу зрителей на домашних аренах.


Собрать в Москве полные трибуны сегодня не всегда способна даже сборная страны. Избалованный разнообразными зрелищами и сбитый с толку обилием команд столичный болельщик не спешит на стадион. Высокую посещаемость матчей в столице не гарантируют ни хорошая игра, ни наличие звезд в составе. Один из печальных примеров -- "Локомотив". Самый современный стадион страны, миллионные трансферы, удачное выступление в Лиге чемпионов -- все это до сих пор не позволило команде подняться выше третьего места с конца в национальном рейтинге зрительского интереса.

Как заметил в беседе с корреспондентом "Известий" коммерческий директор "Локо" Давид Шагинян, нынешний уровень цен на билеты не оставляет отечественным клубам надежд на существенное пополнение бюджета из кармана болельщиков. Поднять цены на европейский уровень не позволяет низкая платежеспособность основной массы наших поклонников футбола. А хорошо зарабатывать на реализации клубной атрибутики и прочих сопутствующих товаров в России еще не научились. Но процесс идет, и грядущий сезон все равно обещает одну из самых мощных кампаний по привлечению московских зрителей на стадионы. Пытаясь повысить продаваемость билетов, столичные клубы разрабатывают хитроумные маркетинговые программы и пытаются смягчить негативные моменты, связанные с походом на стадион.

''Главным объектом борьбы между командами Москвы в грядущем чемпионате станет респектабельный болельщик. Конечно, пролетарствующие фанаты создают на стадионах особую атмосферу, но одновременно они же являются постоянным источником головной боли -- сломанные кресла, нервная милиция, штрафы за брошенные на поле петарды... Поход на стадион как вид семейного отдыха в столице сегодня невозможен в принципе. Без риска получить ни за что по физиономии, сломать пару ребер в давке и пополнить словарный запас ребенка трехэтажными словесными конструкциями футбол сегодня можно посмотреть только по телевизору. Но ситуация может кардинально измениться.

Во всяком случае хитом сезона обещают стать семейные секторы для респектабельной публики. Этот эксперимент начинается в большинстве московских клубов и предполагает создание за сравнительно небольшие деньги относительно комфортных условий для похода на стадион болельщиков с женами и детьми. Семейным зрителям обещают отдельные парковки, более лояльный режим допуска на трибуны и даже "детские комнаты". Обеспечивать безопасность в таких секторах будет не сердитая милиция, а специально нанятые секьюрити. Кроме того, возможно, отцы семейств и их супруги получат возможность покупать и распивать прямо на трибунах легкие спиртные напитки. Хотя, не исключено, что вопрос о возвращении пива на стадионы решится положительно вообще для всех столичных болельщиков. Переговоры об этом сейчас ведутся с руководством ГУВД.

ЦСКА

Для семейных болельщиков открывается семейный сектор с отдельным входом и отдельной охраной вместимостью 235 мест на Южной трибуне стадиона "Динамо", который по-прежнему останется домашней арендой для армейцев. По словам пресс-атташе ЦСКА Сергея Аксенова, в случае необходимости руководство клуба готово выделить для "семейных" дополнительные трибуны. Кроме того, обещаны скидки на сезонные абонементы для членов армейского фан-клуба, бесплатные билеты для ветеранов и для инвалидов-колясочников. Есть идея закреплять за постоянными болельщиками места, которые передавались бы по наследству -- из поколения в поколение. Но в свете грядущей реконструкции "Динамо" и желания армейцев обрести собственную арену с этой затеей придется повременить.

"Спартак"

"Народная команда" переживает не лучшие времена и еще в прошлом году доверила улучшение имиджа клуба профессионалам, заключив договор с известной пиар-кампанией. Итогом сотрудничества стали несколько многообещающих идей, которые будут воплощаться на стадионе "Торпедо" имени Стрельцова, куда спартаковцы вынуждены вернуться в этом году. Прошлогодний пафосный уход с автозаводской арены еще памятен, но теперь, как говорят в "Спартаке", "все будет по-другому". К новому сезону на Восточной улице усовершенствован дренаж поля, проведены работы по улучшению газона, отремонтированы некоторые трибуны и лестницы.

На стадионе предполагается настоящая сегрегация болельщиков: сектор для школьников, воспитанников детских домов и школ-интернатов, сектор для пенсионеров и инвалидов (билеты на эти места будут распространяться через клуб), семейный сектор (билеты в свободной продаже). Среди мероприятий для развлечения спартаковской публики -- выступление групп и артистов, которые нравятся именно болельщикам "Спартака". Правда, как будет осуществляться отбор -- пока непонятно. Также между таймами на поле будет работать группа поддержки. "Танцы этих симпатичных девушек заведут зрителей лучше, чем алкоголь!" -- говорится в заявлении клуба.

"Локомотив"

На высокорейтинговых матчах главными проблемами стадиона в Черкизово в прошлом сезоне были спекулянты и слишком ретивая милиция. Обе проблемы руководство "Локомотива" в меру своих сил пытается решить. "Мы ведем диалог с руководством ГУВД, -- говорит коммерческий директор клуба Давид Шагинян. -- Но их тоже можно понять". Спасение от парней с резиновыми дубинками скорее всего можно будет найти в семейном секторе и на VIP-трибунах. Одной из мер борьбы со спекулянтами может стать продажа билетов на футбол в многочисленных железнодорожных кассах Москвы, но пока это лишь в планах.

"Динамо"

В прошлом сезоне динамовцы пошли на эксперимент, передав все права на реализацию билетов Футбольному туристическому агентству (ФТА), которое одновременно является официальным оператором Российского футбольного союза и распространяет билеты на матчи национальной сборной. Благодаря ФТА билеты на домашние матчи "бело-голубых" можно было купить в столичных авиакассах и в других неожиданных местах -- примерно в 60 точках Москвы, а также заказать через Интернет. В первый год партнеры остались не совсем довольны друг другом. Исполнительный директор "Динамо" Андрей Симонов в разговоре с корреспондентом "Известий" заявил, что, на его взгляд, цены в ФТА "несколько завышены" (например, в будущем сезоне для того чтобы попасть на матч с ЦСКА 19 марта, нужно заплатить от 100 до 1800 рублей). А один из руководителей ФТА Алексей Студзинский назвал итоги прошлогоднего эксперимента всего лишь "неотрицательными".

Тем не менее сотрудничество "Динамо" и ФТА планируется продолжить и в этом году. Не будут отказываться динамовцы и от стюартов, сменивших в прошлом году на стадионе милиционеров и омоновцев. По мнению болельщиков, инцидентов на трибунах после ухода оттуда не в меру ретивых людей в погонах стало меньше. С этого года милиции не будет не только внутри чаши, но и на подступах к стадиону. Хотя милицейское прошлое большинства стюартов -- сотрудников частных рекламных агентств накладывает на их общение с фанатами не лучший отпечаток. В повестке дня "Динамо" и создание семейного центра. Ведутся переговоры с агентством, которое занимается организацией досуга для детей, -- клуб хочет сделать детскую игровую комнату, где под присмотром нянь могут находиться дети, в то время когда их родители будут смотреть футбол.

"Торпедо"

Безусловный чемпион страны по количеству пустых мест на трибунах огромных "Лужников" в прошлом году пытался продвигать программу реализации билетов через театральные кассы. Однако шутки о том, что торпедовцам впору знать поименно всех своих болельщиков, уместны и по сей день. По словам генерального директора "Торпедо" Юрия Мишина, в грядущем сезоне будет продолжена традиция, согласно которой после каждого матча, независимо от его результата, в пресс-центр "Лужников" приходит один из игроков команды, которого выбирают сами болельщики, и общается с поклонниками "Торпедо". Остальные способы привлечения любителей футбола на трибуны олимпийской арены особой изощренностью не отличаются: розыгрыши мячей, футболок в перерывах матчей, реклама в газетах о предстоящих встречах.

"Торпедо-Металлург"

На Западной трибуне стадиона на Восточной улице открывается семейный сектор с отдельной автостоянкой и со стюартами вместо милиции. Кроме того, клуб продолжит активно работать со школьниками Южного округа Москвы. Пускать их бесплатно на трибуны не разрешают, но, возможно, цена билета для детей будет символической. Правда, надежд на то, что самый непрезентабельный стадион Москвы из тех, которые принимают матчи премьер-лиги, будет сильно благоустроен, немного. У клуба и стадиона теперь разные хозяева, и скорее всего у металлургов будут определенные проблемы при лицензировании по строгим правилам УЕФА.

"Сатурн"

Стадион в Раменском -- излюбленное место московских и питерских хулиганов для погромов. Пластиковые кресла на трибунах здесь меняют по несколько раз за сезон. Убытки, как правило, возмещают команды гостей, и руководство "Сатурна" не видит в этом большой проблемы. Доморощенных фанатов подмосковного клуба пытается воспитывать местный фан-клуб, в котором сегодня состоит более 400 подростков. Все они имеют право на специальные удостоверения, по которым можно бесплатно проходить на Западную трибуну домашнего стадиона. По словам руководства "Сатурна", это дало положительный эффект: в адрес раменских болельщиков у правоохранительных органов замечаний, как правило, не бывает. "Что касается семейных болельщиков, то мы создаем все условия, чтобы их никто не тронул. Специально выбираем места, где агрессия некоторых людей никак бы их не коснулась", -- заявили "Известиям" в офисе "Сатурна".

Вдалеке от Москвы

Для команд в регионах проблемы московских клубов пока непонятны. Удачное выступление и высокая посещаемость здесь взаимосвязаны напрямую. Разумеется, с поправкой на региональный патриотизм. Наиболее передовые немосковские клубы, такие, как "Крылья Советов" или "Зенит", тоже используют для привлечения болельщиков элементы шоу и иногда даже прибегают к услугам волонтеров вместо милиции. Однако столичные маркетинговые ухищрения здесь считают пустыми излишествами. В провинции актуальны другие проблемы, поскольку и нравы, и структура доходов болельщиков, и приоритеты по обеспечению безопасности в регионах сильно отличаются от московских.

Клуб Посещаемость-2003 * Стоимость сезонных абонементов-2004**

"Крылья Советов" (Самара) 26393 (1) 600--4000

"Зенит" (Санкт-Петербург) 20500 (2) 50--800

"Спартак" (Москва) 11867 (7) от 500 ***

ЦСКА (Москва) 11713 (8) 600--5000

"Сатурн" (Московская обл.) 10833 (9) 750--1500

"Динамо" (Москва) 6667 (13) от 350 ***

"Локомотив" (Москва) 6100 (14) 600--3000

"Торпедо" (Москва) 3663 (15) 160--250

"Торпедо-Металлург" (Москва) 3213 (16) 200--1000

* Средняя посещаемость домашних матчей в сезоне 2003 года (в скобках -- место по посещаемости среди клубов премьер-лиги)

** Минимальная и максимальная стоимость сезонных абонементов в рублях на сезон 2004 года (без учета VIP-секторов).

*** Минимальная стоимость абонемента в рублях в прошлом сезоне. Новые цены клубы обещают назвать на этой неделе.

**** В стоимость абонементов на "Локомотив" входит матч Лиги чемпионов, билеты на еврокубковые матчи ЦСКА будут распространяться отдельно.

Читайте новости футбола в любимой соцсети
Комментарии
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий