9 мин.

Легенды в Монте-Карло

Серьезные гонки проходят в Монако только раз в год, однако организаторы Гран-при начинают радовать зрителей задолго до приезда «Формулы-1». Фоторепортаж о соревнованиях исторических автомобилей на легендарной городской трассе – в блоге «О гонках и не только».

Монако – карликовое государство на побережье Средиземного моря, воплощение мечты о «сладкой жизни» и место, куда хотел бы попасть каждый поклонник автоспорта, чтобы своими ногами пройти по улочкам княжества, превращающимся в дни гонок в захватывающую дух трассу.

Неудивительно, что я не смог упустить появившийся шанс оказаться на французской Ривьере. Пять с половиной часов от Парижа до Ниццы на скоростном поезде TGV, достигающем потрясающей скорости в 300 км/час, а потом 20 минут на электричке от Ниццы, и вот уже мы на прорубленном в скале вокзале Монако, немного напоминающем станцию метро.

            

Хотя до гонки было еще две недели, видно, что все вокруг живет автоcпортом – чего стоит хотя бы такая табличка на выходе из электрички:

                

Не успеваю я оказаться на улицах Монако, как слышу пронзающий утренний воздух рев моторов, а ко мне подбегает шустрый торговец с предложением купить за 10 евро программку гонок исторических автомобилей – как я мог забыть, за две недели до Гран-при в Монте-Карло всегда проходят такие гонки! Трасса та же самая, что и во время заездов «Ф-1», а билеты стоят смешные 20 евро на человека (в воскресенье мне пришлось бы уплатить 35 евро, но и это не столь дорого) – вот так я и оказался на трибуне К8, расположенной между поворотами Tabac и Piscine.

               

В субботу, как и в «королеве автоспорта», в гонках ретроавтомобилей проводятся квалификационные заезды, при этом всех участников разбивают на несколько серий. Из-за ограниченного времени пребывания мне удалось посмотреть только на серии С и D – спортивные автомобили, годом постройки до 1953-го, и болиды «Формулы-1» эпохи 1961-1965 годов, той самой «Формулы» c объемом двигателя всего в 1,5 литра. А ведь счастливчикам, в чьем распоряжении – в отличие от меня – был весь день, удалось посмотреть и на серию Е – болиды «Ф-1» 1966-1972 годов постройки и на серию F – 1973-1978 годов. Но я не в обиде – где еще увидишь такую «Гордини» T23 S, за рулем которой в Ле-Мане 60 лет назад выступал Роберт Мэнзон. 

              

  

На второй фотографии «Астон Мартин» DB3 (№76), на котором Лэнс Маклин участвовал в «24 часах Ле-Мана», «12 часах Себринга» и «Милле Милья» 1952-1953 годов, а позади несется «Феррари» 166M, блиставшая в суточных марафонах в Ле-Мане и Спа. 

              

Редчайший «Фрэйзер Нэш» – таких машин было выпущено всего пять, а модель, которую вы видите на фотографии, заняла третье место в «24 часах Ле-Мана» 1949 года! 

             

 И еще один  «Фрэйзер Нэш» – Le Mans Replica Mk2.

               

 Маршалы за работой – все серьезно, как и должно быть на гонках.

После окончания 20-минутной сессии самое время прогуляться в перерывах между заездами – я направился в сторону туннеля и даже сфотографировался на фоне барьера из шин, крепость которого в прошлом году испытал на себе Серхио Перес. 

Но местные жандармы были иного мнения о моих намерениях прогуляться вдоль трассы, пусть и за забором – на смеси французского и английского языков они объяснили, что с моим билетиком можно гулять только в специально отведенной секции, которая располагалась как раз между тем самым барьером и плавательным бассейном. Стоит заметить прекрасную организацию работы со стороны всех служб, обеспечивающих проведение соревнований – вежливые и быстрые билетеры, четко контролирующие любой шаг в сторону жандармы, удобное расположение выходов с трибун, позволяющее избежать давки, и слаженную работу маршалов и медицинских служб.

А пока делать было нечего – до туннеля дайти не дали – я решил прогуляться по городу, а заодно и купил себе в местном магазине модель «Феррари» 126CK в масштабе 1:43, конечно под номером 27. Восторженный тон продавщицы, которая с горящими глазами говорила мне, что это последняя моделька, и я сделал потрясающий выбор, потому что “C’est Villeneuve!”, передать невозможно! Кстати, объясните мне, почему в магазине, расположенном в Монте-Карло, я сэкономил на покупке модели 500 рублей по сравнению с теми ценами, которые видел в Москве?!

Час пролетел незаметно, и я вновь занял свое место на трибуне К8, чтобы полюбоваться на болиды «Формулы-1» 1961-1965 годов постройки. Сначала я попробовал посидеть на месте, но потом решил, что это слишком по отношению к той истории, к которой я прикоснулся, и уже наблюдал за заездами стоя до окончания сессии… 

«Купер» T53.

 «Лотус» 18, на котором в 1961-м Генри Тейлор не прошел квалификацию.

              

               

«Лотус» 25 – за рулем именно этой машины Джим Кларк стал 8-м в Монако в 1963-м году, а Питер Эранделл поднялся на подиум год спустя.

 «АТС» 100 – Джанкарло Багетти проехал на этой машине 5 гонок в 1963-м.

               

«Лотус»24 (№11), а позади «Де Томазо» (№28).

Еще один «Лотус» 24 – 50 лет назад за рулем такого болида к своим первым победам шел «летучий шотландец» Джим Кларк.

«Феррари» 1512 – в 1965-м славу этой машины ковали Джон Сертиз и Лоренцо Бандини, а сейчас она летит прямо передо мной.

            

«Купер» T66 – Йо Боннье стал пятым именно на этом болиде на Гран-при Монако 1964 года.

            

 «БРМ» 64.

                    

«Лотус»18 (№7) – в 1961-м на нем выступал один из самых недооцененных гонщиков эпохи – Мастен Грегори.

             

Забавный желтый автомобильчик – «Эмерисон», на котором Оливье Жендебьен не смог пройти квалификацию в Монако в 1961-м.

              

«Купер» T71 – невзрачный болид? Для кого как – за его рулем в 1964-м выступал двукратный чемпион мира Грэм Хилл.

«Брэбэм» BT14 – одно из первых творений сэра Джека Брэбэма на посту руководителя собственной команды.

«Лотус» 24 на фоне вида с трибуны на гавань Монте-Карло.

Подошли к концу заезды, пришло время и мне отправляться на вокзал – по пути я прошел мимо церквушки, расположенной на площади совсем рядом с поворотом Ste Devote и автомобильного клуба Монако:

                    

Частенько можно было встретить серийные «Феррари» с откидной крышей – типичный атрибут жизни миллионеров в княжестве: 

                

А с Монако-вилль открывается живописный вид на бухту, правда до княжеского дворца в этот раз я так и не дошел: 

                         

До поезда оставалось совсем немного, хватило оставшихся мгновений как раз на то, чтобы помахать этому райскому местечку на побережье Средиземного моря с надеждой когда-нибудь вновь вернуться сюда – может быть, уже на настоящую «Формулу-1»…