Карбюратор К-68 для мотоцикла Урал: настройка и ремонт
Если вы владеете мотоциклом «Урал», рано или поздно вам придется разобраться с его карбюраторами. Модель К-68 (от производителя «Пекар») была разработана в начале 90-х как замена старым карбюраторам с плоской заслонкой. С 1994 года «Уралы» начали оснащаться новыми К-68 с цилиндрическим дросселем. Эта конструкция обеспечивает более стабильный расход топлива и лучшую динамику. В частности, испытания показали, что К-68 экономичнее и долговечнее предыдущих моделей – на 15–20% уменьшен расход топлива по сравнению с «плоскими» карбюраторами.
Содержание
Регулировка карбюратора мотоцикла: инструкция по самостоятельной настройке

В этой статье мы подробно расскажем о технических характеристиках карбюратора К-68 для мотоцикла, научимся правильно его настраивать и обслуживать, а также ответим на важные вопросы: как регулировать смеси и холостой ход, синхронизировать работу двух карбюраторов и ухаживать за ними. Все рекомендации изложены в разговорном стиле и адресованы вам, владельцу Урала.
Технические характеристики карбюратора К-68
Карбюратор К-68 – двухкамерный мотокарбюратор с цилиндрическим дросселем, выпускаемый в двух исполнениях: К-68У (для двигателей 650 см³) и К-68Т (для 750 см³). На мотоцикл «Урал» устанавливается сразу два карбюратора (по одному на цилиндр), поэтому их всегда продают комплектом левого и правого исполнения.
Основные жиклеры и дозирующие отверстия настроены на пропускную способность: главный топливный жиклер – 190 мл/мин, жиклер дозирующей трубки холостого хода – 50 мл/мин, жиклер топливного корректора (обогатителя) – 55 мл/мин. Эти данные определяют, как много топлива смешивается с воздухом на разных режимах.
Корпус карбюратора отлит из легкого сплава, поэтому в сборе он весит всего около 0,5 кг – почти вдвое легче старой «К-65». Это облегчает конструкцию и слегка улучшает динамику.
Балансирующая система: в поплавковой камере К-68 предусмотрена система каналов, которая поддерживает давление в ней близким к атмосферному. Излишки топлива сливаются через штуцер вентиляции, а не капают на землю.
Диаметр смесительной камеры и диффузора
Обратите внимание на размеры каналов карбюратора: смесительная камера (выходное отверстие главного воздушного канала) имеет диаметр 31,5 мм, а диффузор (входное отверстие) – 28 мм. Это достаточно крупные каналы, что позволяет пропускать больше воздуха и топлива при высоких оборотах. Для сравнения, у прежних карбюраторов «Урала» (К-62/63/65) были плоские заслонки с меньше размерами, что сдерживало поток. Больший диаметр у К-68 дает лучшую динамику разгона и более ровный отклик на газ.
Особенности комплектации – левый и правый карбюратор
Комплект К-68 включает два карбюратора – «левый» и «правый». Они зеркально-симметричны по конструктивным деталям. Отличие в том, как установлен винт подъема дросселя: у левого карбюратора этот винт расположен со стороны топливного штуцера (бензиновая трубка), а у правого – со стороны пускового устройства (ремешка обогатителя). Вы можете привыкнуть называть их просто «левый» и «правый» и ставить каждый по месту. При сборке важно не перепутать – иначе трос газа будет перекручен.
Кроме того, карбюраторы комплектуются упорами и прокладками для установки на двигатель. Перед монтажом убедитесь, что все детали целы, на клапанном узле нет подтеканий, а крепеж затянут равномерно. При правильной установке К-68 уже практически готов к настройке.

Инструкция по регулировке карбюратора
Настроить карбюратор К-68 своими руками вполне реально, даже если вы делаете это впервые. Главное – следовать пошаговой инструкции и не торопиться. Разберемся, как сделать все правильно.
Подготовка к регулировке и прогрев двигателя
Прежде чем настраивать карбюратор К-68, прогрейте двигатель до рабочей температуры – на прогретом двигателе стабильнее работают смеси и точнее отрабатываются изменения. В руководстве производителя указывается, что перед регулировкой необходимо проверить техническое состояние двигателя (исправность свечей, зажигания, герметичность цилиндров и т.д.). Убедитесь, что мотор в порядке: свечи сухие и светлого цвета, компрессия нормальная, воздушный фильтр чистый, бензин свежий.
После прогрева установите мотоцикл на боковую или центральную подставку так, чтобы заднее колесо свободно вращалось (для последующей синхронизации). Снимите поплавковую камеру и проверьте уровень топлива в ней – по мануалу он должен быть на уровне заводской планки. Убедитесь, что плавно двигаются дроссельные заслонки: ручкой газа полностью открывайте и закрывайте заслонки, проверяя, что они не заедают. По инструкции, при сборке винт подъема дросселя оставляют закрученным, затем отпускают на 1 оборот для установки минимального зазора.
Регулировка винта качества смеси и холостого хода
Теперь приступим к основной настройке. Раскроем процесс по шагам. Выполните следующие действия для каждого цилиндра по отдельности:
Отключите один цилиндр. Снимите высоковольтный провод со свечи и закоротите наконечник на массу, чтобы этот цилиндр не работал (как сказано в инструкции).
Снизьте обороты дросселем. Винтом подъема дроссельной заслонки (винт №11 на карбюраторе) плавно заверните, чтобы уменьшить обороты работающего цилиндра до минимально устойчивых (то есть чуть выше ХХ).
Регулировка смеси (винт 15). Медленно поворачивайте винт качества смеси (винт №15) по часовой или против, находя положение, при котором обороты двигателя становятся максимальными (двигатель «подхватывает»). То есть подайте смесь так, чтобы цилиндр работал ровно и без провалов при плавном нажатии на газ.
Проверка «провалов». После установки смеси попробуйте резко открыть дроссель. Если вы почувствовали «провал» – резкое падение оборотов – это значит смесь слишком бедная. В таком случае обогатите смесь, заворачивая винт №15 на 1/4–1/3 оборота(поворачивайте по часовой). Движок должен реагировать плавно, без рывков.
Повторите шаги. Несколько раз снова снизьте обороты винтом №11 и вновь доведите их до максимума винтом №15, убеждаясь, что переход от низов к высоким оборотам идет без провалов.
Настройте второй карбюратор так же. Подключите первый цилиндр обратно и отключите второй. Повторите пункты 2–5 для второго цилиндра. Таким образом вы подобрали смесь на каждом из карбюраторов.
После этого включите оба цилиндра (поставьте вторую свечу на место). Выберите минимально устойчивые обороты холостого хода винтом №11 на обоих карбюраторах, поворачивая их на одинаковый угол. Затем послушайте обороты: при поочередном отключении цилиндров разницы быть не должно. Рекомендуется на слух определить равенство работы правого и левого цилиндра. Если один глохнет раньше другого, немного подкрутите винт подъема нужного карбюратора. Добейтесь одинаковой реакции при отключении каждого цилиндра.
Итак, вы установили базовые параметры смеси и холостого хода. На этом этапе обороты ХХ должны быть устойчивыми, а при резком сбросе газа мотор не должен глохнуть. Если глохнет, слегка увеличьте общий ХХ (подкрутите по одной битой винту подъема на каждом карбе).
Синхронизация работы цилиндров
После настройки смеси и холостого хода следует синхронизировать карбюраторы – то есть добиться, чтобы оба цилиндра работали согласованно на всех режимах. Есть два основных метода:
По спидометру (заводской): Установите мотоцикл на подставку, передайте его в четвертую передачу и убедитесь, что заднее колесо свободно вращается (движется). При работе только одного цилиндра (отключили второй) раскрутите мотор так, чтобы спидометр показывал около 40–50 км/ч. Зафиксируйте показание. Затем выключите первый цилиндр и включите второй, снова раскрутите до той же скорости. Поворачивая упоры оболочек троса (позиция упоров 25 на карбюраторах), добейтесь равенства показаний спидометра для каждого цилиндра.
«Пальцевый» метод (практичный): Когда двигатель остановлен, снимите воздушные фильтры и одновременно коснитесь указательными пальцами дросселей обоих карбюраторов. Пусть помощник медленно открывает ручку газа. Вы почувствуете, какой дроссель поднялся первым. Поворачивайте упоры тросов, чтобы оба дросселя начинали двигаться одновременно. Этот способ проще – вы синхронизируете карбюраторы по одновременному открытию заслонок. Главное – не трогать винты холостого хода до синхронизации: сначала выставьте правильный ХХ, а потом синхронизируйте.
После этих процедур оба цилиндра будут работать сбалансированно: при резком движении ручки газа (или резком сбросе) мотор должен реагировать равномерно и не глохнуть.

Ремонт и обслуживание карбюратора К-68
Иногда даже самый надежный карбюратор требует вмешательства. Чтобы избежать проблем на дороге, полезно знать основы ухода и ремонта. Сейчас покажем, на что стоит обратить внимание
Чистка и уход
Чтобы К-68 служил долго, за ним нужен регулярный уход: своевременная очистка, профилактика течей и замена изношенных деталей. Обратите внимание на следующие рекомендации (они во многом универсальны для всех карбюраторов, но критичны для К-68):
Чистота топлива: в бензобаке обязательно стоит качественный фильтр, а бензин должен быть чистым. Любые механические примеси или вода в бензине могут закупорить жиклеры. Как отмечено в инструкции, поступающее топливо «должно быть очищено от механических примесей».
Очистка без химии: при разборке карбюратора используйте бензин, а не агрессивные растворители. В инструкции говорится: детали К-68 промывают только топливом, растворитель не допускается. После промывки любым чистым бензином продуйте каналы сжатым воздухом и высушите.
Никаких проволочек: никогда не пытайтесь прочищать жиклеры проволокой, иголками или другими металлическими предметами. Это может повредить их отверстия и изменить расход топлива. Пользуйтесь только сжатым воздухом или специализированным чистящим средством с мягким распылением.
Регулярный осмотр: хотя К-68 надежен, проверяйте все прокладки, винты и соединения. Удостоверьтесь, что поплавок герметичен и не пропускает бензин. Со временем латунный поплавок может пропитываться бензином (тяжелеть) или деформироваться – при появлении подтеков заменяйте его (или ставьте пластиковый поплавок).
Воздушный фильтр: карбюратор необходимо эксплуатировать всегда с исправным родным воздушным фильтром. Если использовать или ставить неподходящий фильтр, уменьшите поток воздуха и рискуете засорить внутренние каналы.
Придерживайтесь этих правил, и ваш К-68 отблагодарит вас стабильной работой. Регулярная профилактическая чистка (каждые несколько тысяч километров пробега) предотвратит засоры и срыв смесей.
Особенности ремонта и диагностика неисправностей
Если вы столкнулись с проблемами (перелив карбюратора, нестабильный ХХ, «пропуски зажигания» на одном цилиндре и т.д.), вот что стоит проверить:
Поплавковый механизм: часто причиной перелива является неплотно закрывающийся игольчатый клапан. Осмотрите уплотнитель иглы и ее посадку: на К-68 стоит модернизированный клапан с съемным латунным седлом. Если клапан не держит, его легко вытащить и почистить или заменить седло (это и есть та съемная деталь).
Жиклеры: выявите засор в жиклерах, особенно главный и холостого хода. При перегазовке двигатель «захлебывается»? Возможно, главный жиклер частично забит. Разберите и проверьте каналы, продуйте. Если есть мелкие загрязнения, разбейте их растворителем и пройдитесь аэрозолем. Только осторожно – помните совет не ковырять иголкой!
Диагностика работы каждого карбюратора: отключайте цилиндры по очереди и слушайте работу. Одинаковые обороты и реакция означают хорошую синхронизацию. Если один цилиндр постоянно «худеет» (пониженный цвет свечи или дымок), у этого карба может быть заниженная смесь или подсос воздуха. Проверьте вакуумные прокладки, фильтры и крепеж.
Пусковой обогатитель: убедитесь, что обогатитель (пусковое устройство) не заклинило. Он должен плавно открываться при прогреве двигателя.
Другие ремкомплекты: во многих случаях помогает замена всех изношенных резинок и мелких деталей ремкомплектом К-68. Это и стенки дросселя, и прокладки крышки, и иглы и пружины. Замена резинок часто дает «вторую жизнь» карбюратору.
Благодаря своей конструкции К-68 достаточно ремонтопригоден. Как отмечено в описании, многие узлы (игла, клапан, поплавок) сделаны съемными для замены. При систематическом обслуживании вы сохраните к-68 в рабочем состоянии на тысячи километров.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Вы часто задаете одни и те же вопросы по обслуживанию и настройке К-68. Мы собрали ответы на самые популярные из них. Возможно, здесь вы найдете решение своей проблемы.
Как отрегулировать карбюратор К-68 на мотоцикле «Урал»?
Подготовьте двигатель (прогрейте его), затем настройте смесь и холостой ход по очереди для каждого карбюратора. Отключив один цилиндр, винтом подъема дросселя опустите обороты до минимума, а винтом качества смеси найдите положение с максимальными стабильными оборотами. Если при этом слышен «провал», обогатите смесь – закрутите винт смеси на 1/4–1/3 оборота. Повторите для второго цилиндра. Затем включите оба цилиндра, отрегулируйте оба винта подъема так, чтобы холостой ход был устойчивым и при отключении каждого цилиндра обороты падали одинаково. Эта последовательность приведет к правильной работе обоих карбюраторов.
В чем особенность карбюратора К-68?
Во-первых, у К-68 цилиндрическая дроссельная заслонка и овальный диффузор, вытянутый по направлению движения заслонки. Такая форма увеличивает скорость потока воздуха и делает подачу топлива плавной при переходе с холостых на высокие обороты. Во-вторых, у К-68 внизу горизонтально расположен винт подъема дросселя, что позволяет очень точно выставить обороты холостого хода. Кроме того, карбюратор оснащен балансировочной системой для поплавковой камеры – это значит, что давление в поплавковой камере остается близким к атмосферному и избыток топлива уходит не на землю, а через специальный штуцер. Наконец, К-68 выходит из завода уже в паре: левый и правый (для каждого цилиндра). Каждый имеет зеркальную конфигурацию винтов и тросиков. В результате К-68 стал легче, экономичнее и надежнее предыдущих карбюраторов – как и было показано на испытаниях.
Как правильно синхронизировать карбюраторы на «Урале»?
Синхронизация нужна, чтобы оба карба работали «в унисон». Заводской метод – поставить мотоцикл на подставку и закрутить заднее колесо, включить высшую передачу. Поочередно отключайте цилиндры и раскручивайте двигатель до 40–50 км/ч. Запомните показания спидометра для каждого цилиндра. Затем поворачивайте упоры тросов на крышках карбюраторов так, чтобы показания стали одинаковыми.
Альтернативный способ – на холодном моторе снять фильтры, приложить пальцы к заслонкам и попросить помощника медленно открыть газ. Вы должны почувствовать, какая заслонка двигается первой, и отрегулировать упоры до одновременного движения обоих дросселей. Оба метода дают одинаковый результат – двигатель на всех режимах будет работать синхронно и без перекосов.
Как ухаживать за карбюратором К-68?
Прежде всего следите за чистотой: всегда заливать качественное топливо и менять топливный фильтр. Регулярно проверяйте, не подтекает ли бензин в поплавковой камере – если есть течь, проверьте игольчатый клапан и уплотнения. Каждый год (или через 3–5 тысяч км) желательно полностью промывать карбюратор бензином и продувать сжатым воздухом, снимая поплавковую камеру и крышку. При этом не используйте металлические чистящие инструменты – только деликатные методы. Вобщем, избегайте грязи в жиклерах: меняйте фильтрующий элемент бака, следите за целостностью бензошлангов. И не забывайте о воздушном фильтре – всегда ставьте родной или аналогичного качества, иначе в карбюратор будет попадать много пыли. Соблюдая эти простые правила, вы сохраните карбюратор К-68 в хорошем состоянии надолго.

Карбюратор К-68 на мотоцикле «Урал» – современное и надежное устройство, которое при правильной настройке и уходе обеспечивает отличную динамику и экономичность мотоцикла. Мы разобрали его ключевые характеристики, шаги точной регулировки и простые приемы обслуживания. Главное – не бояться разбирать, чистить и калибровать К-68. Немного терпения и инструментов – и вы добьетесь того, что ваш «Урал» будет работать ровно, без провалов и рывков. Надеемся, что эта статья поможет вам научиться правильно ухаживать за карбюраторами К-68 и вернуть старому мотоциклу вторую молодость.




