Защитные дуги на мотоцикл: как выбрать и установить для безопасности и стиля
Защитные дуги на мотоцикл – это важный элемент безопасности, который может защитить райдера и технику при падении. Они также добавляют мотоциклу брутальный и агрессивный вид. В этой статье мы расскажем для чего нужны защитные дуги, какие они бывают, а также как выбрать и установить их правильно.
Содержание
Что выбрать: цепной привод или ременной? Сравнение для городских мотоциклов

Для чего нужны защитные дуги?
Защитные дуги (крэш-бары) выполняют несколько ключевых функций, делая езду безопаснее, а мотоцикл – практичнее и стильнее. Одна из них – это защита при падениях и сохранение узлов мотоцикла. При падении дуги принимают удар на себя, предотвращая зажатие ног под мотоциклом, и снижают риск травм от контакта с асфальтом или препятствиями. Дуги предотвращают пробой картера, повреждение крышек, защищают бак и пластик от вмятин и царапин. К тому же они снижают риск деформации руля, выхлопной системы, радиатора при ударе.
Главная задача дуг – обезопасить водителя и мотоцикл при падении, а также снизить ущерб от повреждений.
Кроме этого у дуг есть следующие дополнительные преимущества:
Стильный внешний вид и индивидуальный стиль. Придают мотоциклу агрессивный, брутальный вид (особенно популярны на круизерах, чопперах и адвенчур-байках). Хромированные, анодированные цветные или матовые дуги дополняют дизайн. Есть возможность нанесения гравировок или светоотражающих наклеек.
Универсальная платформа для аксессуаров. Можно установить подножки для дальних поездок. Крепление для кофров, фар, держателей навигации. Некоторые дуги имеют отверстия для дополнительных фонарей.
Защита от дорожного мусора. Отбивают камни, ветки и прочие предметы, летящие из-под колес. Снижают загрязнение двигателя и нижней части мотоцикла.
Повышенный комфорт. Некоторые модели дуг позволяют ставить ноги вперед (как на круизерах). Могут служить точкой опоры при маневрах на низкой скорости.
Защита от воровства. Некоторые дуги можно использовать как точку крепления замка или сигнализации. Затрудняют погрузку мотоцикла в фургон (мешают закатить).
Защитные дуги на мотоцикл – это не только безопасность, но и удобство + индивидуальный стиль. Они особенно полезны для новичков, любителей активной езды и тех, кто хочет сохранить мотоцикл в идеальном состоянии.
Виды защитных дуг

Защитные дуги различаются по материалу и конструкции. Рассмотрим основные варианты по материалу изготовления:
Стальные дуги. У них высокая прочность, за счет чего хорошо держат удар. Они доступны в цене и ремонтопригодны (можно выправить после падения). Однако такие дуги имеют большой вес, который может влиять на управляемость и они подвержены коррозии (требуют ухода или покрытия). Подойдут для эндуро и тяжелых мотоциклов (чопперов, круизеров).
Алюминиевые дуги. Они легкие и не нагружают мотоцикл. Такие дуги не ржавеют и имеют стильный внешний вид (часто анодируются в разные цвета). Они менее прочные чем стальные и при сильном ударе могут сломаться. Стоят они дороже стальных и их сложнее ремонтировать. Подойдут для спортбайков, туристических мотоциклов, где важен вес.
По конструкции дуги делятся на:
Рамные. Крепятся непосредственно к раме мотоцикла. Надежные, распределяют нагрузку при падении. Подходят для агрессивной езды и бездорожья. На эндуро (BMW GS, Honda Africa Twin).
Подрамные дуги. Устанавливаются на двигатель или нижнюю часть рамы. Они защищают картер и выхлопную систему. Часто используются на круизерах и классических мотоциклах. На Harley-Davidson, Honda Shadow.
Комбинированные дуги. Сочетают рамную и подрамную защиту. Закрывают ноги водителя, двигатель и бак. Самый универсальный вариант. На туристические модели (BMW R 1250 RT, Yamaha Tracer).
Бренды изготовителей дуг: Honda и BMW обеспечивают гарантированное качество и надежность, но при этом у них высокая цена. Crazy Iron – хороший баланс цены и прочности, но менее стильные.
Как выбрать дуги для вашего мотоцикла?

Выбор дуг напрямую зависит от конструкции рамы и креплений конкретного мотоцикла. Рассмотрим на примере Honda CB900 Hornet и BMW F700GS, а также общие принципы подбора.
Дуги должны подходить под тип рамы и должны крепиться без переделок. Важно, чтобы болты совпадали с отверстиями на раме. Они не должны мешать пластиковым обтекателям, выхлопной системе, подножкам и радиатору.
На примере модели Honda CB900 Hornet (2002-2007) рекомендуемые дуги: SW-Motech – легкие алюминиевые, крепятся к раме; Givi – стальные, с защитой двигателя, OEM Honda – оригинальные, но дорогие. У CB900 рама трубчатая стальная, поэтому дуги должны крепиться в нижней части. Важно проверить, не мешают ли они выхлопу (особенно после кастомных доработок).
Для BMW F700GS (2012-2018) рекомендуемые дуги: BMW Motorrad – оригинальные, с защитой двигателя и ног; Touratech – усиленные, для бездорожья; Hepco & Becker – стильные, с возможностью крепления кофров.
У F700GS литая алюминиевая рама, дуги крепятся через специальные проушины. Лучше брать дуги с защитой картера – для езды по бездорожью.
Для проверки совместимости защитной дуги, посмотрите инструкцию к ним, производитель обычно указывает модели. Сравните фото креплений и найдите обзоры или форумы владельцев. Проконсультируйтесь в специализированном магазине – продавцы зачастую помогают с подбором.
Защитные дуги можно приобрести в официальных магазинах и мотосалонах. На них будет гарантия и обеспечена точная совместимость, но при этом цена будет высокой. Можно оформить заказ на специализированных мотосайтах (интернет-магазинах). Там предоставляется большой выбор, доступные цены. Однако большим риском будет купить несовместимую модель. В России это можно сделать в сервисах: MotoStock, MotoParts, Exist.ru. Третий вариант – обратиться в мастерские по тюнингу мотоциклов (например, Crazy Iron в России), где приобрести заказные дуги. Будет индивидуальный дизайн и идеальная посадка, однако обойдется дорого и нужно долго ждать изготовления.
Установка защитных дуг

Защитные дуги на мотоцикл требуют правильного монтажа, чтобы обеспечить максимальную защиту и не мешать управлению. Разберем процесс установки от подготовки до проверки.
Для начала подготовьте необходимые инструменты: набор рожковых/накидных ключей (обычно на 10–17 мм); шестигранники (если крепеж под них); динамометрический ключ, чтобы не перетянуть болты; отвертку (возможно, понадобится для снятия пластика); WD-40 (если болты закисли). После чего поставьте мотоцикл на центральную подножку или поднимите на подставку. Снимите с него мешающие элементы: боковые пластиковые панели, подножки.
Подготовив инструменты и мотоцикл, выполните пошагово этапы в инструкции по установке дуг:
Примерка. Приложите дуги к мотоциклу без затяжки, проверьте совпадение отверстий с креплениями на раме и нет ли помех для руля, выхлопа, ног.
Фиксация болтов (без затяжки). Вставьте все болты и шайбы, но не затягивайте до конца. Оставьте небольшой люфт для регулировки.
Окончательная затяжка. Постепенно затяните все болты крест-накрест (как на автомобильных колесах). Используйте динамометрический ключ с усилием, указанным в инструкции (обычно 20–40 Нм).
Проверка. Покачайте дуги – они не должны шататься. Проверьте, не цепляют ли они колесо при повороте руля и ноги при переключении передач.
При монтаже не перетягивайте болты – может сорваться резьба и образоваться трещина в раме, для этого используйте динамометрический ключ. Проверяйте зазоры до полной затяжки, т.к. дуги могут мешать управлению или цеплять колеса. Не игнорируйте коррозию и обязательно обработайте резьбу графитовой смазкой. И всегда читайте мануал перед установкой, чтобы не ошибиться в ее правильности.
ТОП-5 популярных моделей
Рассмотрим 5 самых популярных на наш взгляд моделей защитных дуг для разных типов мотоциклов, от городских байков до эндуро и классики:
Honda CB900. Стальные или алюминиевые дуги с максимальной прочностью. Имеется защита ног и двигателя без перегрузки рамы. Оригинальные защитные дуги на мотоцикл Honda можно приобрести по цене от 30 000 рублей.
BMW 700GS. У них усиленная защита для бездорожья. Есть возможность крепления кофров и фар. При этом стальные варианты имеют большой вес, что может сказаться на сложности управления и у них высокая цена (оригинальные защитные дуги на мотоцикл BMW стоят от 40 000 руб.).
Crazy Iron. Российский бренд, изготавливающий дуги под байки: Yamaha, Kawasaki, Honda, «Урал» и многие другие. Средняя цена в районе 15 000 рублей.
Урал. Массивные стальные дуги под ретро-стиль с дополнительной защитой картера. Защитная дуга на мотоцикл «Урал» очень тяжелая, что может повлиять на управляемость.
Touratech (для эндуро). Защита для бездорожья. Прочные стальные дуги с защитой рук и ног. Имеется возможность установки усиков для защиты пластика.
Представляем таблицу для сравнения популярных моделей защитных дуг.
Модель |
Материал |
Примерная цена (руб) |
Для каких мотоциклов |
Плюсы |
Минусы |
Honda CB900 |
Алюминий/сталь |
35 000 |
Honda |
Легкие, стильные |
Дорогие |
BMW F700GS |
Сталь |
45 000 |
BMW GS серия |
Максимальная защита |
Цена, вес |
Crazy Iron |
Сталь |
15 000 |
Универсальные |
Дешево, прочно |
Простой дизайн |
Урал |
Сталь |
13 000 |
Урал, Днепр |
Под классику |
Тяжелые |
Touratech |
Сталь |
30 000 |
Эндуро |
Защита от камней |
Громоздкие |
Альтернативы: изготовление на заказ и своими руками

Защитные дуги для мотоцикла на заказ – решение для тех, кому не подходят серийные варианты.
Их стоит рассматривать в следующих случаях:
Нестандартная конструкция мотоцикла (кастом-билд, тюнингованная рама, измененная геометрия).
Особые требования к защите (например, для мотокросса или трек-дней).
Эксклюзивный дизайн (хочется уникальную форму, цвет или материал).
Нет подходящих заводских вариантов (редкие или старые модели мотоциклов).
Заказать можно дуги в мотоателье и тюнинг-студии (например, Crazy Iron, CustomBikeGarage). За такую работу берутся также мастера по металлообработке (ищите на мотофорумах или в соцсетях). Цена будет зависеть от сложности работы и материала.
Если у вас есть навыки сварки и работы с металлом, можно попробовать изготовить защитные дуги на мотоцикл самостоятельно. Для этого потребуются: стальные трубы, листовой металл, болты, гайки, шайбы, сварочный аппарат, болгарка, тиски, молоток, дрель и шаблон из проволоки для гибки труб. Обязательно проверяйте качество каждого сварного шва.
Самодельные дуги подходят только для неспешной городской езды, но не для экстремальных условий. Они не обеспечат такой же уровень защиты, как профессиональные. Для активной езды или бездорожья лучше выбрать сертифицированные варианты от известных производителей.
Для новичков лучше взять готовые недорогие дуги от проверенных брендов (например, защитные дуги на мотоцикл Crazy Iron). Для эндуро/адвенчура выбирайте максимальную защиту (Touratech). Если байк кастомный, то можно заказать индивидуальные дуги или сделать своими руками (если есть навыки). Главное – дуги должны быть надежными и правильно установленными. Тогда они спасут мотоцикл при падении и сделают вашу езду безопаснее и стильнее.
Как выбрать мотогарнитуру? Типы, удобство использования, автономность
Как выбрать дворники для визора мотошлема? Виды, полезность, установка