12 мин.

Идиллии нет

Главным героем Гран-при Австрии стал Паскаль Верляйн. Уже в субботу он был близок к тому, чтобы выйти в третью сессию квалификацию, - на Manor! В любом случае, такого прорыва в квалификации ранее у Manor не было, а если рассматривать всю историю Virgin / Marussia / Manor, то ранее подобное удавалось только Жюлю Бьянки. В гонке же Паскаль подтвердил класс, и в итоге финишировал десятым, набрав первое очко в своей карьере и открыв счет своей команды в Кубке конструкторов. Это был всего второй раз за всю историю команды Virgin / Marussia / Manor, после девятого места Жюля Бьянки в Монако в 2014 году. Таким образом, после Шпильберга ноль очков в Кубке конструкторов осталось только на счету Sauber. Швейцарская команда, как и в 2014-м проводит очень тяжелый сезон… Верляйн же был единственным гонщиком, кто провел уик-энд в Австрии безупречно. Если составлять рейтинг, подобный тому, что после каждой гонки делает британский Autosport, Паскаль Верляйн в Шпильберге заслужил «десятку». Единственный в пелотоне.

Основные же действующие лица подарили нам захватывающую гонку, которая окончилась очередным столкновением между Льюисом Хэмилтоном и Нико Росбергом. Хэмилтон в итоге добился своего, завоевав победу после выигрыша квалификации и не самого простого хода гонки. Но его действия, - как и действия его партнера, - были оценены неоднозначно.

Для Нико Росберга австрийский уик-энд фактически уложился между двух аварий. Первая произошла в субботней тренировке, когда на его Mercedes лопнула задняя подвеска. До этого Нико показывал лучшие времена в тренировках, и явно чувствовал себя комфортно на трассе в Шпильберге, что нельзя было сказать о его партнере. Авария привела к замене коробки передач, а собирать машину к квалификации механики закончили только, когда квалификация уже началась, - начало было нервным для Росберга. Причем в работах по восстановлению его Mercedes принимали участие не только механики Нико, но и механики из бригады Хэмилтона. В любом случае замена коробки передач карается потерей пяти мест на стартовом поле, и Хэмилтон получил хорошую фору. Он в итоге и выиграл поул-позицию, 54-ю в своей карьере. Нико показал второй результат, но был отброшен на стартовом поле назад.

Аварии, аварии… Их было немало в Шпильберге. Очевидно к этому привели изменения на трассе. Борясь с известной проблемой в Шпильберге, - гонщики здесь часто нарушают пределы трассы, раньше с этим боролись исключением результатов кругов, на которых пилоты, слишком сильно выезжали «на обочину», - в FIA решили оснастить трассу новыми поребриками. Жесткие металлические поребрики были установлены в нескольких местах за пределами трассы, и они должны были предотвращать выезды. Заезд на такой поребрик чрезвычайно неприятен. Но установка новых поребриков привела к неожиданным последствиям. Попадание на такой поребрик оказалось не только некомфортным, оно разрушало подвески машин, из-за чего гонщики заговорили о проблемах с безопасностью. Так как аварий было несколько: Росберг, затем в первой сессии квалификации Серхио Перес вернулся в боксы со сломанной подвеской, но ему хотя бы удалось удержать контроль над машиной, а Даниил Квят из-за поломки подвески попал в весьма серьезную аварию в последнем повороте трассы, из-за чего машину пришлось восстанавливать с нарушением правил «закрытого парка», и в гонку Даня отправился с пит-лейн. Было инициировано расследование по горячим следам, трассу дополнительно инспектировали. А также провели экспресс-обследование болидов на предмет повреждений. Выводы были достаточно интересными, и ими немного поделился Алекс Вурц. Оказалось, что когда болид некоторое время находился на таком поребрике, элементы подвески испытывали вибрации определенной частоты, которые приводили к очень быстрому накоплению усталости материала, которым является карбон. И в результате очень быстро подвески ломались. Командам было предложено к следующему сезону учесть урок, и доработать конструкцию и технологию.

Впоследствии гонщики старались вести себя аккуратно и поребрики не задевать, хотя полностью избежать таких контактов в Шпильберге было непросто.

Но этим дело не ограничилось. В момент лидирования в гонке, Себастьян Феттель, которому в день гонки исполнилось 29 лет, получил прокол задней правой шины, что привело к развороту на стартовой прямой. Себ сделал все, чтобы не разбить машину, и ему удалось коснуться отбойника совсем слегка, так что было сломано только переднее крыло, но машина повисла на бордюре и продолжить гонку он не смог. Это происшествие привело к выезду автомобиля безопасности. Ранее Себастьян получил штраф в пять позиций на стартовой решетке за внеплановую замену коробки передач, но предельно оттянув момент первого пит-стопа, сумел выйти в лидеры. Ненадолго…

Феттель стал вторым гонщиком, сошедшим в Австрии, после Даниила Квята. Для нашего гонщика уик-энд совершенно не задался, после неудачи на квалификации, в которой его вины по-большему счету не было, он, стартовав с пит-лейн, мог рассчитывать на успешный результат за счет специальной тактики, но проверить это не удалось. Механические проблемы заставили его остановить Toro Rosso на обочине через пару кругов. И если поначалу все складывалось для Scuderia из Фаэнцы действительно слишком печально, - ведь Карлос Сайнс на квалификации тоже далеко не продвинулся, после того как его двигатель Ferrari прошлогодней спецификации выбросил облачко дыма, - но тем не менее в гонке молодому испанцу удалось выправить ситуацию. В итоге Карлос поднялся в очки, финишировав восьмым, и не позволил уик-энду в Шпильберге стать вторым подряд полностью провальным для Toro Rosso после Баку. Не стоит забывать, что этого успеха Сайнс сумел добиться на второй домашней трассе команды, на глазах главного патрона, Дитриха Матешитца. Впрочем, эта гонка вообще стала самой успешной для марки Red Bull на трассе, с момента ее переименования в Red Bull Ring. Но об этом чуть ниже. Возвращаясь же к Карлосу, молодой уроженец Мадрида в этом году показывает свой класс, довольно стабильно проводя гонки. Он выглядел практически равным Ферстаппену, сейчас успешно соперничает с Квятом. Поэтому решение боссов Red Bull продлить его выступления в Toro rosso на 2017 год не выглядит удивительным. Теперь цель Дани добиться подобного к себе отношения.

Сходы Квятом и Феттелем не ограничились. Ближе к финишу стали давать о себе знать проблемы с тормозами, хотя Шпильберг и не относится к требовательным к тормозам трассам, будучи весьма скоростным кольцом. Из-за тормозов потерпела фиаско Force India. А ведь как прекрасно все начиналось! Накануне Нико Хюлкенберг стал героем дня, когда в заключительной квалификационной сессии в условиях подсыхающей трассы показал третий результат. Штраф Росберга и вовсе позволил ему начать гонку с первого ряда стартового поля, всего в третий раз в истории Force India, после Физикеллы и Сутиля в 2009-м, и второй раз для себя после феноменального поула в Интерлагосе в 2010-м. Но гонка сложилась неудачно, Нико потерял несколько позиций на старте, а потом команда зазвала его в боксы из-за проблем с тормозами. Напротив, Серхио Перес после неудачи в квалификации отлично показал себя в гонке, прорываясь, в который уже раз обратив на себя внимание, но за два круга до финиша вылетел с трассы из-за отказавших тормозов и разбил машину. Как и Хюлкенберга, в боксы зазвали Фелипе Массу, также из-за проблем с тормозами. Для Фелипе уик-энд совсем не сложился. Честь Williams поддержал Валттери Боттас, но и его девятое место – жалкие остатки былой роскоши, когда еще два года назад Williams боролся в Шпильберге с Mercedes за победу и места на подиуме после блестящего поула Массы.

Однако мы немного отвлеклись от лидеров. После квалификации Mercedes разработал для Нико Росберга специальную тактику, с учетом того, что ему придется прорываться при старте с шестого места. Таким образом максимизировались шансы обоих гонщиков: и Росберга, и стартовавшего с поула Хэмилтона. Для Льюиса стартовый стинт был протяженным, более 20 кругов, с расчетом на один пит-стоп. Нико же должен был останавливаться рано, после 10 кругов, ему в любом случае предстояло совершать два пит-стопа, чтобы иметь возможность атаковать на протяжении всей дистанции.

На деле усилий Хэмилтона не хватило, чтобы удержать шины в кондициях, при которых можно было останавливаться только раз. Перед пит-стопом его UltraSoft имел уже довольно истерзанный вид, - не будем забывать, что в Австрию Pirelli привезла самую мягкую линейку UltraSoft – SuperSoft – Soft, как до этого в Монако и Канаду! После пит-стопа Льюис обнаружил себя позади Росберга, причем Нико шел в превосходном темпе. Ритм немного сбил пейс-кар, но Росберг – опытный боец, и провел рестарт без вопросов. Впрочем, к этому моменту было понятно, что оба гонщика Mercedes еще будут останавливаться на второй пит-стоп.

Ход гонки привел к тому, что Росберг довольно быстро вернулся в лидеры. Все же Шпильберг можно было рассматривать как территорию Нико, - только он один в нынешнем пелотоне побеждал здесь, дважды после возвращения Гран-при Австрии в календарь в 2014 году. Льюис и сам признавался, что Шпильберг не очень подходит его стилю пилотирования. Еще с картинга Хэмилтон любит поздние торможения, и в этом компоненте он действительно лучший в пелотоне Формулы-1, его торможения практически совершенны. Но в Шпильберге мало мест, требующих позднего торможения, здесь больше поворотов, требующих плавного торможения и поддерживания скорости на заданном уровне. Старая школа.

Впрочем, Льюис – не единственный, кому Шпильберг дается с трудом. Имеет смысл сравнивать с великими. Так вот, Михаэль Шумахер сумел добиться победы в Шпильберге только в 2003 году, как раз в последней гонке перед тем как Гран-при Австрии покинул календарь. А ведь в годы карьеры Шумахера австрийский Гран-при вернулся на трассу в Штирии еще в 1997 году, и так долго Михаэль не мог победить! Льюису пришлось ждать меньше…

Решающим для напарников стал заключительный стинт, - и выбор шин на последнем пит-стопе. Soft для Льюиса, SuperSoft для Росберга. И пусть Нико поначалу имел преимущество в темпе, через какое-то время его шины стали сдавать. В то время как Хэмилтон нашел отличный ритм. Льюис приближался, и напарники прорывались через трафик яростно, словно в Ле-Мане. По пути они объехали Макса Ферстаппена, который все же рискнул пройти дистанцию с одним пит-стопом, а потому возглавил пелотон на несколько кругов на домашней для команды трассе.

За несколько кругов до финиша Хэмилтон достал Росберга и получил шанс открывать DRS. Для Нико наступили тяжкие времена – его шины уже были порядком изношены, к тому же начались проблемы с тормозами, как после гонки заявила команда, дело было в системе brake-by-wire. Тем не менее, к счастью зона DRS не была расположена на самом протяженном прямом участке Шпильберга – подъеме от первого ко второму повороту. Участки, где можно было открывать DRS, на стартовой прямой, и на прямой между вторым и третьим поворотом были достаточно коротки, для одинаковых машин разницы в скорости оказывалось недостаточно, к тому же Росберг грамотно позиционировал машину, при том, что вход в третий поворот достаточно быстрый.

На последнем круге Льюис, как он позже рассказал, воспользовался небольшой ошибкой Нико на торможении в первом повороте. Это позволило Хэмилтону приблизиться к Нико на подъеме ко второму повороту и поравняться с напарником. Наверняка Льюис понимал, что в третьем повороте шансов особых не будет, несмотря на зону DRS, так как тот отрезок Росберг проходил очень грамотно. Итак, все надо было решать во втором повороте.

Росберг просто занял внутренний радиус, оставив Хэмилтону внешний. На торможении Льюис выглядел сильнее, более позднее торможение позволяло британцу выйти вперед даже оставаясь снаружи. Но Росберг сделал просто – не оставил места Хэмилтону, воспользовавшись преимуществом внутреннего радиуса. Хэмилтон был вынужден отправиться на обочину, - но не бросил бороться и вернулся на трассу бок-о-бок с Росбергом. Дело закончилось контактом, сломавшим переднее крыло Нико Росбергу. Хэмилтон прорвался в лидеры, словно бык, на трассе Быков.

С застрявшим под машиной крылом, искря, Росберг «доковылял» до финиша, пропустив вперед Ферстаппена с Райкконеном и лишившись подиума. Важно однако, что он набрал очки, полагающиеся за четвертое место. После гонки инцидент был расследован, Нико получил штраф в виде прибавки 10 секунд к времени финиша, за то, что не оставил места сопернику, и за то, что не остановил машину на обочине после получения опасного повреждения. Смешно звучит, - неужели Росберг должен был бросить бороться после всего того, что случилось? Отрыва перед Риккьярдо хватило, чтобы сохранить четвертое место и после штрафа.

Руководство Mercedes после финиша было мрачнее тучи, - несмотря на победу своего гонщика. Очередное столкновение. Но что вы хотите? Два гонщика имеют сильнейшую машину и примерно равны по скорости. Естественно, они борются. Это гонки, это драка. Все слова о том, что 1000 человек работают на заводе, а потом двое парней разбивают машины, это просто слова, своего рода манипуляция. Эти люди работают, чтобы машина была быстра и гонщики могли выигрывать гонки, принося победы фирме и даря хорошее шоу зрителям. Что и произошло. Конечно, победный дубль предпочтительнее, но тут уже вопрос подхода. Если оба гонщика быстрые, то варианта два – либо строить иерархию в команде с определением первого и второго номеров, либо дать им бороться. В Mercedes предпочли второй путь, и это хорошо для гонок. Мне довелось видеть худшую гонку в истории Ф1, которая прошла как раз здесь, в Шпильберге, в 2002 году. Вот там действительно был повод быть мрачными всем.

Нико сослался на проблемы с тормозами, можно вспомнить возникшую недостаточную поворачиваемость у Льюиса в Канаде. Несколько раз Росберг атаковал Хэмилтона по внешнему радиусу, и сколько раз Льюис выдавливал Нико. Достаточно вспомнить Монреаль всего две гонки назад, или прошлогодний Остин. И даже уважаемые эксперты говорили о том, что атакуя снаружи, Росберг берет на себя связанные с этим риски. Теперь риск внешнего радиуса взял на себя Хэмилтон.

Просто если Росберг борется за титул, настал момент, когда пора показать Хэмилтону, что просто так его никто пропускать не будет. Даже пусть они и напарники, в составе великой и престижной «Трехлучевой звезды». It’s racing, it’s fight.

Блестящую гонку провел Макс Ферстаппен, поднявшийся на вторую ступень подиума. Это самая успешная гонка Red Bull на Red Bull Ring. Второй подиум Макса был добыт голландцем за счет тактики одного пит-стопа, превосходно реализованной. Всего один раз пит-стоп совершил и Кими Райкконен, но стинт голландца был длиннее почти на 10 кругов. Кими прорывался наверх, но даже догнав Ферстаппена, опередить юного представителя Red Bull не смог. Макс выиграл сражение за подиум у опытнейшего, надежного финна, а на последнем круге вдруг выяснилось, что в первую тройку попали оба. Ферстаппен в очередной раз показал, что он умеет превосходно работать с шинами, отлично обороняется, - и он снова опередил своего напарника, Даниэля Риккьярдо. Если Максу действительно удастся по-настоящему успешная, чемпионская карьера, об этих фактах обязательно будут вспоминать. Особенно, если и успех Риккьярдо не ограничится его прежними победами.

Но и Льюис Хэмилтон, завоевавший в Шпильберге свою 46 победу и взявший хетт-трик, оказался не единственным британцем, добившимся успеха. Ибо еще один герой уик-энда – ветеран Дженсон Баттон. Великолепная квалификация с первым в сезоне попаданием в финальный сегмент, где Дженсон в переменных погодных условиях  вновь продемонстрировал класс. Пятый по итогам квалификации, третий на стартовом поле после штрафов Росберга и Феттеля. Так высоко McLaren Honda после возрождения альянса еще не стартовала. В гонке после старта Баттон пытался держаться за лидерами, но темпа все-таки не хватало. Тем не менее, он оставил позади те же Williams, и финишировал шестым, добившись лучшего результата в сезоне. Глядя на это, думаю, что возможно в начале статьи я был не совсем прав. Но главное – «олдскульный» Шпильберг вновь подарил по-настоящему крутые гонки.