8 мин.

Что же делать?

Завершилась первая гонка многообещающего и нетривиального по современным меркам сезона. Точка отсчёта самого длинного в истории первенства задана.

Однако ни четыре чемпиона мира, ни квартет топ-команд, ни дополнительные восемь поворотов модифицированной конфигурации трассы, сократившей количество кругов на ту же самую цифру, не продемонстрировали ни намёка на зрелищность или активную очную борьбу.

Виной всему стал принципиальный пункт нового спортивного регламента, касающийся отмены дозаправок и возвращающий нас в далёкий 93-й год, год, когда ещё только дебютировал самый опытный пилот в истории Королевских автогонок Рубенс Баррикелло, чей послужной список стремится к трёмстам Гран-при… Всё бы ничего, но негативность запрета ещё и усилилась «резиновым фактором». Шинных войн больше нет, «Бриджстоун» монополист вот уже четвёртый год, и японцы настолько упокоились в плане улучшения сцепных, скоростных качеств покрышек, сосредоточившись на безопасности и ресурсе, что даже опционального состава, а им был «сверхмягкий» компаунд, легко хватало даже на две трети дистанции! К чему это привело?

Количество пит-стопов настолько минимизировалось, что даже один-единственный заезд в боксы стал полной формальностью, выражавшейся в обязательном использовании обоих составов. Тактика, являвшаяся важнейшей частью гонки вот уже на протяжении более полутора десятка лет и ставшая своего рода наукой, постоянно доводимой до совершенства связкой Михаэль Шумахер – Росс Браун потеряла свою ведущую роль. Но как того бы не хотелось спортивной дирекции гонок, очная борьба не заполнила эту брешь. Тяжёлые и «ленивые» болиды абсолютно не мотивируют гонщиков на сражения колесо в колесо. В результате гонка превратилась в несколько унылую процессию, подкреплённую на порядок снизившимися средними скоростями Гран-при.

Конечно, элемент стратегии абсолютно не исчез. И свои хитрости имели место быть. Так на волне пит-стопов вовсе не классическое «пересиживание» стало выигрышном, наоборот, более ранний заезд в боксы стал выгоднее, и вот почему: пилот, сменивший резину на свежую, получает, естественно, лучшее сцепление с трассой, и болид при этом в отличие от прошлых лет тяжелее не становится, так как топливо у всех примерно одинаково, соответственно, выигрыш налицо! Две, три секунды с круга – обычная ситуация, как показал нам Роберт Кубица первым планово сменивший резину уже на 12-м круге и разом став самым быстрым в пелетоне, уверенно прорываясь из конца второго десятка!

На этом же сыграли в «МакЛарене», где оба пилота выиграли по позиции. Причём было заметно, что стратегия строится именно под Льюиса, ибо его агрессивный стиль как раз обязывал скорейший переход на «прайм». Дженсон же со своим деликатным пилотажем только вышел на пик, начав стремительно сокращать отставание от пары Шумахер-Уэббер, когда поступил приказ заехать в боксы. Марка действующий чемпион всё же опередил, но осадок не гибкости команды, работой под одну гребёнку (Льюиса), всё же остался.

Сам Хэмильтон опередил на пит-стопах Росберга, сгубившего, казалось бы, все шансы британца на подиум, после того, как Льюис на первом круге, перестаравшись в борьбе с Массой, точно так же (и в том же самом месте), как и в прошлом году при аналогичной атаке на Трулли, слишком широко вышел из четвёртого поворота и пропустил премьерного чемпиона ГП2 вперёд. Напрасно Нико жаловался после квалификации, что четвёртое место должно было быть его. Гонка показала, что в темпе с полными баками он ничего противопоставить Хэмильтону не в состоянии.

Пилот «МакЛарена» же бросился вперёд, за парой «Феррари» и перманентно лидирующим со старта Феттелем. Темп трёх лидеров был столь высок, что после пит-стопов они сохранили свои позиции неизменными. Но квалификационный порядок был нарушен. Ибо на старте Фернандо Алонсо пошёл до конца и по внешнему радиусу перетормозил Фелипе Массу, после чего воспользовавшись внутренней траекторией на выходе из первой связки, а также с запасом предоставленным свободным пространством со стороны напарника легко вышел вперёд. Когда же Хэмильтон тут же атаковал бразильца, Фелипе был гораздо жёстче, сначала вытеснив британца за пределы трассы, а затем, заставив ошибиться, когда Льюис уже почти прошёл его по внешнему радиусу четвёртого поворота. Исход этих поединков как впоследствии оказалось, решил судьбу гонки.

Следом за ними то же самое, что Алонсо, проделал и Шумахер, обставив Марка Уэббера, пускающего клубы дыма из-за избытка масла, собравшегося в накопителе. Результатом дымовой завесы стал мгновенный контакт героев вчерашней квалификации Кубицы и Сутиля, отправившихся после синхронного разворота в самый хвост пелетона.

Лучший старт, в своём стиле, продемонстрировал Виталий Петров, выиграв на первом круге аж шесть позиций, сразу оказавшись на грани очковой зоны! Более того, помимо феноменально реакции, которая всегда была фирменной особенностью Выборгской ракеты, россиянин продемонстрировал и стабильно быстрый и безошибочный пилотаж в духе опытного и зрелого гонщика, став догонять и даже прессинговать самого Рубенса Баррикелло! Но сказка продолжалась недолго, ибо скрытый дефект подвески «Рено Р30» проявился уже на 13-м круге поломкой болта крепления переднего правого рычага…

Обидно, учитывая, что темп французской команды оправдал самые оптимистичные прогнозы сотрудников, позволяя уверенно бороться за очки. Кубица после своего разворота на первом круге под финиш смог догнать (!) на расстояние видимости Баррикелло, замкнувшего очковую зону.

Для «Уильямса» это наихудшее начало сезона. Даже в беспрецедентно провальном 2006-м команда в полном составе завоевала очки и показала лучший круг на этой трассе. Нико Хюлькенберг же уже на втором круге в плотной борьбе с де ля Розой и Альгерсуари пустил свой «Уильямс» в ритмический занос, повредил болид и далее скорее работал с шинами, чем ехал на результат, финишировав в круге позади лидера. Учитывая традиционно хорошие именно старты сезонов для команды из Гроува, в дальнейшие перспективы борьбы за подиум и серьёзные очки верится с трудом.

В сражении за победу всю гонку две «Феррари» неотступно, как тень, следовали за бессменно лидировавшим Феттелем (потенциально претендовавшего даже на Большой шлем), как вдруг на болиде немца не начались механические проблемы… Показалось (и самому Себу тоже), что юный гонщик не сберёг шины, и теперь они поплыли, но команда сделала вывод, что это выхлоп. На самом деле оказалась копеечная деталь – свеча клиентского мотора «Рено», так часто подводившего вице-чемпиона и в прошлом году…

На прямых, на высших передачах и максимальных оборотах мотор заметно терял мощность, и гонщики «Феррари» прошли Феттеля, как стоячего, затем то же сделал и навёрстывающий и так и не наверставший весь первый отрезок, упущенный за спиной Росберга, Хэмильтон. Себастьян выглядел так же беззащитно, как Монтоя, здесь же шесть лет назад терявший передачи, как Райкконен пару лет назад «подаривший» напарнику победу в «Маньи-Куре», как сам Фелипе в прошлом году в Барселоне, но четвёртое место своему соотечественнику всё же не отдал, вцепившись в него железной хваткой.

Следом за парой молодых немцев, на шестой позиции, финишировал возрастной представитель Германии. Михаэль Шумахер после трёхлетнего перерыва на абсолютно новом для себя болиде и, тем не менее, превзойдя по лучшему кругу своего напарника в первой же гонке, удержав позади себя чемпиона действующего и реактивный «Ред Булл» Марка Уэббера, уверенно вливается в современную Формулу 1!

Ну и ещё один, возможно, главный герой сегодняшней гонки на своём уровне, это Витантонио Льюцци. Итальянец, чья карьера стартовала ещё в 2005-м в периодических гонках за «Ред Булл» и закончилась в «Торо Россо» заменой на Бурдэ в 2007-м, смог вернуться обратно за руль боевого гонщика, блестяще проявил себя на родине, заменяя в «Форс Индии» Физикеллу, но сошёл. И вот теперь, в статусе лучшего пилота, не представляющего топ-команду, итальянец в четвёртый раз в карьере набирает очки, благодаря расширенной до десятки очковой зоны.

Но, конечно, главным триумфатором «Сахира» стал двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, победно, как и Кими Райкконен, дебютируя за «Скудерию Феррари». Повторит ли он судьбу финна и затем? Посмотрим.

Сейчас же Фернандо одерживает рекордную, третью победу в Бахрейне и двадцать вторую в карьере (чем недвусмысленно намекает, что их будет не менее трёх десятков, ибо чемпионы как правило заканчивают на цифре 1), сравниваясь с Деймоном Хиллом. И что ещё более важно, с этого сезона за викторию дают 25 очков, что превозносит испанца на пятое место в истории по данному показателю, опережая Кими Райкконена, и лишь в шести очках позади Рубенса Баррикелло, который столько же уступает великому Айртону Сенне.

В «Феррари» в отличие от «Ред Булла» оперативно сменили мотор до гонки, причём обоим пилотам, что позволило завоевать дубль, впервые со времён Франции′08, а Фелипе провести лучшее начало сезона.

И, тем не менее, даже сейчас на стартовом этапе проблем бразильцу избежать не удалось: больше половины дистанции ему пришлось идти под прессингом собственного гоночного инженера Роба Смедли, поскольку новенький итальянский мотор стал перегреваться!

Для снижения данного эффекта пришлось обогатить смесь, что повлекло цепную реакцию в виде увеличения расхода топлива. А поскольку дозаправки запрещены, и топлива в баках ровно до финиша при нормированных смесях, Массе пришлось сбрасывать газ…

Не знаю, чем бы он смог ответить Фернандо Алонсо, но испанец показал просто невероятное время на фоне остального пелетона, более секунды (!) привезя всем, начиная… с Адриана Сутиля!

Да, новые правила, в первую очередь касаемые запрета дозаправок серьёзно изменили облик Формулы 1. Теперь болиды выходят на пик скорости под самый финиш. Тактики и стратегии на гонку серьёзно изменились. Пит-стопы служат, скорее, для того, чтобы опередить соперника, поскольку на трассе сделать это стало ещё сложнее… Новая, на 2,5 сантиметра более узкая передняя резина, ставшая срединным значением, кстати, между «мишленовской» и аэродинамичной «бриджстоуновской» начала двухтысячных, абсолютного эффекта не принесла, ибо избыточная поворачиваемость по-прежнему досаждает пилотам… Стоило ли делать все эти масштабные и не очень поправки?

От плотной борьбы, – которая так радовала нас в прошлом сезоне и на которую был так направлен самый революционный регламент, введённый год назад, – не осталось и следа. Может быть мы вновь вернёмся к тому, что было в прошлом году, со стратегией дозаправок, сплеш-энд-дэш, – ведь после первого же сезона, поняв ошибочность затеи, ликвидировали идею «долгоиграющих» шин на всю гонку в 2005-м?

Или основная проблема лишь в том, что сезон стартовал не в привычном Мельбурне, где на уникальном парковом автодроме гонки всегда получались особенными?

На все эти вопросы нам постарается ответить Гран-при Австралии в Альберт-Парке, стартующий уже менее чем через две недели.