Идеальные аргументы. Разбор лучших эпизодов Гран-при США
Признаться, до последнего не верилось, что когда-нибудь в сознательном возрасте доведется написать: Герман Тильке постарался на славу при создании автодрома «королевского класса». Однако «Трасса Америк» и в самом деле получилась на загляденье. Без лишней помпы, заменяющей реальные вызовы пилотам, и с секторами различных профилей, не позволяющих проходить дистанцию в единой манере. Извилистый начальный отрезок с ритмичной «змейкой» и идеальным для атаки первым поворотом. Более упрощенный второй, куда входила длинная прямая, предусмотренная для слип-стримов. И, наконец, требовательная к торможениям заключительная часть, где с развитием действа мог бы до предела закрутить пружину интриги износ резины.
Увы, шинники «Пирелли» перестраховались сверх меры: консервативные «хард» и «медиум» на неприкатанной трассе наверняка позволили бы всю дистанцию пройти без пит-стопов, не требуй остановок регламент. Тем не менее даже в таких «резинных» условиях пилотам было над чем попотеть, а болельщикам — чем насладиться.
Чем, скажем, не заслужил комплиментов Дженсон Баттон? После страдальческой квалификации, где британец безуспешно насиловал педаль газа, он стремился провести Гран-при с позиции силы. И, на наш взгляд, преуспел, поскольку обнаружил плацдарм для атаки не только в предсказуемом первом, но и в менее очевидных 12-м и 16-м виражах.
Наступление делает островитянину честь еще и потому, что DRS на названных участках не применялся. Следовательно, шансов отстоять позицию у Ромена Грожана или Михаэля Шумахера было предостаточно. Отдельно отметим разборку на 22-м круге, где Дженсон последовательно и Серхио Переса.
Не испугавшись контакта с бразильцем, пилот «Макларена» продавил соперника, здорово отработав завершающую часть маневра. А затем на волне успеха оставил позади еще и мексиканца. К слову, разумная бескомпромиссность Дженсона вышла в топ гонки еще раз на ее излете, когда перед «серебряным» спасовал «Лотус» Кими Райкконена. На 46-м круге Баттон атаковал финна с помощью DRS, но чисто маневр не завершил — пришлось идти в контактную борьбу для сохранения приоритета при дальнейшем разгоне. Англичанин разрулил ситуацию образцово, хотя как до атаки, так и во время оной не мог использовать KERS на полную катушку.
Впрочем, по итогам Гран-при претензии к Айсмену предъявлять несправедливо. Автоспортивный лидер Финляндии стал автором самого эстетически совершенного обгона уик-энда, когда боролся за пятую позицию с Нико Хюлькенбергом.
Почему-то многие этот маневр недооценили, хотя финн наглядно объяснил миру, что до сих пор грамотный выбор позиции и чуткость к тонко настроенной машине могут приносить не меньше пользы, нежели всякие DRS-прибамбасы.
Постоянным давлением при подходе к первому виражу Кими спровоцировал немца взять чуть шире при заходе на апекс, тогда как сам нырнул по внутреннему радиусу в неочевидную, но вполне себе возможную лазейку. Затем Райкконен в темп вырулил из поворота, словно не обратив внимания на минимум пространства между болидами. А напоследок юркнул перед «Форс-Индией» в связку скоростных виражей с очевидным позиционным преимуществом, не соскоблив даже миллиметр краски с болида соперника. Честное слово, если бы Нико испортил момент неловким движением, его следовало бы линчевать…
Однако вместо суровой расправы сделаем реверанс в его сторону. Ведь Хюлькенберг порадовал публику попытками ведения осмысленной защиты, к чему на новой трассе середняки и аутсайдеры прибегают крайне редко. У них либо срабатывает инстинкт самосохранения Грожана («не попал в аварию, хоть и пытался»), после чего преследователь почти не ощущает сопротивления при обгоне, либо прорезается неистовство Шумахера.
Что это за зверь такой? Взгляните на блокировку, сотворенную Красным Бароном на 10-м круге. Ветеран на грани фола вытеснял Дженсона Баттона к выезду с пит-лейн, точь-в-точь как два года назад проделал это с Рубенсом Баррикелло на «Хунгароринге». Британцу нынче повезло больше бразильца, однако сама суть маневра и реакция на него болельщиков не изменилась…
Так вот, некоторые экспрессивные середняки и аутсайдеры порой схожим образом бросают свои болиды в сторону соперников в экстремальных ситуациях. И тем приятнее, что Хюлькенберг в воскресенье своим поведением если не положил начало новой тенденции, то хотя бы повысил среднестатистическое общественное мнение о пилотах своей когорты. Читая маневры «Уильямса» как открытую книгу, он спокойно отводил угрозу, действуя наименее энергозатратным методом. Примечательно, что Нико не заражался поспешностью Мальдонадо или импульсивностью Сенны — наоборот, именно немец заставлял соперников подстраиваться под себя.
Гроссмейстерским терпением на всем протяжении гонки козырял и Фелипе Масса, для которого этап в Остине стал едва ли не лучшим в году. С 30-го по 40-й круги он терпеливо участвовал в «санта-барбаре» с Кими Райкконеном в главной роли. Покрутившись перед камерами то так, то эдак, пара наконец взялась выяснять отношения — и аргументы бразильца оказались на порядок убедительнее.
Рискнем предположить, что уверенности бразильцу придал начальный отрезок гонки, когда в зоне DRS он обнаружил в запасниках «Феррари» солидный дополнительный ресурс при атаках (обратите внимание на обгон Хюлькенберга в 12-м повороте на 16-м круге). Отсюда и планомерное подведение Айсмена к пораженческой черте. К слову, не стоит недооценивать значимость дополнительных «обгонных» устройств в Остине. При грамотном их использовании к боевой карме пилотов добавлялось немало плюсов. Собственно, справедливо и обратное утверждение — оцените хотя бы на потуги Марка Уэббера. Как шутили после финиша английские журналисты, KERS на машине австралийца и участие Великобритании в песенном конкурсе Евровидение с каждым днем обретают все больше общего. Например, люди уже перестали удивляться, когда что-то идет не так…
Наконец, давайте разберемся, к какому типу участников Гран-при — героям или злодеям — относить Нараина Картикеяна. В том, что он помешал Себастьяну Феттелю перед определившей победителя борьбой на 42-м круге сомнений нет, поскольку падение темпа чемпиона мира на первом отрезке связано именно с этим. Но были ли варианты у индийца поступить иначе? На наш взгляд, претензии немца к маневрам аутсайдера неуместны. Ведь сама по себе нынешняя модель «ХРТ» настолько неповоротлива, что сбавление скорости в ритмичной змейке могло привести к непоправимым — в том числе и для Феттеля последствиям. Ведь плавное замедление при синих флагах превращало бы машину Картикеяна в передвижную шикану, нос которой внезапно могло увести в сторону траектории «Ред Булл». Тогда как резкое торможение не исключало, скажем, разворота — прецедентов по ходу сезона было предостаточно. Так что открыть перед Себом дорогу на медленном участке трассы минимизировало риски. А это ли не главное для гонщика, устраняющегося от коллеги, ведущего борьбу за титул?
Техасская дуэль. Как Хэмилтон выиграл Гран-при США
----------------
читала бы и читала :))
Я тоже как то стены там не увидел и чтобы места не оставил тоже
Фил красавец :)
По поводу «..мог ли Картикеян поступить иначе..» - Нараин в интервью Auto und Motor Sport сказал,что Уайтинг на брифинге пилотов проинструктировал гонщиков медленных команд пропускать быстрые машины на первом секторе - именно в медленном 8-ом повороте.