Как делают спортивные Лады: производство своими глазами
Блог возвращается к жизни и приглашает посетить виртуальную экскурсию по заводу LADA Sport, где делают гражданские спортивные автомобили (постройка же болидов WTCC покрыта мраком секретности и тайны настолько, что перед началом работ по Весте были даже наглухо затонированы стёкла в здании).
Каким образом форсируют до 118 сил штатные вазовские моторы? Сколько стоят запчасти, которые дают Lada Granta приставку Sport? Сколько машин в день может выпускать спортивное подразделение компании? Мы (представители колёса.ru) приехали на завод Lada Sport и все узнали.
Площадку перед офисным зданием Lada Sport засыпает снегом. На ней десятки спортивных "Калин" ждут отправки к дилеру. Если обогнуть здание, становится виден сборочный цех, а чуть поодаль — новый склад запчастей, который в ближайшее время собираются ввести в эксплуатацию. Производство расширяется, и новый склад окажется очень кстати.
В цехе сборки стоит тишина — мы попали в обеденный перерыв. Полусобранные автомобили замерли на транспортировочных тележках, рабочие отдыхают за столами на участках, негромко переговариваясь. Смотрят удивленно — нас явно не ждали, да и вообще гости здесь бывают нечасто.
А ведь посмотреть есть на что. Приехавшим в Тольятти столичным журналистам стоит показывать цех ООО "Лада Спорт", дочернего предприятия АВТОВАЗа, как пример того, как может быть организовано производство вазовских автомобилей, если всё сделать грамотно. Конечно, объемы выпуска здесь не те, что на главном конвейере — ежедневно цех покидает всего около 10 автомобилей. Но сама культура производства удивляет.
Владиславу Незванкину, возглавляющему LADA Sport, отлично известно, как нужно собирать автомобили, чтобы избегнуть большинства типичных досадных мелочей — сказывается и многолетняя работа в вазовской структуре, и собственный инженерно-спортивный опыт. Но сказалось и везение — постройка собственного сборочного цеха спортподразделения и запуск первой модели, Granta Sport, пришлись как раз на то время, когда у "большого брата", АВТОВАЗа, шло активное внедрение системы качества Renault-Nissan.
Спортивное подразделение впитало новые методы производства как губка, это видно с первого взгляда. Чистота, порядок, около каждого поста — стенд с детальной схемой технологической операции и инструкциями по выявлению брака. Словом то, чему на главном конвейере автозавода начальников цехов, мастеров и рабочих приходится учить и переучивать, здесь возникло с самого начала.
В отдельном помещении — моторный участок, здесь перебирают серийные двигатели 21126 с облегченной шатунно-поршневой группой. Для спортверсий на эти моторы ставят оригинальные распредвалы ТМС с более "широкой" фазой, доработанные впускную и выпускную системы (на "банке" глушителя теперь красуется выбитая надпись Lada Sport), контроллер получает новую прошивку. Доведенный таким образом до ума мотор выдает 118 л.с. и 154 Нм (против 98 л.с. и 145 Нм у серийного).
А общая схема сборки автомобиля такова: в качестве "базы" используется люксовая версия обычной машины, не Lada Sport, но с завода приходит голый кузов, который уже в процессе сборки "начиняют" как серийными, так и оригинальным комплектующими. В числе последних (всего их 56 штук) — оригинальные амортизаторы, пружины, дисковые тормоза "по кругу" (передние — увеличенного диаметра), новые сиденья, рукоятки КПП и стояночного тормоза, стильные бамперы и пороги, шильдики и эмблемы с символикой спортподразделения... Ближе к финалу сборки кузов "женят" с доработанным мотором, устанавливают оригинальные колеса с резиной Nankang и отправляют машину на пост контроля.
В результате вазовская машина обретает более внушительную динамику, отточенную управляемость, внешний лоск и облик в духе, если позволите, "уличного бойца". Да, до истинно спортивного "болида" она не дотягивает, и в сумме все технические решения носят отчетливо "бюджетный" характер, но когда смотришь на "Гранту" или "Калину" с шильдиком Sport, на ум приходит другое: как же точно ухвачены чаяния молодой аудитории! Всё то, что раньше делалось молодыми поклонниками марки в гаражах "на коленке", теперь предлагается купить сразу. И с заводской гарантией.
Кстати, специально для любителей всё делать своими руками, посчитано: самостоятельная покупка оригинальных комплектующих Lada Sport и установка их на "обычную" Lada обойдется примерно в 150 000 рублей, тогда как разница в цене между двумя образцами серийного производства составляет всего около 50 000 рублей. Вы не тратитесь на "целый" автомобиль и переделку его в другой, вам не нужно искать время на работу и продажу ненужных комплектующих, вы не лишаетесь заводской гарантии. Другими словами, ценность автомобиля составляет 150 000 рублей, а цена отличается от обычной "Гранты" всего на "полтинник".
Наверное, для многих приведенные выше выкладки уже очевидны, потому что продажи автомобилей у Lada Sport идут неплохо. По крайней мере на заявленный показатель порядка 3 000 автомобилей в 2014 году, почти получается выйти, даже несмотря на грянувший кризис. С января и по начало декабря собрано 2 700 автомобилей, 2 400 из которых реализованы. Каждый месяц продается порядка 220 машин. Кстати, производство достаточно гибкое и настраивается под запросы рынка: сегодня на товарной площадке — "Калины", а в сборке —"Гранты". Это значит, что в следующем месяце, обработав информацию от дилеров, можно будет вернуться к хэтчбекам или остаться на седанах...
Конечно, в некоторых моментах "большой брат" сдерживает. Например, невозможно сделать больше машин в красном цвете, который подходит спортверсии по имиджу — план покраски кузовов на АВТОВАЗе со "спортсменами" не согласовывают. Да и качество отдельных комплектующих, судя по всему, оставляет желать лучшего — эксплуатация "спортивных" Lada нередко выявляет мелкие, но неприятные огрехи, связанные не с качеством сборки или конструктивными недоработками, а именно с запчастями.
Хочется думать, что со своими текущими проблемами спортподразделение АВТОВАЗа справится — компания-то перспективная. И ведь Lada Sport — это не только производство. Скорее даже так: изначально Lada Sport — это не производство. Это инжиниринг. Крепко завязанный на автоспорте и ставящий своей целью улучшение серийной вазовской продукции с помощью гоночных технологий. Пока в кулуарах АВТОВАЗа еще можно слышать фразы вроде "У Незванкина свои технологии, у нас свои", мол, не вяжется рафинированное мелкосерийное "гоночное" производство с ежедневными проблемами главного конвейера, но сейчас Lada Sport уже ощутимо влияет и на серийную продукцию завода, и на его имидж в целом.
Не секрет, что именно в Lada Sport подготовили конструкцию автомобилей Largus VIP и Largus Super VIP для топ-менеджмента АВТОВАЗа, а потом передали ее в Опытно-промышленное производство (ОПП). Не секрет, что именно здесь родились эксклюзивные Granta Sport с кузовом "лифтбек" и автоматической коробкой передач для главы Татарстана. Инжиниринг в Lada Sport такой же гибкий, как и производство. Он позволяет быстро решать и качественно воплощать в металле практически любые задачи, оперируя имеющимся вазовским "конструктором", комплектующими Renault-Nissan и собственными наработками.
Следующей разработкой Lada Sport, воплощенной в серии, будет Kalina NFR, имеющая атмосферный мотор мощностью 140 л.с. (на таком Хафф катал счастливчиков по трассе Тольятти-Ринг). Получится принципиально отличающийся от обычной "Калины" автомобиль: моторный отсек будет изрядно перекомпонован, в частности двигатель поставят на оригинальный подрамник. Иными будут коробка, привода, тормоза — что-то доработают самостоятельно, что-то позаимствуют у иностранных партнеров. Летом 2015 года такая машина должна пойти в производство. Будет и еще более экстремальная версия — 200-сильная Kalina NFR Turbo...
Вот о чем на Lada Sport говорить с журналистами, мягко говоря, не спешат, так это о спортивной версии Lada Vesta. "Так далеко мы пока не заглядываем" — вот и всё, что можно услышать на этот счет... Лукавят! Еще как заглядывают, неслучайно ведь фирменная команда АВТОВАЗа в мировом туринговом чемпионате WTCC, со следующего года именующаяся Lada Sport ROSNEFT, готовит к старту сезона именно гоночную "Весту".
И наверняка люди, сидящие в неприметном здании за бетонным забором на улице Борковской в Тольятти, собираются заполучить серийную Vesta для создания спортварианта, который можно продавать рядовым потребителям — реклама-то уже обеспечена! Тем более что эти спортивные звенья в одной цепи: и производство серийных спорткаров, и команда по мировому турингу являются частями структуры Lada Sport. А еще сюда входят команды в кольцевом и раллийном российских чемпионатах, детская школа картинга, продажа оригинальных комплектующих, собственное брендирование в автосалонах... В начале продаж, весной 2013 года, было только 25 автосалонов, торгующих машинами Lada Sport, а к настоящему моменту их уже 82. Целая индустрия!
А вообще, работает ли в России реклама серийного автомобиля через гонки? Сомневаться в этом можно было ровно до Московского автосалона 2014 года — там концепт "Весты" для WTCC был лучшим шоу-стоппером среди всех марок, по количеству людского внимания превосходя даже "родственников" в лице кроссовера XRAY и прототипа обычной серийной Vesta.
Словом, Lada Sport на верном пути. И особенно это очевидно, когда смотришь на чистый цех, в котором собирают 118-сильные машинки с вазовской ладьей на решетке. Кстати, отчасти похожую атмосферу сейчас можно встретить и на производстве обычной "Калины", "Гранты" и "Датсуна", и в цехах ОПП, где собирают Largus VIP и отрабатывают нюансы сборки "Весты" для Ижевского автозавода... А в будущем, глядишь, и главный конвейер в Тольятти к такому уровню подтянется.
По материалам http://www.kolesa.ru/
Автор фото Илья Бакеев
Если там действительно до ума доводят мотор и ходовку, то доплата 50 тысяч за нормально собранный автомобиль не кажется напрасной. Если этот мотор не использовать по прямому назначению на отжигах, то ресурс будет нормальный.