«Санкции убивают развитие российских игроков». Интервью с тренером «Руны» Эрдоганом
Турецкий специалист — о работе в России, дебютном сезоне «викингов» в Единой лиге и амбициях.
Сезон-2023/2024 стал дебютным для «Руны» в Единой лиге ВТБ. Под новый турнир команда практически полностью обновилась: были подписаны не только новые игроки, но и тренерский штаб. «Викингов» возглавил Эртугрул Эрдоган, который до этого успел поработать в «Фенербахче», «Галатасарае» и сборной Турции.
Московская команда стартовала в сезоне с шести побед в восьми встречах, но в итоге не смогла пробиться в плей-ин, заняв по итогам регулярного чемпионата пятое место в группе Б. «Чемпионат» пообщался с турецким специалистом об итогах дебютного сезона «Руны» в Единой лиге.
— Вы отработали в России целый сезон. Как вам наша страна? — Я бывал в России и раньше, приезжал сюда пару раз. Но съездить в Россию и жить здесь постоянно — это разные вещи. Куда бы ты ни отправился, всегда интересно пережить новый опыт. Но я живу здесь уже несколько месяцев, и это другое. На самом деле, я бы разделил Россию на две разные группы, потому что жизнь в Москве и Санкт-Петербурге отличается от жизни в других городах. Так же, как и в других странах: жизнь в Стамбуле отличается от жизни в других городах Турции.
Но в Москве мне очень комфортно. Я спокойно занимался повседневными делами: баскетбол, тренировки, просмотр матчей, встречи с командой и руководством клуба. Также в Москве у меня были очень хорошие друзья, особенно из турецкого посольства. Я здорово проводил время в этом городе, побывал в Большом театре, на концертах, посетил музей, другие интересные места. Это была какая-то невероятная жизнь. Какими бы ни были ваши ожидания, Москва их оправдывает. Я получил отличный опыт, не только баскетбольный, но и культурный. У меня появилось много новых друзей из России и других стран. Конечно, случился один печальный момент — террористический акт, но в остальном могу сказать, что время в Москве было одним из лучших в моей жизни.
— Что здесь поразило больше всего, а чего, наоборот, не хватало? — Конечно, когда я приехал в Москву, моя семья осталась дома. Семья для меня очень важна, и мне не хватало именно этого. Но могу с уверенностью сказать, что для работы за границей Москва — один из лучших городов в мире. Здесь меня окружают действительно хорошие люди, которые готовы помочь. Я познакомился со многими людьми в баскетболе и не только. Но больше всего меня поразило то, как зимой здесь каждый день чистят все улицы от снега. Раньше я никогда не ездил на автомобиле зимой — для меня это какое-то сумасшествие. Но в Москве я ездил всю зиму, потому что везде, на каждой улице, было чисто.
— Вы из солнечной Турции, а в России застали в том числе и морозы. Быстро привыкли к минусовой температуре? — Важно то, на чём вы сфокусированы в жизни. Я был сфокусирован на баскетболе, у нас было много трудностей по ходу сезона. Так что, честно говоря, у меня даже не было времени подумать о холоде или снеге. Конечно, я мог бы злиться на погоду, но для меня это было в радость. Впервые в жизни я увидел столько снега, и мне приходилось чистить свой автомобиль почти каждый день. Так что это был интересный опыт.
— Может быть, у вас появились любимые места в Москве? — Мне много где понравилось в Москве. В первую очередь здесь много хороших ресторанов, а я люблю хорошо поесть, как и любой человек. Я побывал во многих хороших местах, кафе и ресторанах. Не помню их названия, но их много: греческая кухня, турецкая кухня, японская… Это было действительно здорово. Одно из моих любимых мест — кофейня рядом с нашей ареной, в которую мы с Муратом Билге заходили каждое утро. Мы разговаривали там обо всём, кроме баскетбола: о жизни, о политике, о разных проблемах.
— Вы стали тренером в очень молодом возрасте. Как вообще это произошло, как попали в баскетбол? — Я начал играть в баскетбол, когда мне было 13 лет. Это было начало 1980-х, и в тот момент сошлись все карты. В Турции был только один телевизионный канал, и нам приходилось его смотреть. Наша сборная тогда играла на турнире в Югославии, и мы смотрели разные матчи, в том числе из США. Там даже показывали ТВ-шоу с участием американского тренера, и для всех любителей баскетбола в Турции это было очень важно.
Затем одной команде был нужен тренер-ассистент на выходные. Там были ребята постарше, и они сказали, что я могу попробовать. Честно говоря, я не был уверен, но взялся за эту работу. У клуба не было денег, и они оставили меня, хотя я был на три года младше остальных. Потом я пошёл в университет, где получил образование по спорту и физической культуре, чтобы работать тренером. И я начал относиться к этому серьёзно, как к профессиональной деятельности. Хотя в то время в Турции тренерство было скорее подработкой, чем профессией. Я начал тренировать юношеские команды, в которых играли ребята до 14, 15, 16 лет. Даже сейчас я не могу назвать свою работу профессиональной деятельностью, это больше моё призвание. Баскетбол для меня в первую очередь хобби, а потом работа. Именно поэтому мне всегда приятно находиться на площадке, с какими бы трудностями я ни сталкивался.
Итог этого сезона мог быть совсем другим для «Руны»
— У вас был богатый опыт работы: «Фенербахче», «Галатасарай», сборная Турции. Чем вас привлёк клуб-дебютант Единой лиги ВТБ? — В первую очередь работать баскетбольным тренером всегда интересно. Неважно, главным тренером, ассистентом или тренером по индивидуальному развитию. В мире очень редко встречаются люди, для которых хобби становится работой. Я заработал очень много денег за своё хобби — для меня это что-то невероятное.
Что касается «Руны», прежде чем я согласился, я был очень заинтересован. Это новый клуб, который дебютировал в Лиге ВТБ. Я тоже здесь впервые. До этого я также работал в Польше и теперь стал тренером с международным опытом. Так что на самом деле у нас с «Руной» много общего: я был иностранным тренером-новичком, «Руна» — новым клубом в Единой лиге. И я был впечатлён Сергеем Юхневичем. Он очень молодой генеральный менеджер, но у него очень позитивный настрой. У меня был очень молодой тренерский штаб, в котором собраны невероятно энергичные люди. И наш спортивный директор Станислав Момот — я был впечатлён его знаниями, его подходом к работе. Так что в первую очередь это был интересный опыт для меня.
Конечно, сейчас Лига ВТБ является как бы закрытой, но в ней интересный формат проведения: первый этап, второй этап и так далее. Здесь сильные команды, против которых нелегко играть. Перед началом сезона в моей голове было много вопросов о нашем клубе, о лиге, о других командах. Но сейчас я могу сказать, что это был отличный опыт.
— Как проходили переговоры с «Руной»? Какие задачи перед вами ставило руководство команды во время переговоров? — Все получилось довольно легко. Наш первый разговор состоялся перед началом плей-офф в чемпионате Польши. Я сказал, что в первую очередь должен сконцентрироваться на том, чтобы завершить сезон со «Шлёнском». Также у меня была опция в контракте с этим клубом. «Руна» ждала меня шесть недель, и это было важно для меня. И затем мы обсуждали нашу цель, говорили о клубе, о Лиге ВТБ. Я был уверен, что мы способны достичь нашей цели — выйти в плей-офф. К сожалению, у нас не получилось, и на это были причины. И мы говорили о том, что как новому клубу нам важно создать уникальную культуру. Все эти вещи меня заинтересовали, и я захотел стать частью этой истории. Подписание контракта было простым решением, потому что к тому моменту для меня всё было ясно.
— Были ли у вас ещё варианты, помимо российской команды? — Да, у меня было несколько предложений из Турции и Европы.
— А были ли вообще когда-то предложения из России? — Нет, я впервые получил предложение из России. «Руна» — это новичок, но клуб впечатлил меня ещё тем, что он действительно «баскетбольный». У нас несколько команд: молодёжная программа, ДЮБЛ, женская команда, 3х3. В Европе много клубов, в которых есть только одна мужская команда и больше ничего, но «Руна» действительно заботится о молодых российских игроках. Это заставило меня ещё лучше относиться к предложению работать здесь. Думаю, это одна из причин, почему я подписал контракт с клубом.
— Клуб неплохо поработал на трансферном рынке. Все новички были согласованы с вами? Или договорённость с какими-то игроками у клуба была ещё до вашего прихода? Или абсолютно все подписания — это ваше требование? — Мы начали работать с формированием состава после подписания российских игроков. Я, Сергей Юхневич и Станислав Момот встретились и стали обсуждать, каких игроков мы хотим видеть в нашей команде. Честно говоря, это было непросто. Нам повезло, что мы собрали такой состав. Мы начали поздно, и рынок был сумасшедшим. Мало кто хотел ехать в Россию из тех, с кем я хотел бы поработать. Затем мы договорились с нашими игроками, и они пришли в «Руну».
Например, Джувэн Морган и Кэмерон Янг присоединились к команде только на сборе в Турции 1 сентября. Алекса Раданов и Джеремайя Хилл присоединились к нам в последнюю неделю августа. По-моему, это было за два дня до нашего перелёта из Москвы в Анталью. Впервые мы собрали весь состав только 11 сентября, когда приехал Никола Иванович. Это очень поздно для баскетбольного клуба. Но когда ты работаешь с хорошими людьми, процесс сплочения команды становится быстрее. После Турции мы сыграли на Кубке Кубани, а затем стартовал сезон Лиги ВТБ. На самом деле, мы начали хорошо, и я очень расстроен, потому что итог этого сезона мог быть совсем другим для нас.
— Построение команды практически с нуля — это всегда непросто. С чего вы начали, когда возглавили «Руну»? — Во-первых, нужно было понять, какую культуру мы хотим выстроить. Клубу всего семь лет, и я пытался разобраться в организационных процессах, познакомиться с российскими игроками, иностранными игроками. Нужно было сделать так, чтобы они хорошо взаимодействовали, понимали друг друга на площадке, создать «химию». Во-вторых, мы внесли небольшие технические корректировки, чтобы сформировать нашу систему баскетбола. Но больше всего мы работали с людьми. Нам нужно было понять, какие у нас игроки и как они будут взаимодействовать, понять их потребности, черты характера. Я говорю «мы», потому что эту работу проделывал не только я, а весь тренерский штаб на протяжении всего сезона.