Скрытый потенциал
Баскетбол – самый зрелищный из всех видов спорта. Смесь атлетизма, динамичности и красоты движений с разнообразием тактических решений и эмоциональной заряженностью каждого эпизода захватывает дух миллионов людей на всей планете.
Во многих странах баскетбол является одним из самых популярных видов спорта. Но, к сожалению, в России и на территории СНГ его популярность и как следствие, уровень оставляют желать лучшего.
Нет, ну правда! Ведущие клубы Греции, Литвы, Сербии, Испании, Турции, Израиля собирают на своих трибунах более 10 000 зрителей в среднем за матч. В США на матчах Национальной Баскетбольной Ассоциации средняя посещаемость подбирается к 20 000 зрителей. Для сравнения, в Единой Лиге ВТБ, в этом регулярном сезоне лишь Автодор, Зенит и Локомотив собирали на своих трибунах более 3 000 зрителей в среднем за матч.
В этой статье я попытаюсь проанализировать, почему столь красивый вид спорта остался без должного внимания и выскажу свое «скромное» мнение, как можно повлиять на эту ситуацию.
Хочу подчеркнуть: я не собираюсь говорить о развитии баскетбола, как вида спорта. В этом направлении уже проводится активная работа новой командой РФБ во главе с Андреем Кириленко. Я же хочу поговорить о баскетболе как индустрии. Ведь сколько не вкладывай усилий и денег в подготовку молодых кадров, без полных трибун и многомиллионной аудитории перед экранами, невозможно добиться максимального результата в развитии.
И коль уж мы говорим о развитии индустрии, считаю, что резервы стоит искать в главном клубном турнире России и СНГ. Ведь именно Единой Лиге ВТБ суждено стать флагманом популяризации баскетбола. Матчи именно этой организации собирают зрителей в баскетхолах и телезрителей перед экранами.
Разумеется, в этой статье, я не смогу обойти сравнения с Национальной Баскетбольной Ассоциацией поскольку это самый популярный баскетбольный чемпионат в мире. И не только потому что там собраны лучшие игроки (это скорее следствие). НБА обладает каким-то магическим притяжением, она величественна и многогранна.
Так чего же не хватает Единой Лиге ВТБ? Как наш чемпионат сделать популярным и престижным? Вот такими вопросами я задался. И в голову мне пришли вот такие мысли:
1. Картинка
Картинка — фактор безмерно важный для широкой аудитории. Именно телевидение охватывает максимальную аудиторию зрителей и потенциальных болельщиков. Профессионализм команды операторов, режиссёров трансляции, комментаторов и большое количество камер могут сделать трансляцию спортивного события яркой, красочной, завлекательной и интересной. Примером может служить футбольная лига чемпионов, боксерские поединки WBA, WBC, так же КХЛ, НХЛ и многие другие.
Справедливости ради, стоит сказать, что в последнее время трансляции ВТБ становятся все лучше. Но все же при просмотре матча невозможно избавится от грызущего ощущения, это наш баскетбол (как и наш футбол) и он не самый лучший. Думаю, это ощущение зависит от подачи.
Но ведь все было: замедленные повторы, крупные планы, интервью у бровки, даже вид баскет-холла с вертолета. Но почему-то все равно не хватило эмоций. Возможно вы скажете, что я слишком привередлив, но у меня есть пару конкретных идей в чем можно сделать лучше.
Ну, во-первых, камеры, их количество и уровень технической оснащенности.
Я специалист, но сравнивая трансляции ВТБ и НБА даже я замечаю отставания в технологиях. В НБА каждый момент «облизуется» сразу 5 — 7 камерами, приближение в динамике и панорамная съемка. Все это позволяет максимально презентабельно подать видео материал.
Я не говорю, что у нас все плохо. Нет. Но камер используется меньше, они не всегда успевают за моментами. Даже на повторах «где по определению должны быть лучшие ракурсы» камера не захватывает полную картинку момента.
Во-вторых — работа режиссера в трансляции. Подчеркиваю - я не говорю, что все плохо. Но повторов могло быть больше, они могли бы быть своевременнее, больше всплывающих на экране окошек со статистикой и сравнениями (сейчас мы получаем эту информацию от комментаторов), можно покрасивей сделать табличку со счетом, какие-нибудь эффекты при переходах. К каждому матчу можно готовить разные актуальные нарезки, больше показывать трибуны и т.д.
Возможно, стоит отправить кого-нибудь на стажировку или привлечь специалистов, которые научат наши съемочные бригады лучшим образом подчеркивать красоту баскетбола.
2. Свои легенды.
Все престижные чемпионаты имеют своих легенд, наверняка каждому из читающих эту статью, знакомы имена Майкла Джордана, Коби Браянта, Мэджика Джонсона, Уилта Чемберлена. Это легенды НБА. В Евролиге тоже есть свои легенды: Белов, Сабонис, Туркан, Диамонтидис, Шишкаускас, Бодирога, Ясекявичус, Холден и многие другие. Если мы хотим, чтобы единая лига ВТБ хоть чуть приблизилась по престижности к выше упомянутым турнирам, нам необходимы свои легенды. ВТБ, как и все другие развивающиеся чемпионаты имеют тенденцию отпускать своих лучших игроков в более престижные клубы и чемпионаты. Разумеется, когда речь идет о переходе игрока в клуб НБА, вариантов очень мало его удержать. Но конкурировать с европейскими турнирами ВТБ под силу.
Каждый год лига теряет своих суперзвезд. Рассмотрим последние несколько лет:
2013 – МВП сезона Эрл Роуленд, один из самых результативных игроков в истории Евролиги – Зоран Планинич, лидер Спартака Лукас Маврокафолидис, лидер Локомотива Джаремая Месси, …
2014 – МВП сезона Эндрю Гаудлок, …
2015 – Лучший снайпер лиги Ренди Калпепер, кандидаты на титул МВП Кортни Форстон и Тейлор Рочести, Марко Попович, который в течении 5 лет был на ведущих позициях в трех элитных клубах лиги, …
Грядущее межсезонье так же пророчит потери звездных игроков наших клубов.
А ведь именно эти люди собирали стадионы, именно к ним было приковано внимание прессы, атрибутика с их именами распродавалась до последней майки. Потеря таких игроков, как правило, отражается на посещаемости.
Особняком, в этом плане, стоит ЦСК. Это единственный клуб лиги, который способен переподписать и переманить кого захочет. Преимущественно это обусловлено их огромным бюджетом. У остальных клубов денег гораздо поменьше. И даже грамотный менеджмент не всегда способен оставить суперзвезду в своем составе.
Вопрос сложный. Очень сложный. Как завтра убедить сегодняшних звезд остаться в Химках, Локомотиве и Зените, а не перейти в Реал, Фенер, Олимпиакос или Милан?
Разумеется, за год-два в этом направлении сложно добиться стабильных результатов, потому как, при выборе топовыми игроками клуба, берется в учет несколько критериев: престиж клуба, участие в евролиге и конечно материальная составляющая.
Но если допустить, что остальные пункты этой статьи хоть как-то положительно повлияют на престиж турнира, а дирекция лиги (в широком порыве души) установит что-то вроде субсидии или льгот клубам, которые будут бороться за топ-5 игроков межсезонья. Или может быть, поддержка будет направлена не клубам, а игрокам. То ситуация с оттоком звезд может начать меняться в положительную сторону.
3. Шоу-тайм.
Здесь не нужно изобретать велосипед. Weekend всех звезд – проверенный и надежный способ показать все на что способна лига и привлечь внимание общественности. Для баскетбольной (если позволите мне так выразиться) индустрии этот праздник, как для военной парад 9 мая – лучший способ показать себя во всей красе.
Мне кажется, было бы интересно понаблюдать за конкурсом 3-шек между Теодосичем, Ленгфордом, Тулсоном, Милакнисом, Заворуевым, Стлом и Шведом.
А распределение игроков на матч всех звезд предлагаю сделать по принципу Север-Запад против Юг-Востока. Таким образом получаются следующие пятерки:
СЗ: Райан Тулсон, Нандо Де Коло, Алексей Швед, Виктор Радд, Трэвис Питерсон.
ЮВ: Малькольм Дилейни, Хоаким Колом, Кит Лэнгфорд, Джерри Джефферсон, Энтони Рэндольф.
Хотя можно как-то иначе). Но согласитесь, хотелось бы посмотреть на такой матч. И вообще не хочется слышать отговорки баскетбольных чиновников о загруженности чемпионата. В НБА регулярный чемпионат 82 игры. И не жалуются.
Надеюсь со следующего сезона продолжится проведение Weekendа всех звезд. Но хорошего баскетбола для завораживающего шоу недостаточно. Безусловно необходимо использовать весь мировой опыт спортивной индустрии: всевозможные иллюминации и проекционные 3D эффекты, звуковые эффекты, выступления медиа звёзд и может даже цирковое фаер-шоу под куполом баскетхола. Трансляции должны пестрить нарезками лучших моментов участников, как бы нагнетая обстановку величественности транслируемого мероприятия. Ну и конечно, все это бессмысленно без эфирного времени в прайм-тайм.
4. Luxury публика.
Для привлечения аудитории этим приемом пользуются не только в спорте. Журналы, реклама, различные мероприятия, фестивали, показы и даже агитация политических партий не обходится без знаменитостей. К тому же, 21 век – век интернета. Новости с тегами имен звезд имеют большой интерес. Ну вот представьте: миллионы людей открывают свои странички в соцсетях, а там (разумеется в качестве примера):
«Павел Воля и Дмитрий Нагиев будут ведущими Weekendа всех звезд Единой Лиги ВТБ»
«Каста презентует новый трек про баскетбол на матче открытия сезона Единой Лиги ВТБ»
«Елка споет перед матчем финала Единой Лиги ВТБ»
Неужели, думаете не придут посмотреть. Придут! и заразятся баскетболом. Баскетбол, как и любой продукт может стать модным, если посыпать его золотой пудрой. С точки зрения организации это затратно, но лишь по началу. Когда лучшая игра с мячом станет популярной, звезды сами захотят засветиться на баскетболе, потому что это уже тренд. На матчи НБА постоянно приходит множество знаменитостей, среди которых Джек Николсон, Том Круз, Дрейк, Сильвестор Сталоне, Кэмирон Диас, Мэл Гипсон, Дрю Беримор и даже Барак Обама. При правильном подходе у нас может быть так же.
Тем более баскетбольная арена лучше хоккейного катка или футбольного поля подходит для Luxury публики. Так почему этим не пользоваться?
5. Правила
Уже вижу, как нахмурились брови в негодовании у большинства читателей, особенно у консервативных почитателей традиций. Поэтому я оставил столь важный пункт напоследок, в расчете, что вышеизложенное обеспечит мне некий кредит доверия, и вы все же найдете в себе силы дочитать статью до конца.
Понимаю, вопрос очень щепетильный. Как в угоду зрелищности и популярности не изменить нами любимую игру до неузнаваемости?! Тут стоит действовать аккуратно. Очень аккуратно, но иметь смелость, не взирая на закоренелые устои, сделать баскетбол лучше! В конце концов если поменять пару правил, баскетбол останется баскетболом.
Первое и самое важное – ужесточить наказание за срыв быстрой атаки. Тактические фолы после перехвата нарушают баланс между возможностями атаки и защиты, в пользу второй. Да и вообще, я смотрю со своей стороны, со стороны болельщика, зрителя. Я с большим удовольствием буду созерцать быстрые отрывы, данки, алей-упы и невероятные блокшоты, нежели постоянные выбросы от боковой линии после тактического фола.
Повторюсь, здесь нет ни чего преступного. Баскетбол останется баскетболом. Просто станет динамичней и зрелищней.
Еще одним хорошим изменением считаю увеличение расстояния трёхочковой линии до норм НБА. Но только не подумайте, что я из тех, кто хочет скопировать НБА. Нет. Во многом я рад, что наш баскетбол отличается. Но трешка — это не шаг с места и не 3 секунды в защите. Увеличение расстояния до трехочковой дуги лишь увеличит пространство для обыгрыша. Тем более уже не за горами то время, когда все европейские чемпионаты придут к этому. Почему бы не стать первыми? А если кто-то считает, что это повлияет на процент попадания из-за дуги, то скажите это Стефу Карри. Игроки — это профессионалы. Они адаптируются. Адаптируются даже к тому, чтобы играть параллельно в еврокубках по старым правилам.
Более того с введением этих правил в Единую Лигу ВТБ начнут съезжаться лучшие снайперы и наиболее атлетичные и скоростные индивидуальщики в Европе. А игроки, решившие перейти из НБА в Европу, будут рассматривать наш чемпионат, как лучший вариант для адаптации.
6. Сериал
Помните еще лет 10 назад хоккей был практически на одном уровне популярности с баскетболом и волейболом? Сейчас он уже теснит футбол. Это не спонтанное смещение интересов общества. Для популяризации хоккея было очень много сделано: строительство ледовых арен по всей стране, создание КХЛ, хорошо повлияла и олимпиада. Среди прочего, интерес к хоккею подросткам и молодежи прививался сериалом «Молодежка». Рассказывать о сюжете не вижу смысла, сами все видели. Главное, что снимался он на деньги КХЛ и Министерства Культуры.
Думаю, что единой лиге ВТБ тоже под силу снять, что-то подобное. Разумеется, сдирать под копирку нельзя, нужно что-то совершенно новое. Может что-то комедийное, может трагикомичное, главное на баскетбольную тематику.
Разумеется, все пункты в этой статье требуют серьезных затрат. Но спросите у любого бизнесмена – можно ли без затрат вывести свой продукт на новый уровень? Ответ будет однозначным. Тем более сейчас, как никогда, подходящий момент. Есть адекватные люди в РФБ, способные и желающие помочь развитию баскетбола. Правительство и президент то же увлечены развитием спорта. Сейчас при правильном отношении можно создать сильнейший и престижнейший чемпионат старого света. Соответственно появятся спонсоры, бюджеты клубов начнут расти, количество сильных клубов тоже вырастет. Ведь еще много городов-миллионников, болельщики которых не посещают матчи ВТБ.
Наверняка, у баскетбольных чиновников есть свое мнение по вышеизложенному вопросу. Пожалуй, они видят ситуацию шире че я. Но я все же решил выразить свое мнение, потому что мое мнение – это мнение болельщика. И я как истинный баскетбольный болельщик верю, что Наш баскетбол один из лучших в мире. Он как негранёный александрит. Если над ним долго и старательно поработать, он станет одним из сокровищ мирового спорта.