Валерий ТИХОНЕНКО: Мне предстоит научиться быть немного негодяем
Предсказуемо обыграв и в ответном матче первого раунда плэй-офф бельгийский "Остенде" -- 77:70, ЦСКА вышел в четвертьфинал баскетбольной Сапролиги, где встретится либо с югославским "Партизаном", либо с французским "Веллербанном". Таким образом, ЦСКА осталось сделать один шаг до "Финала четырех". Выйдя в "Финал четырех", армейцы выполнят главную задачу на сезон, поставленную руководством клуба. В этом случае Валерий Тихоненко почти наверняка сохранит за собой пост главного тренера самой титулованной команды страны, как бы она ни выступила в плэй-офф национального чемпионата. Накануне решающих матчей сезона обозреватель "Известий" Игорь Порошин побеседовал с самым молодым тренером российской Суперлиги.
Когда мы беремся за какое-то новое дело, мы всегда невольно пытаемся представить себя в этом новом деле, предвидеть сложности, с которыми мы столкнемся, и как мы их будем преодолевать. Что из того, о чем вы думали, принимая ЦСКА прошлым летом, сбылось, а что в ваш первый тренерский сезон сложилось совсем по-другому, нежели вы себе это представляли?
Я могу сказать одно: несмотря ни на что, я не разочарован. Мне интересно быть тренером. Это -- мое.
Вы готовы повторить эти слова, даже в том случае, если ЦСКА не попадет в "Финал четырех" и не защитит титул чемпионов страны и Северной лиги?
Да, я готов повторить эти слова, как бы плохо ни закончился для нас этот сезон. В любом случае это будет урок для меня. Знаю, что не многие на моем месте решились бы принять сильнейшую команду страны, не имея никакого тренерского опыта. Я бросился в эту ледяную воду, и надо плыть.
Как плывется?
Тяжело. Многое не получается. Пока я не доволен соотношением того, что задумано, и что из задуманного получается на площадке. Я понимаю наших критиков, которые говорят, что в игре ЦСКА за этот сезон не появилось ничего нового. Могу сказать в свое оправдание только одно. У нас совершенно нет тренировочного времени для фундаментальной работы. ЦСКА в последние годы никогда не играл по столь плотному графику. У нас нет времени даже на восстановление. Учиться, осваивать что-то новое -- тем более.
Еще одно "никогда": ЦСКА в последние годы никогда так часто не проигрывал.
Да, это так. Меня очень поддерживает то, что руководство клуба проявляет терпение и здравомыслие. В конце концов поражения ЦСКА в чемпионате это не только вина молодого тренера Тихоненко, но и следствие той большой селекционной работы, которую "Урал-Грейт", "Уникс", "Локомотив" проделали в межсезонье. Команды, очевидно, подравнялись в классе.
Самый сложный момент, как казалось, когда вы согласились тренировать ЦСКА, или один из самых сложных моментов это как Тихоненко при переходе из одного качества в другое будет выстраивать отношения с людьми, которые еще вчера были его товарищами, равными. Как вам дается переход к новому типу отношений со старыми знакомыми?
Знаете, мне трудно судить об этом. Это тот случай, когда со стороны виднее. Я отдаю должное профессионализму ребят. Мне не требовалось заставлять их видеть во мне тренера, да это и невозможно внушить. Они сами приняли меня как тренера. Мне хотелось бы так думать.
Но команда вам не подарок досталась: Куделин, Эйникис, Фетисов сложившиеся игроки с высоким самомнением.
Все это так. Приходится где-то идти на уступки, чтобы потом в будущем получить уступки от них. Еще вчера мы вместе тренировались, проводили свободное время и принимали друга друга такими, какие мы есть. Сегодня моя задача в том, чтобы требовать от игроков. Но я не могу в один момент превратиться в беспощадного человека.
В пору, когда вы были игроком, я не слышал, чтобы кто-нибудь отзывался о вас плохо. Покойный Владимир Петрович Кондрашин говорил: "Валера золотой человек". В то же время ни об одном хорошем тренере никто ничего подобного не говорил. Всегда найдется человек, у которого будут основания считать того или иного тренера негодяем. Вы думали, что для того чтобы стать хорошим тренером, вам нужно что-то изменить в себе в худшую сторону?
Конечно. Тренер не может быть добрым для всех. Волчья работа -- в России по крайней мере. Многие наши игроки нуждаются в принуждении и постоянном подхлестывании, чем более жестоком, тем более действенном. Природа работы тренера предполагает жестокость: у тебя в составе 12 человек, а на площадку выходят только пятеро. Всегда найдутся обиженные. И если я хочу добиться результатов... Наверное, мне действительно придется стать немного сволочью. Хотя очень не хочется.
Не будем откладывать неизбежное и перейдем на личности. Поговорим, об игроках, чья игра вызывает нарекания. И я начну, разумеется, с Андрея Фетисова, признававшегося главным приобретением ЦСКА в межсезонье. Всем тренерам, которые работали с Фетисовым, приходилось отвечать на вопрос: что с ним происходит? Теперь ответьте вы.
Главная проблема Фетисова в том, что причины своих неудач он всегда ищет на стороне, а не в самом себе. То у него Белов был во всем виноват, то Еремин, теперь в том, что он проводит на площадке мало времени и мало забивает, повинен, должно быть, Тихоненко. Он глух к критике, и это делает абсолютно невозможным какую-либо работу над собственными ошибками. Сразу же оговорюсь, что у Фетисова были очень хорошие матчи на выезде, где он сыграл в свою подлинную силу. Однако, конечно, я ждал от него куда большего.
Вы конфликтуете?
Нет. Просто иногда мне приходится принимать в отношении него жесткие решения -- доверять другим место на площадке.
Отношение к делу Андрея Кириленко и его вклад в игру ЦСКА достойны восхищения. Однако в этом сезоне его прогресс по сравнению с прошлым годом несколько замедлился. Часто он ограничивается выполнением исключительно оборонительных функций, а ведь его дарование значительно полнее.
Мы очень много требуем от Кириленко. И правильно требуем -- такого талантливого игрока мы не видели со времен Сабониса. Но не будем забывать, что Андрею приходится жить со всей той славой, которая на него обрушилась, -- всей этой суетой агентов вокруг него и бесконечными разговорами о том, какой он великий. А ему еще нужно столько сделать, чтобы действительно стать великим. Все это очень нелегко переживается в 20 лет. Я помню, как у меня кружилась голова в этом возрасте, хотя я гроша ломаного не стоил. Надо сказать, что Кириленко проходит это испытание славой с минимальными потерями. Он все равно прогрессирует с каждой игрой, с каждым эпизодом. Посмотрите, как он прибавил сейчас, к концу сезона.
Кириленко почти неизбежно покидает ЦСКА, он едет покорять Америку. В чем еще изменится команда в будущем сезоне, если вы останетесь на вашем посту?
Могу сказать определенно. Четырех-пяти игроков из нынешнего состава точно не будет. Команда должна помолодеть. Падиус, Каримов, Алексеев, много просидевшие на скамейке в этом сезоне, должны играть больше.
Сейчас вы перестраховываетесь в отношении их?
Может быть. Падиуса, конечно, следовало бы выпускать чаще. Но с опытными игроками меньше боишься за результат. Это такой тренерский предрассудок.
Но и с опытными игроками вы не застрахованы от поражений от "Химок" и "Шахтера".
Это точно. Я очень тяжело переживал эти неудачи. Некоторых, признаюсь, даже ненавидел за эти игры. Я еще не научился отключаться от баскетбола. А это совершенно необходимое умение при таком плотном графике игр, если ты не хочешь сгореть преждевременно.
Вы боитесь мысли, что можете стать тем человеком, при котором ЦСКА впервые потеряет титул чемпионов России?
Игроком я привык выигрывать в баскетболе. И, знаете, сейчас даже мысли такой не допускаю, что мы можем стать не первыми в чемпионате.
Фото с официального сайта ЦСКА