Новые синонимы общества или киберспорт = молодёжь, популярность
CS:GO, Dota 2, смартфонные битвы, полеты на дронах: Финал студенческого Всероссийского соревнования по киберспорту в Ростове-на-Дону Все студенческие команды держались достойно. Но победителем финала шестого сезона Всероссийской киберспортивной студенческой лиги стала сборная Уральского федерального университета. В Ростове-на-Дону прошла финальная стадия VI сезона Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. Соревнования проходили в LAN-формате: игроки находились в одном помещении и состязались по локальной сети. Турнир шёл со зрителями и прямыми трансляциями на арене Донского государственного технического университета. Финал СтудЛиги-2022 впервые состоялся за пределами Москвы.
Лето не повод для отдыха у киберспортсменов. В отборочных этапах участвовали 8403 человека. Шестой сезон ВКСЛ собрал 451 учебное заведение — вузы и ссузы. Однако в финале оказались 8 сильнейших: МГТУ им. Н.Э. Баумана (Москва), УрФУ (Свердловская область), УГНТУ (Республика Башкортостан), НГТУ (Новосибирская область), ДВГУПС (Хабаровский край), ЮФУ (Ростовская область), КубГУ (Краснодарский край) и ТГУ им. Державина (Тамбовская область). Киберспортсмены состязались в пяти дисциплинах: Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive, StarCraft II, Hearthstone и Clash Royale. Организатором турнира выступила Федерация киберспорта России. Призовой фонд составил 3 млн рублей.
Победителем стал Уральский федеральный университет. Сборная вуза мощно прошлась по соперникам и с большим отрывом заняла первую строчку. Команда набрала 370 баллов и установила новый рекорд. Второй стала сборная хозяев города – Южного федерального университета. Киберспортсмены из столицы Дона получили 280 баллов. Бронзовый призер – команда Уфимского государственного нефтяного технического университета финишировала с 255 баллами.
Надеялись на победу, но не получилось... Хедлайнер ВКСЛ — сборная Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого потеряла свое преимущество и не дошла до решающей стадии. Киберспортсмены из СпбПУ побеждали 3 сезона из 6 проведенных лигой. Однако в сезоне-2022 эпоха питерцев завершилась. Финал в Ростове-на-Дону прошел без них. Вакантное место фаворита сразу же заняла сборная Уральского федерального университета. Выход в финал ребята обеспечивали себе 5 раз. Место ниже 4 места УрФУ не занимал.
Капитан сборной УрФУ Григорий Гордиенко отметил. — Эмоции от финала потрясающие, в том числе потому, что мы играли не в Москве. На прошлом финале сцена была меньше, болельщиков из-за коронавируса пришло совсем мало. Здесь же атмосфера круче, да и сцена больше. Зрителей было много, они очень активно себя вели, это заряжало, — прокомментировал победу Григорий Гордиенко. — В финальном матче не все шло гладко, но мы просто вели свою игру и не давали противнику сбить нас с темпа. У нас получалось почти все, что мы хотели. Плюс, несколько раз повезло, не без этого. Мандраж соперников чувствовался, было видно, что они боятся — ошибались, в некоторых моментах неуверенно вели себя. Дважды команда из Екатеринбурга брала серебро, но в этом году ребята не оставили соперникам никаких шансов, отметил старший тренер сборной УрФУ по киберспорту Алексей Корбышев. — Наконец-то мы стали чемпионами! В этому году была очень серьезная подготовка команды. Мы получили большую поддержку от руководства, хорошие условия для тренировок. Повлиял и тот факт, что в финал не попала питерская команда. Они всегда обходили нас…Но в этот раз мы были фаворитами. Заняли призовые места по всем дисциплинам, кроме Hearthstone, хотя и в ней выступили вполне достойно. Золото получилось обеспечить еще до последней игры и установить рекорд, чему очень рады, — поделился Алексей Корбышев. Смена фаворита неизбежна в любом виде спорта, в том числе кибердисциплинах, подчеркнул серебряный призер, студент ЮФУ Роман Алексеев, защищавший честь вуза в CS:GO. — Возможно, на отсутствие питерцев повлияли их внутрикомандные изменения, а может, это просто случайность, — предположил Роман Алексеев. — В любом случае здесь точно не скучно. Из всех мероприятий по киберспорту это, наверное, самое масштабное и наиболее интересное! Настрой у команды был хороший. Подготовка началась за месяц до турнира: вместе играли, разбирали раунды, изучали матчи соперников. Не обошлось без перестановок в команде.
Киберспорт — официальный спорт
Именно ростовчане не пропустили СпбПУ в решающий этап. Это один из показателей того, что развитие киберспорта на Юге России набирает обороты, пояснил президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит. — СпбПУ один из первых понял, что необходимо создавать условия для развития. Там появилась хорошая тренировочная база. Естественно, это дало свои плоды. Сейчас регионы этот опыт перенимают. Но многое зависит от самих студентов, их инициативы, — подчеркнул Дмитрий Смит. — Самые первые соревнования по киберспорту были не такими массовыми, но мы приглашали представителей вузов даже посмотреть, как это. Ведь, когда видишь все это вживую, отношение меняется, появляется желание поучаствовать самому. Так и получилось. Сегодня уже не мы просим предоставить площадку для турниров, а сами получаем от вузов заявки на проведение мероприятий. Также глава федерации отметил, что организация ведет системную работу, есть план, развитие киберспорта в стране идет в соответствии с ним. Подробнее об основных задачах и перспективных направлениях рассказал вице-президент ФКС Алексей Шемякин. — Киберспорт -официальный спорт. Мы организовываем состязания различного уровня в российских городах, привлекая зрителей и участников. Сегодня киберспортом можно заниматься не только на компьютере, сейчас очень популярен мобильный гейминг. Технические возможности позволяют устраивать турниры по смартфонным играм, — отметил Алексей Шемякин. — Любым дисциплинам свойственно набирать и терять популярность, за тенденциями мы тоже всегда следим. Перспективное направление — симуляторы. Технологии дошли до то, что в виртуальном пространстве можно научиться управлять реальными техническими средствами. Яркий пример — гонки на дронах. Киберспорт — это спорт молодых. Это настоящий, эмоциональный спорт. Вуз формирует сборную команду, сразу на несколько игр, и эта команда представляет честь вуза на наших соревнованиях. В следующий этап формата спартакиады проходит не отдельный кибеспортсмен, а сборная команда учебного заведения. KS и Dota2 постоянные участники соревнований. 5-10 лет назад интерес к компьютерным играм был меньше. Технологии позволяют играть везде. Чем легче войти в игру, тем быстрее игра набирает популярность. Существуют исследования, что киберспорт благоприятно влияет на развитие детей, если играть в меру.
За кибеспортом будущее.
Развитие комьюнити в вузах и фем-проблемы Dota 2 Виртуальные баталии — не только матчи в сети, но и целая субкультура, уверен руководитель центра поддержки киберспорта при профсоюзе студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана «Bauman Esports» Иван Абуховский. Студент приехал со сборной на финал в качестве менеджера, но сам активно играет в Overwatch. Этот командный шутер недавно признали дисциплиной на уровне ФКС. — Наше комьюнити в вузе насчитывает около 2000 игроков из разных дисциплин. Мы видим активность среди ребят. В Бауманке любят не только поиграть, но также активно смотрят трансляции матчей. Моя любимая дисциплина Overwatch не очень популярна, но есть свое сообщество, нас знают на межуниверситетском уровне. Аудитория нашего вуза крайне вовлеченная. В больших турнирах принимают участие множество студентов. Например, в Dota 2 и CS:GO число команд может достигать 40 по 5 человек в каждой. И руководство вуза это все поддерживает, — поделился Иван Абуховский. — Наша задача — организовать процесс, чтобы игроки могли проявить себя, попасть в сборную вуза и представлять университет на крупных турнирах. Но главное — чтобы они получали удовольствие от игры.
Dota 2 - это шахматы + футбол, нужно думать и при этом эмоции переполняют. Дополнил капитан команды УрФУ по Dota 2.
За киберспортом будущее, сейчас обычный спорт начинает уходить на второй план. В киберспорте намного больше денег, как отметил директор центра развития киберспорта НГТУ Бонцьо Михаил.
«Наш университет на протяжение двух лет, полностью пересмотрел отношение к киберспорту, теперь университет считает, что в это направление можно вкладывать средства».
Увлечение киберспортом может перерасти в профессию, уверен комментатор и аналитик Сергей Ревин, известный в индустрии под ником «Smile». Экс-участник команд Virtus.pro и Natus Vincere дважды побеждал на Electronic Sports World Cup (2011 и 2012 гг.) и пробивался в финал The International-2012. — Бывает, присмотришься к какому-то игроку на студенческом турнире, а через пару лет он оказывается в команде из топ-5 по России. Так что, многих выходцев из ВКСЛ можно встретить на профессиональном уровне. Данил «gpk-» Скутин из Virtus.pro участвовал в таких мероприятиях, — привел пример Сергей Ревин. Однако выходить на профессиональный уровень стремятся далеко не все студенты. Например, запасной игрок по Dota 2 из сборной ТГУ им. Анастасия Горбунова в киберспорт пришла за новыми знаниями и яркими впечатлениями, которых в дисциплине хватает. В начале своего пути, 1,5 года назад, студентка столкнулась с непониманием ребят из вуза. Однако Анастасия быстро научилась играть и попала в сборную университета. Дотерша стала единственной девушкой-участницей финала СтудЛиги-2022. — Слишком много внимания, мне из-за этого немножко некомфортно. Я приехала ребят поддержать, подстраховать, если что не так. А тут всех удивляет, что девушка играет на турнире в «Доту». У нас обычно это так: девочка — значит, ничего не понимаешь, с тобой не о чем говорить. Конечно, далеко от ребят, но они со мной занимаются, подсказывают, учат. Поэтому в дальнейшем, может быть, я попаду в основной состав. Стараюсь полноценно помогать команде. Моя задача — помочь ребятам выигрывать, а не руинить им игры, — рассказала Анастасия Горбунова. — Если говорить о проведении отдельных женских турниров, то это сейчас кажется скучноватым, поскольку очень мало девушек в киберспорте пока, и играют они посредственно. Плюс, перенимают некрасивую привычку от многих парней — ругаться, играть, чтобы выплеснуть эмоции, а не учиться.
Исследования с помощью прибора ПФТ 1/30
Территория вуза на эти 2 дня превратилась в киберспортивный городок. Соревнования сопровождали разнообразные активности и развлекательная программа. На площади перед университетом развернули «Зону 360», где проходила моментальная широкоугольная видеосъемка с разворотом на все четыре стороны света. Работал для гостей аттракцион «Полеты на дронах», позволяющий через очки виртуальной реальности с высоты птичьего полета посмотреть на происходящее. Кроме того, гости турнира участвовали в конкурсах и настольных играх, виртуальные гонки . Для всех интересующихся способностями своего мозга в холле университета проводили психофизиологическое тестирование.
В университете собиралась статистика для исследования с помощью прибора психофизиолога ПФТ 1/30 , диагностика состояния спортсменов на психомоторные реакции, на цветовые реакции, на реакцию движения, тремор как динамически, так и статически. Основная активность идет на тепинг тест (Количество стоков за 30 секунд правой и левой рукой). Около 10 тестов больших мы собрали.
Савинова Дарья