9 мин.

Мотоциклы для дачи и сельской местности: практичные модели

Мотоцикл дешевле, экономичнее и проходимее автомобиля на сельской местности. Если не нужно перевозить семью – это лучший вариант. Он не занимает много места и можно хранить в сарае. На него низкий налог и расход топлива в 2-3 раза меньше, чем у машин. Для тех. обслуживания много денег не понадобится. Он проходит по бездорожью там, где могут застрять автомобили в дождливых условиях, или мало места объехать какое-либо препятствие. Для сельской и дачной местности подходят мотоциклы эндуро, с коляской и классика, все зависит от того, для чего он нужен. Мы в этой статье расскажем подробнее о таких байках и надеемся это вам поможет в выборе и покупке мотоцикла для дачи и деревни.

ТОП-10 эндуро мотоциклов: лучшие модели для бездорожья и приключений

Photo by Timur Garifov on Unsplash

Основные характеристики мотоциклов для дачи и сельской местности

Для дачи и деревни нужен мотоцикл, который:

  • Проедет по разбитым дорогам и бездорожье.

  • Будет экономичным в эксплуатации.

  • Легко ремонтируется в полевых условиях.

  • Имеет высокий клиренс и мощную подвеску.

  • Простой в обслуживании.

  • Устойчивый на пересеченной местности.

Из основных характеристик мотоциклов для деревни и дачи можно выделить следующие:

  • Проходимость. Оптимальное значение клиренса должно быть 200-300 мм, чтобы не цепляться за кочки и ямы. Подвеску нужно длинноходную (ход более 200 мм), сглаживающую неровности грунтовок. А шины внедорожные или смешанные для хорошего сцепления с грязью и песком.

  • Параметры двигателя. Подойдет 4-тактный с воздушным охлаждением, который надежный и простой в ремонте. Объем в диапазоне 150-250 см³, для баланса мощности и экономичности.

  • Надежность и ремонтопригодность. В конструкции должно быть минимум электроники, чтобы можно было без проблем починить его в гараже. Запчасти должны быть доступными, а рама изготовлена из усиленной стали, для выдержки нагрузки и ударов.

  • Грузоподъемность и эргономика. Вес подбирайте в диапазоне 100-150 кг, чтобы было легко его передвигать. Для перевозки инструментов и урожая ищите байк с металлическим багажником с креплениями.

ТОП мотоциклов для дачи и сельской местности

Photo by Bayu Rivaldy on Unsplash

Собрали для вас список из 10 байков, подходящих для дачи и села (деревни):

  • ZID 200 Курьер – доступный и простой в эксплуатации. Это недорогой и практичный грузовой мопед, созданный для перевозки небольших грузов по деревне, дачным дорогам и грунтовкам. У него экономичный расход топлива и высокий клиренс, что позволяет ему ездить по бездорожью.

  • ИЖ Планета 5 – легенда советского времени, подходит для любых дорог. Это один из самых надежных и неприхотливых мотоциклов СССР, который до сих пор встречается на дорогах. Он легко тянет грузы и едет по бездорожью. Запчасти дешевые, конструкция простая (карбюратор, минимум электроники). Имеет высокий клиренс, длинноходную подвеску и неприхотлив к топливу.

  • CFMoto CF125 – легкий мотоцикл с хорошей проходимостью. Экономичный мотоцикл китайского производства с небольшим расходом топлива и удобным управлением. У него небольшая грузоподъемность и не самая прочная подвеска.

  • Bajaj Boxer 150 – экономичный и неприхотливый. Практичный и мотоцикл индийского производства, созданный для ежедневных поездок по плохим дорогам. Расход топлива у него один из самых экономичных среди всех мотоциклов. У него слабая подвеска – не подойдет для жесткого бездорожья, только для грунтовок.

  • Минск TRX 300i – мощный и надежный для бездорожья. У него мощный 300-кубовый двигатель (25 л.с.) – уверенно тянет в любых условиях. Установлена прочная рама и подвеска, ход которой 240 мм, отлично гасит кочки. У байка агрессивный дизайн в стиле кроссовых мотоциклов.

  • Lifan LF200GY-5 – идеален для проселочных дорог и отличный мотоцикл для пересеченной местности. Это классический эндуро-мотоцикл китайского производства. У него надежный 200-кубовый двигатель (15 л.с.) – хватает для грунтовок и легкого бездорожья. Он привлекает и низкой ценой – один из самых доступных эндуро в своем классе.

  • Motoland XR 250 – легкий кроссовый мотоцикл для дачи и леса. Он весит всего 110 кг, поэтому им легко управлять и вытаскивать из грязи. Высокий клиренс (300 мм) – уверенно преодолевает кочки и препятствия. У него доступная цена и он гораздо дешевле японских аналогов. Стоит резвый 250-кубовый двигатель (18–20 л.с.) с хорошей динамикой разгона.

  • SYM Wolf 125 – надежный мотоцикл для села. Это современный мотоцикл тайваньского производства. Он отлично подходит для поездок по деревне, грунтовкам и проселочным дорогам, а также для нечастых выездов на трассу. У него низкая стоимость обслуживания – дешевые запчасти, простой ремонт и экономичный расход топлива.

  • Geon TerraX 250 – высокая проходимость и простота в ремонте. Это мотоцикл китайского производства, созданный для езды по сложным грунтовкам, лесу и бездорожью. У него прочная рама и подвеска, хорошая тормозная динамика и высокий клиренс (280 мм).

  • Motoland XT 250 Enduro – мотоцикл на дачу и для легкого бездорожья. Этот китайский байк хорошо справляется с неровными дорогами за счет универсальной подвески и имеет хорошую тягу для грунтовок и подъемов. Он простой в ремонте с доступными запчастями.

Мы приложили ниже таблицу для сравнения моделей мотоциклов для дачи и сельской местности:

Модель

Мощность (л.с.)

Расход (л/100 км)

Грузоподъемность (кг)

Клиренс (мм)

Цена (тысяч руб., примерная)

ZID 200 Курьер

6-8

3-4

200

180

160-190

ИЖ Планета 5

18-20

5-7

150

150

90-130

CFMoto CF125

10

2.5-3

120

160

200-240

Bajaj Boxer 150

12

2.2-2.5

150

170

220-270

Минск TRX 300i

25

5-6

150

300

320-370

Lifan LF200GY-5

15

3-4

150

260

240-300

Motoland XR 250

18-20

4-5

120

300

270-320

SYM Wolf 125

10

2.5-3

150

160

210-260

Geon TerraX 250

19

4-5

150

280

300-350

Motoland XT 250 Enduro

19-21

4-5

150

260

290-340

Как выбрать мотоцикл для дачи и сельской местности

Photo by Kashif Afridi on Unsplash

Мотоцикл для дачи и сельской местности должен быть проходимым, надежным и неприхотливым.

Вот ключевые критерии его выбора и покупки:

  • Определите тип мотоцикла. Для грунтовок и бездорожья – эндуро/кроссовые; для асфальта и укатанных дорог – классические дорожные; для перевозки грузов – мотоциклы с коляской:

  • Детально разберите основные технические характеристики понравившихся вам моделей байков (клиренс, двигатель, объем двигателя, расход топлива, вес) и подумайте какой вариант для вас станет оптимальным.

  • При покупке нового мотоцикла обратите внимание на наличие сервисного центра в вашем регионе и гарантии.

Проверка мотоцикла перед покупкой – ответственный этап, который поможет избежать скрытых проблем.

Вот пошаговая инструкция:

1. Проверка документов.

  • Убедитесь, что ПТС оригинальный, VIN-номер на раме и двигателе совпадает с указанным в ПТС.

  • Продавец должен быть владельцем. Если мотоцикл перепродают, запросите договор купли-продажи от предыдущего хозяина.

  • Проверьте на сайте ГИБДД залог/арест. .

  • Страховка и ТО. Актуальная страховка и отметки о техническом обслуживании.

2. Внешний осмотр.

  • Рама. Ищите следы сварки, коррозию, трещины.

  • Обвесы и краска. Неравномерный цвет или свежая покраска могут скрывать аварийные повреждения.

  • Колесные диски. Деформации, трещины, «восьмерки».

  • Шины. Глубина протектора (минимум 1.6 мм), трещины.

  • Цепь и звезды. Звезды не должны быть «заточены» в форму крючков. Цепь без ржавчины, с правильным натяжением.

3. Техническая проверка.

  • Двигатель. Запустите холодный двигатель. Сложный старт, посторонние звуки (стук, свист) – тревожные признаки. Проверьте выхлоп: сизый дым (горит масло), белый (проблемы с охлаждением), черный (неполное сгорание топлива). Осмотрите мотоцикл на подтеки масла под двигателем и вокруг прокладок.

  • Тормоза. Толщина дисков (менее 3–4 мм – износ). Колодки: Минимальная толщина – 2–3 мм. Проверьте уровень тормозной жидкости.

  • Электрика. Включите все фары, поворотники, стоп-сигналы. Проверьте работу и состояние аккумулятора, приборной панели и датчиков.

4. Тест-драйв.

  • Разгон и торможение. Двигатель должен работать ровно. Тормоза – без вибраций и скрипов.

  • Коробка передач. Переключения должны быть плавными, без хруста.

  • Руль и подвеска. На скорости 40–60 км/ч отпустите руль – мотоцикл не должен уводить в сторону.

Настройка мотоцикла для поездок по бездорожью

Photo by Angry._.Kat on Unsplash

Настройка мотоцикла для бездорожья зависит от типа байка (эндуро, кросс, мотард, туристический) и условий эксплуатации. Однако есть общие рекомендации, которые помогут сделать мотоцикл более пригодным для грязи, песка, камней и других внедорожных условий.

О них мы и расскажем:

1. Подвеска. Бездорожье требует более мягкой и адаптивной подвески, чем асфальт. Настройки подвески для бездорожья:

  • Преднатяжение – 90–110 мм (для эндуро) или 25–35% от хода подвески.

  • Сжатие уменьшить (для лучшей работы на неровностях).

  • Отбой замедлить, чтобы подвеска не отстреливала после кочек.

2. Колеса и шины. Выбор покрышек выбирается от того, где именно планируется езда:

  • Грязь/глина – агрессивный протектор с высокими грунтозацепами (например, Michelin Anakee Wild).

  • Песок – шины с широкими лопатками (Pirelli Scorpion Rally).

  • Камень/гравий – протектор с жесткими блоками (Bridgestone Battlax AX41).

Дополнительно можно снизить давление (1,0–1,4 атм для песка, 1,4–1,8 атм для камней), установить губки внутри колеса (предотвращает проколы).

3. Защита мотоцикла. При езде по бездорожью не обойтись без падения и ударов. Минимальный набор защиты, который желательно установить:

  • Краш-бары – спасают двигатель и раму.

  • Скобы для ног (защита картера).

  • Защита радиатора (если он есть).

  • Защита рычагов (гибкие или с шарнирами).

4. Тормоза. Их можно обезопасить следующим:

  • Заменой тормозных колодок на более агрессивные

  • Ослабить задний тормоз, чтобы не блокировать колесо на скользкой поверхности.

5. Двигатель и выхлоп. Здесь применимо следующее:

  • Воздушный фильтр – установка масляного фильтра (например, K & N + предварительный фильтр).

  • Защита выхлопа (например, термопленка или кейдж).

Плюсы и минусы мотоциклов для дачи и сельской местности

Photo by Peter Schad on Unsplash

Из преимуществ таких байков можно выделить следующее:

  • Проходимость. Он легче чем автомобиль и можно проехать по разбитым дорогам, грунтовкам и лесным тропам.

  • Экономичность. Расход топлива меньше, чем у внедорожников.

  • Маневренность. Можно проехать там, где машина не пролезет.

  • Простота ремонта. Большинство моделей можно чинить без специального оборудования.

  • Низкие затраты на обслуживание.

  • Не требует гаража и можно хранить под навесом.

Теперь расскажем о недостатках:

  • Ограниченная грузоподъемность. Даже с прицепом перевезти стройматериалы или мешки гораздо сложнее чем на машине.

  • Травмоопасность. Падения на бездорожье случаются чаще, чем в городе.

  • Дискомфорт при длительных поездках – тряска, ветер, пыль.

  • Сезонность. Зимой эксплуатация затруднена (если нет шипованной резины).

Выбор мотоцикла для сельской местности или дачи зависит от основных задач: перевозка грузов, проходимость, экономичность и комфорт. Но все же оптимальным вариантом станет байк типа эндуро. Регулярное обслуживание продлит срок службы байка и спасет от внезапных поломок вдали от сервисов. Установите крылья-удлинители, сделав защиту от грязи двигателя.

При поездке в дождливую погоду обрабатывайте электроразъемы водоотталкивающей смазкой. После поездок по грязи обязательно мойте мотоцикл – особенно цепь, тормоза и радиатор. Храните байк в сухом месте, защищайте от коррозии. Не игнорируйте стуки и течи – ремонтируйте сразу. Если мотоцикл используется редко, хотя бы раз в месяц заводите его и прогревайте 5–10 минут. Соблюдая эти правила, ваш мотоцикл прослужит намного дольше, даже в жестких сельских условиях.

ТОП-7 отечественных мотоциклов: надежные модели от «Урала» до «Минска»

ТОП-5 туристических мотоциклов для дальних поездок: комфорт, выносливость и надежность