android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьplususeric_avatar_placeholderusersview

Эпоха Тео

И все-таки это случилось. С нового сезона Теодорос Папалукас будет защищать красно-белые цвета греческого «Олимпиакоса». В армейской сказке (длиной в шесть лет и со счастливым концом) поставлена точка. Sports.ru вспоминает, кем был харизматический грек для ЦСКА.

Эпоха Тео
Эпоха Тео

Фабулой сказки было восхождение от неброского 25-летнего греческого защитника из «Олимпиакоса», купленного в довесок к Хацивретасу, чтобы тот не скучал в чужой Москве, до одного из лучших игроков Европы всех времен. Титулам тесно в послужном списке Тео. За шесть московских лет он добился многого: две выигранных Евролиги, шестикратное чемпионство России, три Кубка России, европейское золото и серебро чемпионата мира. Плюс индивидуальные награды – MVP «Финала четырех» Евролиги в 2006-м, MVP Евролиги в 2007-м, игрок 2006 года по версии ФИБА, опередивший Новицки, Газоля и Паркера, один из 35 баскетболистов, оказавших наибольшее влияние на развитие европейского баскетбола по версии Евролиги.

Шесть козырей Папалукаса

1. Неординарные физические данные. Рост в два метра редко уживается с требованиями, предъявляемые разыгрывающему. Папалукасу повезло: с детских лет тренеры разглядели в нем качества плеймекера и не пытались ломать натуру. При необходимости он может играть на трех позициях, но отсутствие стабильного дальнего броска не дает повода говорить о нем как о снайпере. Папас – классический первый номер, что так нечасто встречается в век баскетбольного универсализма.

2. Игровой интеллект. Как и положено, самый умный на площадке – разыгрывающий. Иногда кажется, что в голове у грека процессор. «Голова – вот от чего идет игра. Этим баскетбол напоминает шахматы: нужно стараться все ходы просчитать вперед. При этом необходимо мыслить неординарно», – считает Папалукас. Его способность видеть на площадке все поражает, немногие баскетболисты могут соревноваться с ним в умении читать игру. Редкий дар – знать точно, где находится в конкретный отрезок времени каждый партнер и отдавать передачи, схожие по точности с движениями скальпеля в руках хирурга. Неудивительно, что греческий защитник – самый пасующий игрок за всю историю Евролиги, и первый, кто перешагнул рубеж в 600 ассистов. Личное достижение – 12 результативных передач за игру.

Ему подвластны как эффектные «слепые» пасы из-за спины, «кошачьи» перехваты (крадучись, у самозабвенно дриблингующего противника, личный рекорд – 5 «краж» за матч), так и незамысловатые, но эффективные «двоечки» с высокими. Есть еще фирменный тягучий проход: время замедляет свой бег, и каким-то непостижимым для соперника образом Тео оказывается под кольцом, а мяч – в корзине. Почему опекуны не успевают сделать ничего, кроме как сфолить – остается загадкой. В связи с этим среди комментаторов возник и утвердился термин «велосипед Папалукаса» – на нем он виртуозно объезжает живые препятствия. «Знаю, что я должен делать, и не пытаюсь делать того, что не умею. Конечно, стараюсь совершенствоваться, но я знаю, что у меня получается лучше и стараюсь сосредоточиться на этом», – уверяет Тео.

Кажется, «фишки» Папалукаса баскетбольная Европа знает на зубок. Но поделать ничего не в силах. За Тео давно закрепилась репутация играющего коуча. И на площадке, и вне ее Тео неутомим в обучении всех всему. Специалисты прочат ему блестящую тренерскую карьеру, сам же он мечтает о собственной Академии баскетбола в Афинах, логичном продолжении ежегодных летних «Папалукампов».

3. Лучший «шестой». Король проходов, перехватов и точных пасов имел в ЦСКА не так уж много игрового времени – в среднем около 20 минут, но как же много он успевал за эту половину матча! Он появлялся в ключевые моменты и мог переломить ход игры, навязывая выгодный для своих темп сопернику. Всего несколько раз он выходил в стартовой пятерке. Это уникально, что «шестой» игрок смог добиться того, чего добился Папалукас. «В больших командах важнее не то, кто начинает матч, а кто его заканчивает», – любил повторять грек прописную истину.

4. Командный игрок. Тео – нежадный до крайности, берущий на себя завершение атаки только тогда, когда других вариантов ее развития не видит: «Я не стремлюсь стать самым результативным. В первую очередь стараюсь организовать командную игру, хорошо отработать в защите и сделать все, чтобы победить. Смотрю, кто в данный момент играет лучше, чтобы отпасовать ему или найти ошибки у противника и воспользоваться ими».

5. Лидер. Папалукас обладает бесценным качеством, которому нельзя научиться ни в одной школе – он вожак с несокрушимой психологией победителя, способный завести и поддержать команду, а в самый критический момент матча взять на себя ответственность принятия решения.

6. Харизма. Есть нечто, кроме сухих цифр статистики, что привлекает простых зрителей (не фанатов) на трибуны. Это – зрелищность игры. Актерская жилка Теодороса реализовывалась не в сериале про Гену Букина. Его баскетбол в лучших матчах был ярким и зрелищным, он играл не просто для победы, но и «на зрителя». «Он не работает, он играет», – говорили о нем товарищи по команде.

Вспомним, сколько раз зал увлеченно следил не только за его вдохновением, но и за «театром мимики и жеста». Тео – шоумен, в лучшем, спортивном смысле слова.

Перелом

Самый результативный сезон Папалукаса – 2006/07: за 59 игр он набирал в среднем 9,1 очка, делал 5 голевых передач, 5 подборов и 1,3 перехвата.

Весь этот год Теодорос, игрок больших матчей, гладиаторских арен и инфарктных концовок, жил предчувствием Афин: «Засыпаю и просыпаюсь только с одной мечтой: ЦСКА побеждает в «Финале четырех»! Для грека, выступающего за рубежом, выиграть Евролигу в Элладе – гораздо большее, чем просто счастье».

Вечером 6 мая на ненавидящей конкретно его 18-тысячной ОАКА-арене, окрашенной в зеленые цвета «Панатинаикоса», Тео показал лучший баскетбол в жизни, поставив собственный рекорд результативности – 23 очка – и добавил 8 ассистов за 35 минут. Это, пожалуй, последняя супер-мега-игра, в которой Папас не жалел себя и бился на смерть: «Я играл так, будто этот матч был для меня первым и последним в жизни, превзошел сам себя, но этого оказалось недостаточно».

Нынешний сезон он почти провалил, являя миру собственную ухудшенную версию, что трудно объяснить объективными причинами: серьезные травмы миновали грека, да и 30 лет – возраст не преклонный. Если смотреть только на статистику, все не так плохо. Ведь мастерство никуда не спрячешь, свои 7,6 очков, 4,4 передачи и 0,9 перехвата за игру он заработал. Исчезло другое. Пропал кураж, азарт, потухли глаза, как будто Тео стал игровым автоматом. Впечатление, что все силы и эмоции остались там, в финале «победи или умри» в родном городе, против извечного соперника греческого классико – «Пао».

Множество наград и званий, заработанных Папалукасом в ЦСКА и для ЦСКА, не исчерпывают того, что этот баскетболист значит для московского клуба.

«Наш капитан», «наше все», «великий и ужасный» Тео смог стать не просто очередным классным иностранным игроком в стане красно-синих, ему удалось много больше – стать символом и знаковой фигурой ЦСКА, быть по-настоящему своим, кого любили – за талант, бойцовский дух, сильный характер, одержимость победами. Размен был равноценным: Папалукас отдавался баскетболу на 100%, а фаны боготворили Тео, неизменно встречая его появление на площадке аплодисментами, заряжая «Папалукас, забей, эй-эй!», придумывая баннеры («Здесь только один грек умеет играть в баскетбол»).

И еще прощали ему все в последний сезон. Закрывали глаза на очередной летний сериал «отъезд Папалукаса в НБА», «невынужденные» ошибки, с последующими несправедливыми обвинениями в адрес партнеров, явную «халтуру» в защите, разыгравшуюся не на шутку «звездную болезнь»...

«Я никогда не мог представить, что возможно такое отношение к баскетболисту из другой страны. Они заставляют меня играть лучше. Я прилагаю все усилия ради болельщиков, потому что они дарят мне свою душу», – утверждал Тео.

Он себе уже все доказал?

До «Финала четырех» в Афинах Тео не собирался уходить всерьез: «Как в ЦСКА, я так долго не играл ни в одной команде. В Москве я достиг всего, и если обстоятельства сложатся должным образом, то могу здесь завершить карьеру».

Тео, так по заслугам оцененный, обласканный славой и щедро одаренный деньгами, самый популярный баскетболист в России, все же решил сменить клуб. Почему? Шесть лет в пасмурной Москве – это максимальный срок для теплолюбивого грека? Устал от команды, от побед? Из-за обилия звезд в созвездии Мессины почувствовал себя ненужным? Захотел испытать себя еще раз и достичь высот в другом суперклубе – из родного города – и под руководством кумира детства Яннакиса? «Чувствую, что отдал клубу все, что должен и сейчас настало время возвращаться домой», – резюмировал Папас.

«Олимпиакос» – клуб более чем амбициозный, и по тому, как он укомплектовывается к следующему игровому году, цель у него одна – выйти на первый план в баскетбольной Европе. По замыслу руководства, Тео должен стать ключевой фигурой в новой команде. Не хочется верить лишь в то, что Теодорос Папалукас уже наелся баскетболом и уехал в Пиреи на «почетную старость».

…В семье Папалукаса называют именем Торо. Бык из Эллады сможет ответить на очередной вызов судьбы?

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы