10 мин.

«Пшикнуть» на драфте: провалы десятилетия. Часть первая: 1998-2002

Год за годом примерно с февраля месяца весь баскетбольный мир постепенно начинает обращать внимание на главных молодых талантов. «Мартовское безумие» близится, европейские чемпионаты подходят к своим решающим стадиям, да и определяется круг тех команд, которые не попадут в плей-офф. Многие генеральные менеджеры начинают присматриваться к юным дарованиям еще во время плей-офф NCAA, кто-то же попросту ждет лотереи драфта. Ее результаты позволят как построить новую клубную стратегию, так и подкорректировать старую. Каждый управленец надеется выловить на июньском мероприятии новых ЛеБрона, Ховарда и Дюрэнта, но, как мы знаем, это удается отнюдь не всегда. Причем, бывают случаи, когда один выбор может надолго стать клеймом на репутации того начальника, который согласился на то, чтобы связаться с этим новичком.

Драфт-1998

Первый пик драфта 1998 года получили «Клипперс», команда из города ангелов, проводившая домашние игры в Анахайме. Что можно сказать о статусе «Парусников»? Достаточно отметить то, что за 12 лет (1993-2005), этот коллектив лишь раз понюхал порох матчей плей-офф, да и то «сгорел» «Юте» в первом раунде. Несмотря на то, что этот клуб столько лет возился в ранге лотерейных, заветное право первого выбора к ним попало впервые за десять лет. Понятное дело, что такую удачу рассматривали как возможность изменения плачевной ситуации. Но мало кто мог подумать о том, какую ошибку совершит менеджмент. Элджин Бэйлор решил взять Майкла Оловоканди. Пауза, вдох, выдох, крики ужаса…

«Кэнди Мэн» стал одним из главных драфтовых проколов в истории НБА. «Клипперс» на тот момент имели в своем составе единственного толкового свингмена (Лэмонд Мюррей, который через год уйдет в «Кливленд»), но предпочли нигерийца таким игрокам, как Винс Картер и Пол Пирс. И если «Винсэнити» не демонстрировал в последний год в колледже какой-то невероятной статистики (причина – использование Биллом Гэтриджем (тренером Университета Северной Каролины) системы, названной «шесть стартеров»), то эффективная и уверенная игра «Истины» в Канзасе говорила сама за себя. Но выбор Бэйлора пал на нигерийское чудовище. Лишь дважды за карьеру Оловоканди выйдет за показатель в 10 очков в среднем за матч и – понятное дело – ни к каким вершинам «Клипперс» не приведет. От него ждали игры на уровне доминирующего центрового, только вот он ее так и не продемонстрировал. Возможно, Майкл и мог стать чем-то стоящим первого пика, но травма колена в 2002 (когда он наконец-то разыгрался) убила все перспективы. Последующие сезоны он будет мучаться с различными повреждениями и его имя станет нарицательным.

Тогда же состоялся один из самых неравноценных обменов в истории лиги. «Даллас» выбирал шестым, «Бакс» – девятыми и девятнадцатыми. Наверное, вы догадались, что речь пойдет о Дирке. В «Милуоки» жаждали увидеть Роберта Трэйлора, Дон Нельсон же присмотрел себе Новицки и Нэша. Первый стал настоящей немецкой сенсацией, о которой заговорили вслух после того, как, играя один на один с Чарльзом Баркли, эта семифутовая установка по поражению кольца со всех дистанций буквально размазала Чака по паркету. Форвард «Вюрцбурга» отклонил предложение «Барселоны» и отбыл за океан.

Второй кадр не имел особых перспектив в «Финиксе», где рядом с ним находились еще два парня – Кевин Джонсон и Джейсон Кидд. Сложно себе представить ситуацию, чтобы где-нибудь в НБА одновременно находилось три лучших игрока на какой-то позиции в истории клуба, но «Солнечные» могли этим похвастаться. В итоге «Олени» отдали «Маверикс» Дирка и Пэта Гэррити. Последнего Нелли отправил в Аризону и заполучил такого желаемого Нэша. Позже он слепит из Новицки одного из лучших европейских игроков в истории, а канадец из резервиста превратится в звезду Ассоциации. Товарищ Трактор, ломавший щиты в колледже, так ничего и не покажет в НБА и в 2005 перенесет операцию на аорте, которая окончательно похоронит его провальную карьеру.

Многие до сих пор задаются вопросом: что было бы с «Милуоки», если бы Карл и компания таки решились на создание суперсвязки великих шутеров – Дирка и Рэя Аллена? Увы, но это тот вопрос, на который мы никогда не найдем ответа. Кстати, не стоит забывать и о том, что множество специалистов тогда прозевало центрового Брэда Миллера, который вообще получил статус незадрафтрованного.

Драфт-1999

Глядя на тех, кто решил попробовать свои силы в лучшей лиге мира через год, конечно же, взгляд падает на ужас по фамилии Бендер. Однофамилец «Великого комбинатора» был под пятым выбран «Торонто», который еще до процедуры драфта договорился с «Индианой» об обмене этого товарища на Антонио Дэвиса. Будучи отличным запасным в стане «Пэйсерз», Тони стал замечательным дополнением в молодом составе «Рептилий», особенно на фоне того, что показал в НБА Джонатан. Единственное, что не придает большой огласки этому провалу, это фактор того, что «Инди» имели достаточно хороший состав, чтобы не почувствовать потери хорошего игрока.

Джонатан Бендер начал довольно неплохо. В стартовом матче поставил рекорд Ассоциации (став первым игроком в истории, который отметился в дебютной игре дабл-даблом, будучи за год до этого простым школьником), но больные колени похоронили его карьеру. Если баскетболист (весь талант которого связан с атлетизмом) имеет проблемы с ногами, то говорить о серьезном будущем не приходиться. Он участвовал в конкурсе бросков сверху, несколько раз воспламенялся в играх на вылет, но не преодолел статус «ролевого игрока». Учитывая то, что после него ушло пять звезд НБА, – выбор Джонатана явно не заслуживает называться удачным.

Драфт-2000

Один из самых слабых драфтов за последние 20 лет. Посмотрите на первую десятку! Стромайл Свифт потерялся между позициями и оказался игроком, который ничего не может делать, кроме как бить сверху и иногда радовать трибуны красивыми блок-шотами. Слабый баскетбольный интеллект, низкий рост для центрового и ужасный атакующий арсенал для тяжелого форварда – это то, что не позволило ему раскрыться. Дариус Майлз – еще один «athletic freak», который за всю свою карьеру так и не научился бросать по кольцу. Конечно, все мы помним о его прыжке, эффектности и травме, «завершившей карьеру», но ведь каждый из нас понимает, что право выбора в первой тройке такой игрок точно не заслуживал. Пробежимся по ужасам первой десятки? Четвертый номер – Маркус Файзер, «человек-татуировка». Несколько удачных сезонов, провал в «Милуоки», D-лига, Европа...

Шестым «ушел» ДерМарр Джонсон. Свингмен, который лишь один год провел на достойном уровне. Место в ротации – лучшее, на что мог надеяться этот парень. А ведь «Атланта» предпочла его Джамалу Кроуфорду, который, хоть и всю жизнь имеет проблемы с использованием функций головного мозга на площадке, но хоть каким-то скорером стал. Под седьмым номером «Кавс» выбрали Криса Мима. Когда-то он даже числился стартовым центровым «Лейкерс», но травмы убили его карьеру. В итоге, он потолкался на тренировке с Ди Джеем Мбенгой, и его истекающий контракт выбросили в «Мемфис».

Драфт-2001

Каким должен быть драфт, чтобы на нем лучшим игроком стал Кваме Браун? Наверное, это должен быть кастинг на роль Буратино в новой постановке Стивена Спилберга. Тем не менее, выбор этого товарища страшен не только самим фактом присутствия такого баскетболиста в НБА, а тем, кому «Вашингтон» предпочел его. Две фамилии: Газоль-старший и Чендлер. Этого будет достаточно. История самого выбора этого парня достаточно загадочна.

Если честно, то спецслужбы умалчивают тот факт, был ли агент баскетболиста крупным наркодилером, проводились ли на тот момент испытания ядерного оружия в Вашингтоне и «сидел» ли Даг Коллинз на психотропных препаратах. Именно экс-тренер Майкла Джордана проводил тренировки с Кваме, после которых школьник заявил наставнику о том, что «Уизардс» никогда не пожалеют, если выберут его. Серебряный призер Олимпиады в Мюнхене поверил Брауну. «Его Воздушество» позже стал на весь мир трубить о том, что юный центровой невероятно талантлив и что с ним «столичных» ждет большое будущее. Так и подкосилась репутация Эм-Джея как руководителя. В очередной раз об этом вспомнили тогда, когда он выбрал Адама Моррисона перед Брендоном Роем.

Вполне возможно, что таинственный преступник, продававший наркотики генеральным менеджерам НБА, имел какое-то отношение непосредственно к великому двадцать третьему номеру. Как же еще можно объяснить то, что «Чикаго» (да, его «Чикаго»!) тут же совершит одну из главных ошибок десятилетия, отдав в «Клипперс» Элтон Брэнда в обмен на Тайсона Чендлера. В Иллинойсе хотели растить «мегасвязку» юных больших с драфта, но результат был крайне плачевным. «Буллз» отдали отличного большого, а получили Ти-Си и выбрали Эдди Карри. Обоих «Быки» позже отпустят на вольные хлеба и еще долго будут искать себе большого, который бы отвечал уровню «Поезда». А «человек-гамбургер» отметится тем, что станет худшим центровым десятилетия по игре в обороне. Все-таки мало кто в лиге будет защищаться против Яо Мина, стараясь вытолкнуть его собственным пузом из трехсекундной зоны.

Также в первую десятку «ушли» погибший недавно Эдди Гриффин и ДэСагана Диоп, которого, похоже, умел использовать исключительно Эвери Джонсон. В этот же год в НБА прибыли уникум Джо Джонсон (наверное, единственный солидный игрок, который в системе Д‘Антони показывал худшую игру, чем вне ее), Зак «Бегемот» Рэндольф, умница Тони Паркер, Гилберт «Трепло» Аренас, ну и турок Мехмет Окур.

Драфт-2002

В 2002 году в НБА прибыл Яо Мин. «Хьюстон» решил брать китайского центрового вопреки всему тому скепсису, который окружал его появление в лучшей лиге. «Рокетс» желали продолжить свою традицию и добавить еще одну майку доминирующего пятого номера в клубный музей. На фоне Мозеса Мэлоуна, лучших сезонов Ральфа Сэмпсона и успехов Хакима Оладжьювона «великан из Поднебесной» имел все шансы быть «андерачивером», особенно после провального старта. Все бы ничего, но «ракеты» отказались брать самого талантливого юного баскетболиста страны, разыгрывающего Джея Уильямса, за что подверглись серьезной критике. Тяжелее всего было гиганту. Стоит вспомнить два самых запоминающихся случая.

Чарльз Баркли настолько не верил в самого высокого игрока лиги, что в эфире TNT заявил, что в случае, если китаец наберет 19 очков в дебютном сезоне, он поцелует экс-игрока «Хьюстона» и своего коллегу Кенни Смита в задницу прямо в студии! Параллельно, Билл Симмонс выдал «шедевральный опус», в котором написал следующее: «Выбор Яо перед Уильямсом можно будет поставить в один ряд с провальными решениями о выборе Боуи перед Джорданом и обменом Трэйлора на Новицки. Я не просто говорю вам об этом, я это гарантирую!». Чем это закончилось?

Китаец, воспользовавшись отсутствием Шака, набросал в корзину «Лейкерс» 20 очков (забив все 9 бросков с игры и оба штрафных), заставив Чака целовать в мягкое место осла перед всей страной, а Джей после неуверенного сезона, попал в аварию на мотоцикле и был вынужден завершить карьеру.

Тем не менее, без «бастов», конечно же, не мог обойтись не один драфт. Под пятым номером «Денвер» взял Николоза Цкитишвили. Выиграв чемпионат Италии в якобы девятнадцатилетнем возрасте в составе «Бенеттона» (которым руководил Майк Д’Антони), он привлек к себе внимание международных скаутов.

В итоге Цкитишвили стал худшим зарубежным игроком, который когда-либо был задрафтован и принял участие в матчах Ассоциации. История с реальным возрастом и единогласное мнение о том, что парень, несмотря на 213 сантиметров роста, попросту не умеет играть в баскетбол – говорят сами за себя.

Самое обидное для «Самородков» то, что они выбрали это чудовище тогда, когда имели возможность взять Амаре Стаудемайера, Карлоса Бузера, Нене Хиларио или Луиса Сколу. Под шестым номером «Кливленд» забрал Дэжуана Вагнера, которого непонятно каким образом равняли с Айверсоном. Правильно ли? Учитывая то, что это защитник совсем недавно бегал в чемпионате Польши, вряд ли. «Кэвс» в этой ситуации прозевали Кэрона Батлера, но им было наплевать. В «Сент-Винсент и Сент-Мэри» бегал совсем другой парень…