В думах о семикратном
Работают все радиостанции. Все формульные блоггеры мира снова пишут свои тексты о Михаэле Шумахере. Его не забыли фаны Ф1, и многие ждут этого подарка на Рождество. Тема и правда волнительная, муссирование слухов достигло неслабой концентрации (чуть ли не каждая вторая новость из Большого цирка – о супер-камбэке), вот решил поволноваться и Ваш покорный слуга.
Итак, говорят, что Михаэль Шумахер собрался подписывать однолетний контракт с Mercedes на сумму в 7 миллионов крепких западных денег. Другой вариант слуха – что Шумми просто станет «лицом» Mercedes, как до сих пор является лицом Ferrari.
От этого и будем отталкиваться.
Мой стаж болельщика насчитывает 10 сезонов – с 2000 года, первого чемпионского Михаэля в Скудерии, стараюсь гонки не пропускать. Поэтому эпопеи с переманиванием Шумахера из Benetton в Ferrari своими глазами не видел. Тем не менее все исторические данные красноречиво свидетельствуют о том, насколько серьезной была подготовка. Еще в 1995 году Михаэль сел (кажется, во Фьорано) за руль "алого жеребца", созданного Джоном Барнардом. Он часто бывал на базе в Маранелло, причем торчал там чуть ли не сутками, занимаясь вместе с механиками и инженерами доводкой того шлакоблока на колесах, на котором ему пришлось тогда ездить. Понятно, что работа была на дальнюю-дальнюю перспективу, и это в корне отличает ту ситуацию от сегодняшней. Однако Михаэль не тот человек, который садится в болид, тем более Ф1, чтобы просто погоняться. Или чтобы отсвечивать на энных строчках протоколов в качестве тренажера-ориентира для молодых пилотов. Он отдаст все свои силы и всю энергию, чтобы сделать болид лучше, а себя – еще чуть-чуть быстрее.
Иными словами, есть такие чемпионы, как Вильнев и Мэнселл, которые возвращались в Ф1 из каких-то сентиментальных соображений, а есть такие, как Ники Лауда и Ален Прост.
И Шумахер из разряда вторых в данном случае.
Хотя тут, конечно, смотря что понимать под успехом. И есть такое ощущение, что Михаэль не особенно расстроится, если «всего лишь» выиграет три-четыре гонки.
Это вполне возможно.
Однако представить себе Шумахера, возвращающегося на сезон, чтобы окончательно «уступить дорогу молодым»… пока это выше моих сил:)
По поводу репутации великого чемпиона, которой он, дескать, рискует. Да ничем он не рискует. Кто, кроме по-настоящему серьезно интересующихся Ф1 людей, помнит те три гонки Вильнева за Рено? Помнят, что чемпион, и этого достаточно. Ну, может, помнят, что последние годы в BAR явно у канадца не задались. Михаэль же ушел как раз вовремя, и если вернется, то суперзвездой. А если вернется в Mercedes, то плестись в хвосте ему вроде бы не грозит, а значит, краха авторитета чемпиону можно не опасаться.
Таааак. Ну, а зачем это Mercedes?
Немецкий пилот за рулем немецких болидов уже есть. Это Нико Росберг. Парень только шагнул на следующую ступеньку, туда, где подиумы привычны, а победы на расстоянии вытянутой руки. Нико – быстрый и талантливый пилот. Однако так уж повелось в Ф1 последние лет десять, что если твой партнер – Шумахер, то логика такая. Когда Шумми впереди – это значит, он лучший. Когда он позади – это ему не повезло, а тебе дали покрасоваться. Заметьте, это не я так думаю, так автоматически мыслит большинство людей, которые в понедельник после дежурных приветствий до сих пор, бывает, спрашивают «ну чо там Шумахер? Выиграл?» И уж тем более никого не будет интересовать, на какой машине выиграет семикратный чемпион, вся планета привыкла, что он всегда побеждает.
Зачем тогда было переименовывать Brawn по большому счету? Зачем звать в команду Нико Росберга? В ученики, как Фелипе Массу? Которого из-за этого даже после вице-чемпионства прошлого года не воспринимают всерьез рядом с Кими?
С другой стороны, на присутствии Михаэля в Ferrari завязано слишком много, взять хотя бы банальные спонсорские контракты, и не для того Скудерия пятнадцать лет каторжного труда ковала эти сумасшедшие победы, чтобы, когда пришло время наслаждаться достигнутым, взять и отпустить своего идола. Тезис не мой, однако выглядит ситуация примерно так же, как если бы Барак Обама приехал сейчас в Кремль и сказал: «А давайте мы отдадим России все наши базы с системами ПРО на территории Европы?». Или если бы после первого крестового похода Готфрид Бульонский мирно передал только что захваченный им Иерусалим обратно мусульманам.
А вот Михаэль Шумахер, представляющий интересы Mercedes как лицо компании (открывающий салоны, снимающийся в рекламе, участвующий в тест-драйвах дорожных машин) – это уже действительно бренд, причем просто обреченный на успех. Но чтобы стать таковым, этот бренд должен формироваться годами, чтобы люди привыкли к переходу Шумахера в Штутгарт так же, как в свое время привыкали к переходу Marlboro из McLaren в Ferrari. Поэтому однолетний контракт вызывает вопросы.
Или только контракт пилота на год, а потом долгосрочный контракт официального лица Mercedes?
Не могу удержаться от, пожалуй, неуместной ассоциации. Почему-то очень ярко перед глазами стоят многочисленные плакаты с Патрисией Каас и текстом «я приглашаю вас в L’Etoile». Хочется ли Михаэлю (я верю, что он соскучился по гонкам) ради одного сезона с неясными шансами на успех становиться в дальнейшем всемирным медийным достоянием? Речь идет о человеке, который всегда тщательно скрывал от мира свою жизнь. Пожалуй, после Кими, возведшего пофигизм в последнюю степень, Шумахер – самый безразличный к рекламным обязательствам пилот Формулы. Те яркие акции, в которых он был замечен, в основном состоялись по его инициативе. Остальные воспринимались им как рутина, мешающая ему нормально готовиться к старту. И в итальянской команде ему удавалось быть безумно популярным и при этом максимально редко появляться на публике. Так что под вопросом даже просто переход Михаэля в Mercedes, а тем более в качестве пилота. Потому что ни в каких деньгах ценность присутствия семикратного сокровища в команде не измерить.
Ну вот, хоть и немного сумбурно, но изложил соображения по этому поводу. Тем более, что и та самая чашечка кофе закончилась:)
Надеюсь, не слишком многа букаф:) Тепла вам!
Вы совершенно правильно отметили, что возвращение Шумахера схоже с Лаудовским и Простовским. Барона устроит только лучший болид. относительно мотивов, если вернется, надеюсь обязательно пояснит.