android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderview

11 лучших. «Арсенал»

Sports.ru продолжает составлять символические сборные лучших клубов мира. На сей раз заглядываем в клубный музей лондонского «Арсенала» и заворожено наблюдаем, как легенды «канониров» самых разных эпох объединяются в одну, во всех смыслах фантастическую команду.

Дэвид Симэн

Годы выступлений: 1990-2003
Матчи: 564
Голы: 0
Альтернатива: Боб Уилсон

«Этот Симэн – симпатичный молодой человек, но он тратит слишком много времени, смотря в зеркало, а не на мяч. Нельзя с такой прической защищать ворота», – поведал как-то Брайан Клаф. А вот канадский форвард Пол Песчисолидо с легендарным тренером наверняка не согласен (этот сэйв многие считают одним из лучших в истории британского футбола):

Дэвид Симэн перешел в «Арсенал» уже в неюном возрасте (27 лет) и поспел очень вовремя: суровая команда Джорджа Грэма как раз набрала завидный темп сбора трофеев. В первый же сезон на «Хайбери» голкипер выиграл чемпионат и задержался после этого в рамке ворот «канониров» на добрые 13 лет. Они были действительно добрыми – «Арсеналу» еще при Грэме удалось завоевать Кубок Англии, Кубок Лиги и Кубок кубков, а затем уже в эпоху Арсена Венгера сделать два дубля. Представить себе ту команду без Дэвида Симэна непросто – спокойный надежный вратарь с отличной реакцией и умением руководить непростыми партнерами надолго стал неотъемлемой частью не только «Арсенала», но и сборной Англии. Чиста и безоблачна была бы его образцовая карьера, но три темных пятна из нее уже не выведет никакое время.

Первая из знаменитых ошибок Симэна стоила «Арсеналу» Кубка кубков-95 (правда, именно отличная игра Дэвида в полуфинале «канониров» туда и вывела) – парашют в исполнении хавбека испанской «Сарагосы» Найима наверняка надолго поселился в кошмарных снах вратаря.

Второй ляп случился семью годами позже и уже сборной Англии стоил полуфинала чемпионата мира. Роналдинью лишь чуть модифицировал трюк Найима:

Наконец, третий из обидных промахов великолепного вратаря столь разрушительных последствий не принес, зато случился в последнем (75-м) матче Симэна за сборную – македонец Артим Сакири набрался наглости забить Дэвиду непосредственно с углового (все с того же фланга, все в тот же угол, все тем же макаром):

Исключить эти три эпизода – и Симэн остался бы в истории каким-то неправдоподобно правильным. А так – вполне живым и просто одним из лучших вратарей «канониров». Другие – учитель Симэна Боб Уилсон, блиставший в далеких 50-х Джэк Келси да знаменитый Пэт Дженнингс, умудрившийся стать легендой «Арсенала» и «Тоттенхэма» одновременно.

Пэт Райс

Годы выступлений: 1967-1980
Матчи: 528
Голы: 13
Альтернатива: Ли Диксон

41 год жизни (из 60-ти) неизменный помощник Арсена Венгера отдал «Арсеналу» и готовится отдать 42-й. 13 из них Пэт Райс провел на правом фланге обороны родного клуба и, как и Дэвид Симэн, пробился в основу очень вовремя – аккурат в сезоне 1970/71, когда «Арсеналу» под руководством Берти Ми удалось сделать первый (из трех на данный момент) дубль в своей истории. К концу 70-х трудолюбивый Райс стал капитаном клуба, но для «канониров» это были уже не самые памятные времена. В середине 80-х Пэт вернулся на «Хайбери» в качестве тренера и, как видим, он до сих пор в отличной форме:

И пускай Ли Диксон выглядит не менее яркой кандидатурой на позицию правого защитника (необходимые почести также стоит отдать Джорджу Мэйлу и Питеру Стори), он сам наверняка уступит место в основе Райсу – настоящему символу «Арсенала». Других, впрочем, в нашей суперкоманде и не будет – сборная получится символической во всех смыслах.

Тони Адамс

Годы выступлений: 1983-2002
Матчи: 669
Голы: 48
Альтернатива: Стив Боулд

Один из, пожалуй, трех игроков, чье пребывание в сборной не может вызывать ни малейших сомнений. Очень просто и непросто одновременно объяснить, что такое Адамс для «Арсенала». До известной степени он сам «Арсенал» и есть. Тони пришел в клуб школьником в возрасте 14-ти лет, в 17 дебютировал в основе, в 21 стал капитаном, а в 35 завершил карьеру, так и не познав в ней иной команды. Настоящий лидер, капитан, легенда – он, подобно Симэну, стал символом сразу двух славных эпох в истории лондонского клуба. Десять важнейших трофеев (в том числе четыре чемпионских титула и два дубля), почти семь сотен матчей и почти полсотни голов – Тони на века гарантировано место центрального защитника в памяти фанов команды. Ни проблемы за пределами футбольного поля, где он иногда позволял себе много лишнего, ни публичное признание в алкоголизме, ни некоторые другие противоречивые подробности биографии игрока и не задавшаяся пока биография тренера не способны изменить места Адамса в истории «канониров».

Ну а где-то рядом с Адамсом в этой истории его верный напарник Стив Боулд, который и в нашу команду вошел несколько недооцененным.

Дэвид О’Лири

Годы выступлений: 1975-1993
Матчи: 722
Голы: 14
Альтернатива: Фрэнк Маклинток

Сложно представить, но в истории «Арсенала» есть человек, который провел больше матчей за клуб, чем Тони Адамс. Человек этот – Дэвид О’Лири, и он тоже центральный защитник. Среди болельщиков ирландец, конечно, менее популярен, да и расцвет его почти 20-летней карьеры на «Хайбери» пришелся на весьма невзрачные годы в конце 70-х – начале 80-х. И тем не менее в зале славы «канониров» у Дэвида есть свое достойное место. За манеру игры фаны прозвали О’Лири Пауком – мало кто умел так опутывать соперника и с такой грацией лишать его мяча. В начале 80-х у Дэвида была возможность покинуть «Арсенал», но он остался верен команде. Правда, когда «канониры» вновь добрались до чемпионства, роль ирландца Джорджем Грэмом, травмами и Тони Адамсом со Стивом Боулдом уже постепенно свелась к минимуму. Однако О’Лири сумел задержаться в северном Лондоне до 1993-го, выиграть еще пару трофеев и принести клубу очевидную пользу. Резво стартовала и тренерская карьера Дэвида в «Лидсе», но с 2006-го совсем не старый еще специалист сидит без работы.

Компанию О’Лири составляет его предшественник Фрэнк Маклинток, капитан знаменитой команды 1970/71.

Найджел Уинтерберн

Годы выступлений: 1987-2000
Матчи: 584
Голы: 12
Альтернатива: Кенни Сэнсом

Легендарная линия обороны «Арсенала» конца 80-х и 90-х Ли Диксон – Тони Адамс – Стив Боулд (Мартин Киоун) – Найджел Уинтерберн, безусловно, заслужила быть представленной в нашей сборной хотя бы еще одним игроком. И раз уж Диксону предпочли Райса, а Боулда снова слегка недооценили, поддержать честь партнеров судьба доверила Уинтерберну (да не обидятся другие замечательные левые защитники в истории «канониров» – от Эдди Хэпгуда через Кенни Сэнсома до Гаэля Клиши с Эшли Коулом).

Найджел соответствовал всем канонам своего амплуа тех лет и прежде всего славился надежностью и цепкостью непосредственно при обороне собственных ворот. Однако и подключаться в атаку он умел – пара его голов получилась очень зрелищной, навесы и стандарты регулярно доставляли неудобства коллегам из других команд и только отношения с одиннадцатиметровыми у Уинтерберна не сложились – он смазал пенальти в ворота «Лутона» в финале Кубка Лиги еще в самом начале арсенальской карьеры. Еще у Уинтерберна не сложились отношения с национальной сборной, но это здесь неважно. Приход Венгера продлил молодость великой оборонительной четверки и Найджел не просто застал, но и активно поучаствовал в первом дубле «канониров» в новейшей истории. А вот до второго уже не дотянул – в 2000-м на пороге 37-летия отправился доигрывать в «Вест Хэм».

Джордж Армстронг

Годы выступлений: 1961-1977
Матчи: 621
Голы: 68
Альтернатива: Дэвид Рокасл

По-настоящему великих чистых правых хавбеков/вингеров в истории «Арсенала», пожалуй, нет (хотя персональные фаны Дэвида Рокасла, Рэя Парлора или Фредди Юнгберга будут спорить), но соблазну поместить сюда кого-то из форвардов, центральных полузащитников или вингеров с противоположного фланга, несмотря на весь символизм сборной, мы не поддадимся. Выход из положения – Джордж Армстронг, который с одинаковым успехом играл и на правой, и на левой бровке и был ключевой фигурой в «Арсенале»-завоевателе Кубка Ярмарок и внутрианглийского дубля на рубеже 60-70-х. Маленький, юркий, быстрый и потрясающе работоспособный Армстронг, по преданию, организовал едва ли не половину голов «канониров» в триумфальном сезоне 1970/71. Если предание и лукавит, то незначительно – по количеству голевых передач Джорджу, быть может, вообще не было равных в истории «Арсенала». Результативный пас Армстронга на Рэя Кеннеди в 1971-м привел к голу в ворота «Тоттенхэма», который обеспечил «канонирам» победу в чемпионате.

После окончания карьеры игрока Армстронг поработал в экзотичном предвоенном Кувейте, а в 90-х в качестве тренера резервной команды вернулся в «Арсенал». До наших дней Джордж, к сожалению, не дожил – в октябре 2000-го прямо на тренировке у него случилось кровоизлияние в мозг и той же ночью он умер – в возрасте 56 лет.

Судьба другого замечательного правого вингера «канониров», Дэвида Рокасла, еще трагичнее – он всего на полтора года пережил Армстронга и 31 марта 2001-го скончался от рака. Ему было всего 33.

Патрик Виейра

Годы выступлений: 1996-2005
Матчи: 406
Голы: 33
Альтернатива: Эммануэль Пети

На позиции опорного полузащитника в «Арсенале» очень сложно представить кого-то иного кроме Патрика Виейра. В отличие от многих других, он не перемешивал в своей карьере сразу несколько славных эпох клуба – он стал символом одной. Появившись на «Хайбери» в одно время с Арсеном Венгером, француз очень быстро дорос до статуса ключевого игрока, и парадоксально, но во многом благодаря ему «канониры» переориентировались на принципиально новый, атакующий, изысканный футбол.

Виейра задал новые стандарты амплуа опорного хавбека. Он прославился не только способностью с мясом выдирать мяч из ног соперника (за что порой получал красные карточки), остановить любую атаку и повздорить с Роем Кином – он связывал воедино все линии команды, организовывал переход из обороны в атаку, уверенно чувствовал себя в игре в короткий пас, периодически забивал красивые и важные голы и при этом был настоящим лидером и вожаком. Именно к Патрику перешла капитанская повязка от Тони Адамса, именно благодаря ему (не только, конечно, но ему – в очень значительной степени) «Арсенал» на рубеже веков сделал два дубля за пять лет и сумел провести сезон 2003/04 без поражений.

Последнее касание мяча Виейра в форме «канониров» пришлось на победный удар с пенальти в послематчевой серии финала Кубка Англии-2005 в ворота «МЮ». В том, что с тех пор команда Арсена Венгера не завоевала ни одного трофея, не все склонны видеть простое совпадение.

Рядом с Патриком Виейра в одной из самых экстравагантных секций арсенальского музея никто иной, как его партнер, соратник и соотечественник Эммануэль Пети. Судьба их разлучила, но в историю «канониров» они все равно войдут вместе.

Лиэм Брэйди

Годы выступлений: 1973-1980
Матчи: 307
Голы: 59
Альтернатива: Сеск Фабрегас

Уникальный человек даже по меркам уникальных людей, собравшихся в этом списке. За семь лет на «Хайбери» Брэйди выиграл один лишь Кубок Англии и проиграл пару других финалов, а в чемпионате «канониры» в эти годы ни разу не поднялись выше 4-го места, но составить без ирландца любую символическую сборную «Арсенала» всех времен решительно невозможно. Это был центральный хавбек, сочетавший в себе абсолютно все необходимые для этого амплуа качества, обладавший волшебной левой, творивший на поле и моментально ставший кумиром болельщиков. Впрочем, раз уж речь зашла об искусстве, то это к писателю Нику Хорнби: «Лиэм Брэйди был одним из двух или трех лучших распасовщиков последних двух десятилетий, и уже за это его обожали все болельщики «Арсенала». Но я боготворил Лиэма еще и за другое: отсеки его – и «Арсенал» изошел бы кровью. Плюс ко всему Брэйди отличался умом. Его ум главным образом проявлялся в передаче – острой, изобретательной и всегда неожиданной. Он был балагуром: шумным, смешным, во все сующим нос. Пока я набирался академической премудрости, все больше и больше людей начинали считать, что футбол – это одно, а работа ума – совершенно иное. Так вот, Брэйди был тем связующим звеном, которое соединяло оба этих понятия».

Да, в 1980-м Брэйди ушел в «Ювентус», вызвав приступ депрессии у многих фанов «канониров». Пожалуй, столь резко выделяясь на фоне того «Арсенала», Лиэм отлично бы вписался в современную команду Арсена Венгера. Нынешний Сеск – это во многом аналог Брэйди, к тому же еще не успевший огорчить поклонников своим уходом.

Клив Бастин

Годы выступлений: 1929-1946
Матчи: 396
Голы: 178
Альтернатива: Робер Пирес

Наверное было бы преступлением не включить в сборную ни одного представителя «Арсенала» славной эпохи 30-х, эпохи, которая началась с футбольного новатора и революционера Герберта Чепмена, а закончилась Второй мировой войной. Эпохи, которая принесла «канонирам» сразу пять чемпионских титулов и еще два Кубка Англии.

Блестящий распасовщик Алекс Джеймс, прообраз Денниса Бергкампа, Лиэма Брейди и Сеска Фабрегаса одновременно, отличный левый защитник Эдди Хэпгуд, знаменитый правый вингер Джо Ульм, непроходимый защитник Херби Робертс, центрфорвард и супербомбардир Тед Дрейк – все они достойны бережных болельщицких воспоминаний. А в нашу команду эти ребята делегировали левого вингера Клива Бастина, который более полувека носил титул лучшего бомбардира в истории «Арсенала», пока Ян Райт и Тьерри Анри не переписали рекордную статистику. В прогрессивной схеме Чепмена крайние хавбеки должны были не только доставлять мячи центрфорварду, но и сами прорываться к воротам соперника и атаковать их. У Бастина получалось блестяще. Не вмешайся в дело война, которую Клив встретил 27-летним, Райт с Анри в списке голеадоров наверняка боролись бы за второе место.

Деннис Бергкамп

Годы выступлений: 1995-2006
Матчи: 423
Голы: 120
Альтернатива: Алекс Джеймс

А можно хоть один раз из 11-ти ничего не говорить? Просто – Деннис Бергкамп. Давайте помолчим и посмотрим:

А вот это, пожалуй, на обложку:

Тьерри Анри

Годы выступлений: 1999-2007
Матчи: 380
Голы: 226
Альтернатива: Ян Райт

Так уж вышло, что два лучших бомбардира в истории «канониров» спорят за одно место в составе. В основе Анри – и Райту совершенно не на что обижаться. Официальный сайт «Арсенала» именно Тьерри поставил на первое место в своем списке 50-ти лучших – выше Бергкампа, выше Адамса, выше Виейра и Брейди. Выше всех. И не поспоришь наверно. Конечно, француз начинал карьеру не в «Арсенале» и наверняка не в «Арсенале» ее закончит, он ушел из команды тогда, когда еще вполне мог оставаться ее лидером. Но, пожалуй, он заслужил делать все, что угодно. Как и Виейра, Анри стал символом успеха эпохи Арсена Венгера, как и без Виейра, без Анри «канониры» пока не могут ничего выиграть. Он забивал много и по-всякому, из любых положений и разными частями тела. Отходил вглубь, подыгрывал партнерам, отдавал результативные передачи, вел командную игру. Наверное, у него не было гениальности и аристократичности Бергкампа, но у него была эффективность и аристократичность Анри. 226 голов, два чемпионских титула и два Кубка Англии – Арсен Венгер наверняка жалеет только об одном – о том, что Лигу чемпионов в прошлом сезоне Анри выиграл в составе другой команды...

P.S. Ну и напоследок – небольшая загадка для истинных поклонников «Арсенала» и/или знатоков его истории. Лучших из лучших мы определили, а вот кто, по мнению Ника Хорнби, вполне мог претендовать на звание худшего игрока «канониров»? Далее цитата с купюрами из все той же «Футбольной горячки» (можно ничего не гадать, а просто насладиться текстом – он того стоит):

«История знала много футболистов, которых годами поносили болельщики: Уре, Саммелз, Блокли, Рикс, Чэпмен, Хейес, Гроувз, даже Майкл Томас. Но ОН – совершенно иное дело. Никто и не думал спорить по поводу его талантов. У Хейеса, Гроувза, Томаса и Рикса были свои защитники, а у НЕГО – ни одного, во всяком случае, ни одного, кого бы я знал. Самый низкий спад в его карьере, видимо, приходится на день ужасного поражения на «Уимблдоне», когда любые его безошибочные действия всю игру встречали насмешливой овацией и криками. Не представляю, как человек мог мириться с подобным унижением! <...> ОН – живое доказательство тому, что зачастую вера в себя и ощущение призвания (я имею в виду не тщеславие, а обычную здоровую уверенность в себе, которая совершенно необходима для выживания) оказываются ужасным заблуждением. <...> До сих пор ОН удачно перепрыгивал все препятствия на своей дорожке, но даже и на поздней стадии вполне можно споткнуться. Впервые мы поняли, что с ним что-то не так, во время игры с «Тоттенхэмом»: ОН был явно не в своей тарелке и ничего не мог поделать с нападающими «сперз». ОН напоминал кролика, который оказался в лучах фар – прилипал к месту, пока мимо него не проскакивали Уоддл, Аллен или кто-нибудь еще, а потом начинал ужасно и жалко метаться. В следующий раз ОН вышел на игру против «Челси». Матч закончился вничью 1:1, и вновь в первом тайме возник момент, когда на НЕГО набежал Диксон и начал мотать его, увертываясь то туда, то сюда, словно папаша в вашу бытность карапузом, когда играл с вами в садике, затем обошел и пробил по воротам, но мяч, слава богу, пролетел рядом со штангой с внешней стороны ворот. После того как ОН оказался единственным кандидатом на замену, мы поняли, что на «Уэмбли» нас ждут неприятности. ОН вышел под конец игры. За семь минут до финального свистка мяч угодил во вратарскую, ОН хотел отбить его, но не рассчитал удара и сам опрокинулся навзничь – в этот момент он выглядел не как профессиональный футболист, а как человек с улицы, который выиграл конкурс на право поиграть защитником во время финальной встречи. <...> Спорт и жизнь – особенно претендующая на художественность – не абсолютные аналоги. Самое главное в спорте – его жестокая определенность: в спорте не существует таких понятий, как плохой бегун на стометровку или никудышный защитник, которому повезло. Там сразу все видно. И нет непризнанного гениального форварда, прозябающего в неизвестности из-за того, что несовершенна система отбора. В то же время есть множество плохих музыкантов, плохих актеров, плохих писателей, которые вовсе неплохо живут, потому что оказались в нужное время в нужном месте, или потому что знают полезных людей, или потому что неправильно поняли либо переоценили их талант. И все-таки ЕГО история – жестокий урок для тех, кто считает значимым свое незыблемое ощущение судьбы (только снова прошу, не путайте ощущение судьбы или предначертанности с тщеславием – ОН не был тщеславным футболистом). Он понимал, что хорош – точно так же, как любая поп-группа, сыгравшая разок в балагане, сразу проникается уверенностью, что ей прямая дорога в «Мэдисон Сквер Гарден» и на обложки национальных музыкальных изданий, или как писатель, который отправил в издательство «Фабер энд Фабер» только что законченную рукопись и не сомневается, что от «Букера» его отделяет пара лет от силы. Вы живете, ориентируясь на это чувство, доверяете ему, оно циркулирует по венам, словно героин, придает силу и упорство… но ровным счетом ничего не значит».

ОН – это?

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы