Итоги сезона. Вопрос хрустальных шин.
Уж чем только не пытаются всесильные всея мира Формулы 1 подогреть интригу и устранить «симптом Шумахера»: и Керс внедрили, и ДРС придумали... В этом году, вот, специальные шины.
С самых первых гонок стало ясно, что противостояние гонщиков и шин в этом году приобрело воистину космические масштабы. Именно противостояние! Казалось, что шины как раз работали не «на»,а скорее пытались сделать всё, что от них зависело, что б осложнить своему хозяину жизнь. Особенно остро вопрос стоял в первой половине чемпионата.
Мы наблюдали квалификации, где пилоты вынуждены всё чаще думать «И так сойдёт. Шины на завтра важнее», и гонки, в которых им, вместо напутствия на честный бой и слов «Push Push», приказывали не сопротивляться, не атаковать, а порой и просто пропускать соперников( например, как Феттель и Батон в Шанхае ) ещё в первой половине гонки. С другой стороны, было интересно наблюдать за выбором тактики в таких сложных условиях, которые диктовали шины. Те, кто правильно угадал, тот и вёл между собой борьбу. И ещё какую борьбу! Стоить вспомнить столь знаковое и наделавшее много шума сражение Феттеля и Уэббера в Малайзии. Или как напарники Перес и Баттон, оказавшись рядом забывали, что они в одной команде и атаковали порой иногда "за гранью".Но градус заботы о состоянии резины как-то уж очень зашкаливал. Казалось, что гоночные инженеры выбирали тактику с учётом того, что Soft должны полностью разрушиться, превратиться в пыль и исчезнуть полностью уже после первого поворота. А ведь и погодные условия в разные дни были абсолютно разными, и состояния развития болидов тоже, но, однако, это почему-то никак не влияло на мнение команд, практически каждый раз заявлявших, что не всё так гладко у них в работе с резиной образца 2013 года. Но если Австралийские негативные ощущения можно было бы списать на нехватку информации, а Малазийские на погоду, то к Гран При Китая стало ясно, что что-то не так. Стоит только почитать вот эти высказывания:
Пол Хембри в первую половину чемпионата был весьма и весьма популярной фигурой как в паддоке, так и среди болельщиков, которых очень интересовал вопрос «Что происходит и как так получилось?». Сам глава Pirelli Motorsport был ни чуть не удивлён, и говорил, что проблема в расслоении резины и следствие «более экстремального характера наших шин 2013 года»(c).
С каждым последующим Гран При напряжение росло. Команды критиковали шинников, шинники отбивались от атак, и говорили, что во всех грехах не стоит винить только их, но и сами пилоты иногда создают себе проблем. В гонках же ситуация под названием «Ключевую роль вновь будут играть шины» ( (с) Алонсо) разрасталась. Хотя, мне, как болельщице Ф 1, кажется, что ключевую роль в гонке должны играть именно гонки!
Паддок разделился на тех, кого всё устраивало, и те, кто был за резкие перемены. Позитивные высказывания можно было услышать, например, от Феррари (Фернандо Алонсо свои две победы в этом сезоне завоевал как раз в Китае и Испании; да, и в остальных случаях, когда у команды не было каких-то сторонних проблем, то темп у них был достаточно хороший ) , Лотуса (первым победителем сезона был Кими Райконен.; Лотус были одними из тех, кто мог навязать борьбу Red Bull) , журналистов и некоторых бывших гонщиков. Доволен был и Экклстоун, который в свойственной себе манере высказался по этому поводу:«Если бы на одних и тех же шинах можно было бы ездить с января по декабрь, тогда люди говорили бы на другие темы». Критику и негатив высказывали очень многие команды. Mercedes, хотя и чувствовали себя вольготно в квалификациях, в гонках не всегда получалось блистать. Они были резко против такого положения шинных дел. Одним из представителей лагеря яро протестующих, и сторонником идеи возврата к шинам 2012 был и Кристиан Хорнер (Хотя Феттель в период до Гран При Канады (включительно) выигрывал чаще всех). Таким образом, мнение топ команд было разным.
"Масло в огонь" подлили шинники историей с тайными тестами Mercedes. Как только всё выяснилось, то команды, журналисты и FIA стали метать копья и топоры с недовольством. История не однозначная. Виновниками в итоге назначили Mercedes.
Pirelli всё-таки были вынуждены принять меры (хотя сначала отрицали возможность каких-либо изменений). В Испанию были привезены немного подкорректированные составы Hard, а в пятницу Канадского уик-энда пилоты тестировали новый вариант изменённых шин. На то, какие именно это изменения Пол Хембри ответил достаточно странно: «Это лишь небольшие коррективы, которые гарантируют, что расслоение шин больше не повторится - всё это не влияет на основные характеристики, эффективность и долговечность резины.» (Правда не совсем понятно как такое физически возможно, но раз сказано, значит сказано). Мы изменили шины, но мы не изменили шины. Однако в целом новая резина оставила позитивные ощущения у команд, и должна была полноценно дебютировать в гонках в Великобритании, но в итоге от этой идеи отказались и лишь ограничились изменением химического состава клея. Всеобщая шумиха поутихла. После Канады Эдди Джоржан высказался достаточно резко. По его мнению, Канада была примером того, что команды критикуют шины только тогда, когда не могут заставить собственную машину работать. «Я не слышал ни слова о резине (в Канаде). Себастиан (Феттель) ничего не говорил, Алонсо и Хемильтон ничего не говорил,и они в топ 3. Они жалуются только в том случае, если шины не работают конкретно на них.».
Но, если к мысли «Доеду? Не доеду?» пилоты за последние годы присутствия «Пирелли» в Формуле 1 привыкли, то мысль «Взорвутся? Не взорвутся» не нова, конечно, но неожиданна. Первые «звоночки» проблемы были ещё в Бахрейне с Массой и Хемильтоном, и на свободных заездах в Испании с Полом ди Рестой. Но своего апогея ситуация достигла в памятном Гран При Великобритании. По ходу гонки в Сильверстоуне на машинах Льюиса Хэмилтона, Фелипе Массы, Жана-Эрика Верня и Серхио Переса взрывались задние левые шины. Зрелище из резинового фарша было просто пугающим! Встал вопрос не о целесообразности использования таких шин, а, просто, об элементарной безопасности! Пилоты даже были готовы бойкотировать немецкое Гран При. Хембри оказался в очередной раз в непростой ситуации. Он отметил, что взрывы шин были следствием многих факторов, но команды сами виноваты - они поменяли местами левую и правую шины. Свою компанию же обвинил в не достаточном контроле за этим.
Состав резины ли был в Сильверстоуне виноват, или нет...Однако, в итоге было принято решение вернуться к шинам версии 2012 года уже с Венгрии. И после этого всё встало на круги своя. Шины стали более безопасными, пилоты менее бережливыми к ним, а гонки не такими экстремальными. Но появился другой вопрос: тотальное доминирование Red Bull наводило на мысль, а всё ли так «чисто» с этими изменениями. Лично мне кажется, не стоит забывать факт, про который FIA упоминали ещё в мае, когда вопрос возврата шин вставал впервые. Согласно пункту 12.6.3 Технического регламента требуется согласие ВСЕХ команд на изменение составов. То есть каждая команда добровольно подписалась на эту замену! Взять ту же ситуацию с тестами Мерседеса и Pirelli. Тогда шум поднялся не маленький! А в таком важном вопросе как изменение одного из нынче главных факторов победы, молчать бы не стали тем более.
Достигли ли своей цели те, кто пытался хрустальными шинами повысить интерес? Каждый ответит для себя сам. Кто-то считает, что они делали гонки веселее, а кому-то больше хотелось обгонов, а не игр тактик. Лично моё мнение такое: да, я люблю гонки и борьбу, но безопасность, по-моему, всё-таки важнее. Неужели кому-то хотелось бы повторения резинового салюта Сильверстоуна? Ну не знаю…
Хемилтон 89, Росберг 82.
ни о какой доминации ред булов речи не может быть. более менее равная борьба и перспективы на интересный чемп.
после смены шин ситуация такая (с германии до бразилии, 11 гонок): Феттель 265, Ал 131, Уэббер 112, Хэм 100, Кими 85, Росберг 89, Грожан 106.
ничего в глаза не бросается?
как говорил классик: имеющий глаза - да увидит.
1) Сэб 157
2) Алонсо 123
3) Райкконен 116
Разрыв после 9 гонок между 1 и 2 местом 34 очка
Сохрани Пирелли покрышки это могло закончится трагедией вспомни Алонсо и кусок покрышки пролетевший мимо . Зрелищность и интрига не должна быть в ущерб безопасности , во вторых все в равных условиях что до смены что после Пирелли ведь поставляли всем одинаковые покрышки , а не каждой команде разные
Благодарю за ссылку. =) Данное интервью я читала. Совершенно согласна с господином Ньюи. Я и не оспариваю тот факт, что всё же лучше КрасноБыкие приспособились к шинам. Единственное, что я бы утверждать не спешила, это тот факт, что всё было сделано только для этой команды и по её же заказу специально. Меня, конечно, тоже посещала сия мысль, но потом лично для себя фактов невиновности я насчитала больше. Вильямс же тоже внезапно стал чудо-мега-лётокрылом. Но возможно, я слишком скептически отношусь ко всякого рода заговорам (которые не доказаны ), и по-этому их не вижу, и может в итоге Вы и правы. В любом случае, правду мы узнаем только если кто-нибудь вдруг решиться написать мемуары с громкими разоблачающими фактами. =)