Белов: "Пермь - лучшее место для баскетбола"
В последний сезон «Урал-Грейт» чаще попадал в скандальную хронику, чем одерживал победы. Прежнее руководство клуба ушло, оставив в наследство 150-ти миллионный долг и подмоченную репутацию. Наводить порядок в пермском баскетбольном хозяйстве поручили Сергею Александровичу Белову, при котором «грейтовцы» дважды поднимались на верхнюю ступень пьедестала почета чемпионата России. Президент «Урал-Грейта» Сергей Белов откровенно поведал «Шпилю» о прошлом, настоящем и будущем команды.
Сергей Александрович, с чем связана смена главного тренера «Урал-Грейта»? Ведь у прежнего наставника команды Шарона Друкера контракт не закончился?
— Российский спорт зиждется на основах советской системы, – издалека начинает Сергей Александрович. – Для меня европейский подход к спорту неприемлем. Игроки должны находиться в рамках жесткой дисциплины. Судите сами, все успехи в российском, и тем более, советском спорте были основаны на огромном объеме работ. Я сам прошел все ступени развития – от игрока, тренера до президента клуба и уверен, что человек должен посвятить себя баскетболу без остатка. В любом случае, спортсменом движет какая-то цель, а не только финансовая заинтересованность.
Друкер – типичный представитель европейской школы баскетбола в плане общения, управления игроками. Эта система более демократична, она основана на том, что сегодня я здесь работаю, завтра – там, а послезавтра – неизвестно где. Чем я выше показываю результат, тем дороже стою на трансферном рынке. Личные показатели ставятся выше интересов команды.
Два года назад, когда Блатт уехал из питерского «Динамо», президент «бело-голубых» Родионов сказал, что своей демократией он полностью разрушил команду. Практически то же самое произошло и в этом году с «УГ».
Приведу один пример: контракт в профессиональном клубе рассчитан на 10 месяцев (с 1 августа по 30 мая). Скажу, что «УГ» начал работать не 1 августа, а 18-го. В течение года было предоставлено 4 отпуска по неделе – это еще месяц. Команда закончила чемпионат 4 мая. Почему я как руководитель должен платить за 10 месяцев, когда игроки и тренеры отсутствовали из них 2,5 месяца?
Я специально просмотрел расписание за апрель. За месяц команда тренировалась 12 дней, из которых 6 дней по одной тренировке в день. Это не поддается никакой логике. У нас на эмблеме указано, что мы – профессиональный клуб, но по отношению к делу он был даже не любительским. Раньше в «УГ» количество каникул было минимальным. Даже после игры команда не имела выходного, поскольку я считаю, что игроки всегда должны находиться на своем рабочем месте. Демократическая система не подходит к российскому баскетболу, для нее более привычны длительные сборы, двухразовые тренировки. Провал национальной команды обусловлен тем, что в нашем чемпионате много иностранцев, которые не соответствуют этим требованиям.
В отличие от Друкера Куртинайтис – человек, которые прошел советскую систему подготовки. Я работал с ним еще в далеком 1982 году, когда Римас выступал в ЦСКА. Потом внимательно следил за его карьерой, как игрока, так и тренера. К тому же он работал у легендарного Александра Яковлевича Гомельского, что тоже говорит о многом. Я считаю, что по своим человеческим качествам, по своей твердости он подходит «УГ». Он может быть и диктатором, и демократом. Кроме того, немаловажно, что Куртинайтис в свое время был министром спорта Литвы.
Какая задача поставлена перед новым тренерским штабом?
— Речь сегодня идет о создании команды с перспективой на три года. Главное, на данном этапе вернуть доброе имя «Урал-Грейту». Хотя к событиям последнего года мы никакого отношения не имеем, нужно выправлять ситуацию. Я вижу в лице Куртинайтиса человека, который поможет нам вернуть утерянные позиции. Фантастические бюджеты ЦСКА, «Динамо» здесь не играют особой роли. Я всегда говорил одну фразу: «Дай игроку больше денег, он лучше играть не станет. Он может лучше играть, только работая».
Можно ли говорить о том, что Куртинайтису будет дан карт-бланш?
— Тренер хорош тогда, когда он дает результат. Какой может быть кредит доверия, если команда все время проигрывает. Что не говорите, но в спорте на первом месте всегда результат, а затем уже все прочее.
Кто из прошлогоднего состава останется в команде?
— Боюсь, что никто. Ведутся, правда, переговоры с ЦСКА насчет Егора Вяльцева, который принадлежит армейцам, а играл у нас на правах аренды. Но он очень хочет попасть в ЦСКА. Здесь решать все будет Куртинайтис. С одной стороны – это молодой, интересный игрок, с другой – он принадлежит ЦСКА. Команда собирается 1 августа, а Вяльцев сможет прийти только в октябре, если не закрепится в ЦСКА. Не каждый тренер будет ждать игрока столь долго.
А Шушаков?
— Я считаю, что клуб дал ему достаточно много в плане продления спортивной карьеры. К сожалению, время не стоит на месте. На сегодняшний день мы настроены на долгосрочную перспективу, поэтому нужно готовить ему замену.
Многие главной причиной неудачного выступления «Урал-Грейта» в последнее время называют провальную селекционную политику. Мол, иностранные легионеры, вытеснившие из состава российских игроков, отбывают номер на площадке. Будут ли учитываться ошибки прошлого при комплектовании команды на будущий сезон? И на кого будет сделана ставка: на иностранных баскетболистов или на россиян?
— Мы возвращаемся к европейской системе. К сожалению, игроки развращены. Баскетболист зачаcтую получает по контракту огромные деньги, в то время как результат команды его мало интересует. Если вы заметили, то в «золотые» годы была несколько другая ситуация. У нас практически не было «проходных» игроков. Да, мы ошибались, мы меняли игроков, но в конце сезона, в самые важные моменты баскетболисты выкладывались и приносили результат. Сейчас в основном при подборе игроков смотрят на статистику, а ведь есть еще человеческий фактор, который мы не можем отбросить. В таком случае я всегда спрашиваю: «Почему перед полетом в космос людей проверяют на совместимость, а при формировании команды – нет?»
Я участвую в процессе комплектования состава вместе с Куртинайтисом. На первом месте, естественно, мнение главного тренера, моя же позиция заключается в том, чтобы направить его в нужную сторону. Сегодня мы смотрим, кто подходит к «УГ»: по его отношению к команде, по его личным качествам. Что касается второго вопроса, то я, конечно, хотел бы, чтобы команда на 100% состояла из россиян, но это невозможно. Для достижения результата необходимо иметь игроков европейского класса.
Губернатор Пермского края Олег Чиркунов в ряде интервью заявлял, что все беды пермских профессиональных клубов в том, что в них не хватает высококлассных управленцев – спортивных менеджеров. Согласны ли вы с этим утверждением Чиркунова?
— Главная проблема в том, что нет закона о спорте. У нас есть профессиональные клубы, но нет профессии спортсмена. Какие средства должны привлекаться в профессиональный спорт? Если кто-то уговорил крупную компанию вложить деньги в клуб, то он считается хорошим спортивным менеджером? Но это не спортивный менеджер. Я считаю, что хороший спортивный менеджер тот – кто, имея 7 миллионный бюджет, обыграет команду с 20-ти миллионным бюджетом.
Я понимаю Олега Анатольевича, ему не хочется тратить деньги на профессиональный спорт. На сегодняшний день «Урал-Грейт» – социальный проект. Мы можем закрыть баскетбол, но куда пойти молодежи? Как быть с семью тысячами болельщиков, которые заполняют Дворец спорта «Молот»?
К тому же, бюджетная часть клуба минимальна, она составляет 1/6 часть бюджета клуба, причем эти средства мы можем использовать только по закону – на жизнеобеспечение команды. Многие говорят: «Вы привозите игроков, тратите наши деньги». Мы не тратим ничьи деньги, контракты с легионерами заключаются исключительно на спонсорские средства. Также бытует такая точка зрения: бюджетные средства необходимо направлять только на детский спорт. Но, позвольте, дети вырастут и куда они пойдут, если не будет профессиональных клубов?
Сергей Александрович, почему же за 10 лет существования «Урал-Грейта» состав команды не пополнил ни один пермский баскетболист?
— Я скажу так, что у тех, кто работал в системе подготовки резерва, были свои задачи. Но не было задачи выстроить систему развития пермского баскетбола. Система была чисто на бумаге, формально. Единственное, что за это время нам удалось сделать, это поднять имидж баскетбола. Уличный баскетбол – тому пример.
Сегодня наша задача поддержать этот интерес. Сейчас есть проект сотрудничества со школой «Олимпиец». Все игроки, которые занимаются в «Олимпийце» будут принадлежать «УГ», чтобы не было оттока молодых талантливых ребят. Нам все равно не обойтись от приглашения баскетболистов со стороны, но это будет не в количестве 30 человек, а максимум 2-3 человека в каждую возрастную группу. При благоприятном исходе через 5-10 лет появятся свои игроки. Это грустно, но если бы это было сделано 10 лет назад, то сейчас бы мы имели другие результаты.
А что будет со второй командой, которая заняла последнее место в Суперлиге «Б»?
— По регламенту мы должны иметь фарм-клуб. Однако он не будет участвовать в Суперлиге «Б», это никому не нужно, лишняя трата денег. Мы склоняемся к тому, чтобы вторая команда была укомплектована местными баскетболистами и выступала в высшей лиге чемпионата России. Это позволит нам «обыграть» молодежь.
Сергей Александрович, что для вас лично значит «Урал-Грейт»?
— УГ – достаточно важная часть моей жизни. Те годы, которые я провел в Перми, были для меня позитивны, прежде всего, в моральном плане. Я ведь не подавал в суд в связи с тем, что мне «зарубили» трехлетний контракт (мне не заплатили за полтора года). К тому же, я знал, что у тех людей, которые пришли в клуб, шансов на успех нет. Но для того, чтобы что-то понять, нужно многое пережить. Я своим терпением доказал, что «Урал-Грейт» для меня очень важная часть жизни.
Пермь – лучшее место для баскетбола. Многие видят только сумму контракта или немощенные дороги. Я же вижу несколько иное – особую атмосферу. Единение семи тысяч болельщиков, приходящих в «Молот». Кто бы ни выиграл чемпионат России в будущем, такого праздника, какой был в Перми, такой встречи в аэропорту, такого гуляния по ночному городу, фейерверков не будет больше нигде.
Пермский болельщик – неисправимый оптимист. В другом городе от нас давно бы отвернулись. И сегодня я хочу доказать и болельщикам, и себе, что неудачи сделали нас сильнее.


