Когда команда крадет твою победу
Если в двух словах резюмировать итог Гран-при Монако 2016 года, Льюису Хэмилтону вернули долг за разочарование гонки 2015 года, а у Даниэля Риккьярдо его собственная команда своими действиями украла залуженную победу. Феномен Монако состоит в том, что здесь захватывающие гонки проходят практически без обгонов. Гонка 2016 года получилась очень захватывающей. И что касается и Риккьярдо, и Хэмилтона, оба провели экстраординарную гонку, оба в равной степени заслуживали победу. Но одному из них чуть-чуть улыбнулась удача, а второму - наоборот.
Рецепт особенно крутых Гран-при Монако состоит в том, что в какой-то момент гонки проходит дождь. Так было и на этот раз: после замечательной погоды с четверга по субботу, утром в воскресенье прошли дожди с грозами, причем прогноз обещал дождливое воскресенье еще за неделю до этого; это был тот случай, когда прогноз не ошибся.
Соответственно все предварительные расклады пришлось скорректировать по погоде. Правда по нынешним временам в таких погодных условиях старт все чаще дают за автомобилем безопасности; не то что прежде. Это конечно повышает безопасность проведения гонки, одновременно снижая ее драматизм: при обычном старте мы наверняка увидели бы какие-то коллизии еще по ходу первого круга, не досчитавшись части пелотона. Святая Девота, площадь Казино, спуск к Гранд Отелю, шикана на набережной, Табак, бассейн, Раскасс – здесь всегда можно найти место для приключений…
Машина безопасности сохранила практически весь пелотон для дальнейших действий; неудачником первых кругов стал лишь Даня Квят, об этом ниже.
Но что интересно: в сухих условиях Даниэль Риккьярдо продемонстрировал просто восхитительную форму. Задатки этого были видны еще в четверг, а в субботу он просто в доминирующем стиле взял поул-позицию, первую кстати в его карьере. Red Bull в сочетании с обновленным двигателем Renault (но под маркой Tag Heuer) выглядел здесь превосходно. Даниэль мало того что уверенно взял поул; он заложил под гонку просто стратегическую бомбу, пройдя второй сегмент на более жесткой (да, это звучит удивительно) резине SuperSoft. Это позволяло начать гонку именно на этих шинах, в отличие от соперников, вынужденных стартовать на практически квалификационных UltraSoft; понятно, это давало Риккьярдо приличное тактическое преимущество. Но дождь воскресным утром смешал все планы, а шины UltraSoft оказались не так просты…
Однако и в дождевых условиях Даниэль выглядел быстрейшим на трассе в Монако.
Стандартным вариантом тактики стал следующий: после старта на дождевой резине по мере просыхания трассы перейти на промежуточные шины, а затем на слики – на тот компаунд, который больше нравится, так как в дождь уже не действуют правила обязательных комплектов резины. Такой тактики придерживался и лидер гонки.
Но нашлись и экстремалы, решившие рискнуть – остаться на дождевых шинах до упора, а затем сразу перейти на слики – на еще достаточно влажной трассе. Такие нашлись не только в хвосте пелотона, среди тех парней, которым и терять то нечего, но и впереди. Таким стал Льюис Хэмилтон. Таким образом против отрыва, созданного Риккьярдо в начале гонки Льюис противопоставил на один пит-стоп меньше. Это могло дать ему решающее преимущество, и в итоге дало. Но Риккьярдо все равно должен был выигрывать эту гонку. Однако надо помнить – главное в Монако оказаться впереди соперника, темп второстепенен.
В решающий момент гонки, когда Льюис, реализуя свой план отправился на свой единственный пит-стоп за сликами, он, выехав из боксов, проехал очень медленный круг на не прогретой резине по еще достаточно влажной трассе. Риккьярдо этот круг буквально летел на своих промежуточных шинах, после чего заехал в боксы. Но его там не ждали… Механики не успели вынести нужный комплект резины, Даниэль долгие 10 секунд просто ждал… Ждал, когда его команда проигрывала его гонку… С пит-лейн Даниэль выехал бок о бок с Хэмилтоном, и оказался сразу позади. После этого множество попыток атаки, Риккьярдо имел преимущество в скорости; попыток безуспешных, хотя одна, после ошибки Льюиса в шикане на набережной, чуть не увенчалась успехом, но британец грамотно заблокировал соперника.
Сколько уже такого было на узких улочках Монако. Более быстрый атакует лидера, но без толку. Хэмилтон год назад, Мэнселл против Сенны в 1992-м. Обратите внимание, оба вышеупомянутых случая пришлись на то, что лидер, доминировавший в гонке, совершил какой-то неловкий пит-стоп, проиграл позицию, и дальше уже ничего не мог поделать с более медленным, но более удачливым оказавшимся впереди гонщиком.
Но Риккьярдо было особенно обидно, что из-за тактики он проиграл уже вторую гонку подряд. В Барселоне это еще было объяснимо: Даниэля вели по Феттелю, который видился Red Bull главным соперником, хотя австралиец и считал, что лишний пит-стоп ему не нужен; в итоге все лавры достались Ферстаппену. В Монако же ситуация вышла и вовсе идиотской. Как потом уже объяснил Кристиан Хорнер, из-за монакской тесноты возникло недопонимание внутри команды: пит-уолл отдал приказ на пит-стоп, а механики не успели за нужным комплектом шин, который находился не в гараже, а за ним. Спрашивается, а кто вообще должен был заранее об этом беспокоиться…И думается, в тот момент Риккьярдо было плевать на это. Мне же вспоминался Эдди Ирвайн на Нюрбургринге в 1999-м… И я не удивлюсь, если Риккьярдо задумался сейчас, а не направить ли ему свои стопы куда-нибудь в направлении городка Маранелло.
Но был в этой гонке еще один мощный момент. Риккьярдо получил на заключительный отрезок гонки комплект SuperSoft. Но Хэмилтон на своем единственном пит-стопе получил UltraSoft, и он бы должен был еще раз останавливаться в боксах. Но он доехал до финиша. Эти шины выдержали дистанцию в 47 кругов. Вот что поразительно! Неабразивный асфальт Монако, пилотаж Хэмилтона сделали так, что теоретически квалификационные шины, которые в гонке должны проходить совсем небольшую дистанцию, выдержали до конца. И это принесло победу Льюису, вторую в Монако после 2008-го, 44-ю в карьере. Интересно, что в победном 2008-м Хэмилтон также начинал гонку в Монако с третьей позиции на старте, и тогда тоже был дождь. Тогда Льюис еще и барьер успел задеть. А в 2015-м, когда Хэмилтон доминировал по темпу весь уик-энд, одержать победу не удалось…
Был в победе Хэмилтона и еще один немаловажный эпизод. Нико Росберг. Пилот, побеждавший в Монако три последних года, накануне оставивший в квалификации Льюиса позади, по дождю в гонке совсем не имел темпа. Как потом рассказал Нико, ему не удавалось прогреть тормоза, из-за этого приходилось ехать очень осторожно. Нико сдерживал Льюиса позади, Риккьярдо отрывался. В итоге Росберг уступил место Хэмилтону на подъеме Beau Rivage, Льюис взвинтил темп и погнался за Даниэлем. Так вот: можно ли было представить, что Росберг так легко пропустит Хэмилтона, особенно после того, что было в Барселоне, особенно при том, что по факту именно Льюис - его основной соперник в чемпионате. Это говорит, что ситуация внутри Mercedes весьма неплоха, руководство ее контролирует. Я не могу представить, что так спокойно пропустил бы напарника кто-то в паре Сенна – Прост или Мэнселл – Пике.
Что касается скорости Ferrari, она была – проблесками. Когда Себастьян Феттель завершил на первой строчке субботнюю тренировку, когда он лидировал на первом квалификационном сегменте. Проблема была в том, что когда другие прибавляли, Ferrari оставалась на прежнем уровне. В гонке Себастьян должен был спокойно приезжать на подиум, однако его оставил позади Серхио Перес, еще один герой дня. Опять же, если в случае Феттеля это была совершенно обычная гонка, Перес и Force India смогли провести гонку выдающуюся. На подиуме действительно были лучшие в этот день. Райкконен? Кими уступил партнеру в квалификации, ему внепланово заменили коробку передач, что отбросило его назад на стартовой решетке, в Монако, где это имеет критическую важность. В гонке Кими отличился тем, что, вылетев в Левсе, умудрился заблокировать затем в Портье и Валттери Боттаса, и Романа Грожана. Затем со сломанным антикрылом под днищем он гонку завершил, - хорошо что не заблокировал полпелотона в тоннеле. И еще – оказывается финну не нравится Монако. Несмотря на победу в 2005-м.
Force India – вот еще одна тема гонки. Нико Хюлкенберг – превосходная квалификация, которую он окончил на пятом месте. Серхио Перес – мастер подиумов Force India (а ранее Sauber), его правило – обязательно побывать в тройке лучших хотя бы раз в год; на этот раз мексиканцу это удалось на самой престижной гонке в Монако. Разница между напарниками – удачная тактика в отношении Переса, зазванного в боксы чуть раньше, и далее до финиша на максимально жестком компаунде сликов Soft. Если Хэмилтон добился своего успеха на самом мягком UltraSoft, то Перес – на самом жестком Soft, наиболее оптимальные шины SuperSoft не принесли Риккьярдо удачи. Первая тройка закончила гонку на шинах с боковинами совершенно разных цветов – вклад Pirelli в интригу.
Хюлкенберг конечно был разочарован – его тактическая реализация оставляла желать много лучшего, когда он провел гонку, застряв в трафике; подиумы всегда берет его напарник. Небольшое утешение под конец: обгон тезки Росберга на прямой под финишным флагом. Шины UltraSoft на Mercedes износились совершенно, и когда перед финишем вновь стал накрапывать дождик, температура упала, Росберг вообще не чувствовал сцепления с трассой. Это и позволило Хюлкенбергу совершить почти невозможное – обгон в Монако, да еще под клетчатым флагом. Росберг теряет в этот день много очков. И это еще одно доказательство блестящего выступления Хэмилтона – шины такого же состава он «держал в тонусе» до самого финиша, иначе мог бы случиться обгон и за победу.
Многого ждали в Монако от McLaren Honda. Самая успешная команда в истории гонки в Княжестве. Но не сейчас. Хотя McLaren действительно провел пока самую успешную гонку в году. Фернандо Алонсо пилотировал замечательно, уверенно приведя свой болид в пятерке лучших: позади остались те же Хюлкенберг с Росбергом, и по нынешним временам это выглядит солидно. Дженсон Баттон также завершил гонку в очках, и это был второй финиш обеих машин McLaren в десятке лучших после Сочи. И все же когда кое-то из руководства легендарной команды говорит, что у них сейчас третье по силе шасси в пелотоне, уступающее только Mercedes и Red Bull, в этом видится изрядное лукавство. Разве можно представить успехом пятое место для Алонсо, да еще и в Монако, если он пилотирует третью по силе машину?
От тех, кто добился успеха, к неудачникам дня. Увы, первым среди них числится Даниил Квят. Демонстрировавший отличную скорость в Монако, но в решающих сессиях успеха не добившийся. Так, он опережал Сайнса до момента третьего сегмента квалификации, но при атаке поребриков повредил болид, и уступил в квалификации партнеру. В гонке же его Toro Rosso оказалась заблокирована в режиме движения по пит-лейн уже на первом круге, как результат – два лишних пит-стопа, с заменой руля, отставание на круг практически сразу после старта и ноль перспектив если начистоту. Карлос Сайнс напротив две решающие сессии уик-энда: квалификацию, особенно ее третью часть, и гонку, провел безупречно, причем он делает это второй уик-энд подряд. Даня же пытался что-то делать, вернуться в один круг хотя бы относительно отстающих и все закончилось в стене – и для него, и для Кевина Магнуссена. Строго говоря, Даниил действовал возможно слишком нагло – отставая на круг, он настырно атаковал соперника там, где обгонять практически невозможно. Но он действительно был быстрее, и не хотел тратить время зря в темпе впереди идущего, - Магнуссену же не было смысла особо упираться, так как это не была борьба за позицию. Но свой очередной штраф Даня получил.
В Монако вообще нет недостатка зрелища болидов в стене. Макс Ферстаппен к этому тоже приложил свою талантливую руку. Он до сих пор не до конца освоился на улочках Княжества. Так бывает и с талантливыми гонщиками, даже с теми, кто здесь живет: вспомним например Жака Вильнева. Обладая потенциально быстрейшим болидом на трассе, пусть и без новейшей спецификации мотора, которая досталась в Red Bull только Риккьярдо, Макс сломал переднюю подвеску уже в начале квалификации, закончив ее в стене в районе Бассейна. После старта с пит-лейн Ферстаппену удалось здорово прорваться: финиш в десятке лучших при таком раскладе виделся безусловным успехом, но коварная мокрая трасса на подъеме к Казино сделала свое дело: так бывает на сликах. После барселонского триумфа барьеры Монако жестко приземлили Макса.
Собственно неудачи, подобные тем, что пережили Ферстаппен, Квят, Магнуссен, Палмер или пилоты Sauber лишь только лишний раз подчеркивают величие успеха на этой трассе. Хотя до наиболее жестких образцов «естественного отбора» дело на этот раз не дошло: в Монако бывало финишировало и только три машины… Но это в прошлом. Настоящее же может и сделало Формулу-1 более стерильной, но не сделало гонку в Монако менее крутой. Два монумента автоспорта, по некой иронии судьбы и календаря традиционно проходящие в один день, такие разные по характеру трассы и гонок, Монако и Индианаполис, одинаково требовательно проверяют пилотов жесткостью своих стен.
https://www.reddit.com/r/formula1/comments/1kyisu/do_we_pronounce_the_second_i_in_ricciardo/
https://www.youtube.com/watch?v=vrBqvd7X6c0
https://www.youtube.com/watch?v=gftV_rjLvVo
hbomb86: The second i is silent. Source I’m Australian and our f1 commentators asked his family.
Тут ведь вот в чем дело. Оба варианта: Риккардо и Риккьярдо по сути следует признать корректными. Риккьярдо - более правильный итальянский вариант, Риккардо - так как он выходец из англоязычной страны, то естественно, что произношение может быть изменено. Дэну то возможно такой вариант привычнее с детства. А у меня привычка к варианту Риккьярдо еще с тех пор, когда Даниэль был на подступах к Ф1, и я уж, извините, менять ее не буду.)