7 мин.

Хистерия

Едва в ноябре ФИА опубликовала список участников в чемпионате мира, как вопрос «какого черта там делает «Хиспания»?» в непроизвольном синхроне сорвался с языков миллионов болельщиков по всей планете. Коллектив, едва наскребший денег, чтобы оплатить логистику осенних этапов прошлого розыгрыша (о серьезном развитии машины испанцы не заикались уже на экваторе первенства), вновь заявлялся на старт. Причем без какого-либо смущения, хотя новый состязательный год подразумевал увеличение количества этапов и очередную техническую революцию при разработках. Одновременно «Хиспания» устраивала торги местами в кокпите, превратив офис в сезонный рынок (нет, ну правда, кого, кроме «овощей» вы там видели в списке кандидатов?), а заодно обещала в кратчайшие сроки найти партнеров для разработки модели-2011.

Именно последнее заявление, иначе как беспардонным обманом не называющееся, заставило терпение автора этих строк выйти из берегов. Право слово, во всем цивилизованном мире сегодня вряд ли найдется производитель, который вступит в кооперацию с испанской конюшней после историй с «Далларой». Единожды солгав и финансово не компенсировав использование чужой интеллектуальной собственности, пиренейцы уронили свою репутацию ниже плинтуса. Скудость же золотого запаса, лишившая команду даже гипотетического шанса улучшить базисные наработки, поставила под сомнение всяческие дальнейшие варианты сотрудничества с поставщиками. Кому угодно, чтобы их бренд ассоциировался с колымагой, мерно плетущейся в хвосте пелотона и попадающей в кадр только после аварий? То, как зимой категорично отказалась от прошлогодних обязательств «Тойота», лишь подтвердило общий тренд — в наше время даже у братьев Райт или Монгольфье шансов собрать конкурентоспособный болид из подручных материалов было бы больше, нежели у испанцев, обладавших моделью-2010. Последняя, к слову, в нормальных условиях далеко не всегда преодолевала бы барьер 107 процентов, а значит в сезоне-2011 теряла в себе смысл как таковой.

Тем не менее, испанцы укорачивать язык не собирались и продолжили блефовать. Для чего вовлекли в информационную канитель британскую корпорацию Formtech Composites, которая поставляет материалы «Лотусу», «Рено» и «Торо Россо». Главой компании, кстати, обладающей правами на все наработки «Эрроуза», является бывший директор «Супер Агури» Марк Престон, который не прочь вернуться в автоспортивную элиту. А потому за небольшую плату и перспективу карьерного роста готов пуститься в любую авантюру. «Formtech прекрасно подошел бы «Хиспании» для предоставления всех необходимых ресурсов», — заявил специалист, чем разделил общество любителей «Ф-1» на два лагеря. Первые помирали со смеху, вторые насылали на него луч гнева. Причем в обоих случаях причиной реакции послужила перспектива вновь увидеть на трассе «Эрроуз» А23 образца 2002 года. И сравнение с «Супер Агури», построенной в 2006-м за 100 дней, здесь нисколько не уместно. Тогда Сузуки-сан имел технический базис и поддержку всех команд пелотона для того, чтобы создать сколько-нибудь конкурентоспособную машину. Сейчас же «Хиспании» предстоит все ваять с чистого листа, без каких-либо наработок (проект-2010 провалился) и содействия компаньонов. Прошлогоднее шасси, коробка передач от «Уильямса», двигатель «Косуорт», отказ от KERS, экзотические персонажи, больше напоминающие человечков из конструктора «Лего», за рулем — прямо набор «юный конструктор» получается! Собери вручную, обработай напильником, храни во время тестовых недель в теплом и сухом месте — и в марте 2011-го даже сможешь дотолкать машину к старту… «Новая машина отличается от прошлогодней. Мы ее доработали и усовершенствовали. Задняя часть выполнена в стиле «Уильямса», где используется их гидравлика и двигатель «Косуорт», — намедни гордо заявил глава коллектива Колин Коллес. И получил от болельщиков целый список потенциальных «апдейтов» для передка: дворники на визор, купюроприемник на входе в кокпит, стереосистему вдоль переднего антикрыла…

Казалось бы, привлечение финансовых вливаний извне могло бы спасти дружину от краха и позора. Но, говоря словами незабвенного политика, «где возьмешь»? Автономных сообществ в Испании не так уж много — на все виды спорта точно не напасешься. А после прошлогодних проколов Хосе Карабанте с долговой полицией плюс обмана правительства Мурсии (финансовую поддержку «отбили» миниатюрным логотипом на машине) и желающих в руководящих кругах «префектур» особо нет. Добрых арабских миллионеров или мексиканских телемагнатов разбирают футбольные клубы и автоспортивные дружины с более вменяемыми руководителями и планами развития. Да и кто позарится на проект Карабанте, который по сей день должен партнеру по бизнесу 50 млн евро.

Изыскивать средства необходимо с помощью альтернативных источников. Один из них пиренейцы уже пробуют разработать, стремясь привлечь рента-драйверов. Впрочем, и здесь их шараханья ничего, кроме язвительности и скепсиса не вызывают. В 2010-м аналогичный бизнес-план рухнул после того, как Карун Чандок оказался некредитоспособен — из планировавшихся к выплатам 8 млн долларов он принес в конюшню только два. Теперь за руль зовут его соотечественника Нараина Картикеяна в надежде на рупии компании «Тата». Но парадокс заключается в том, что «самый быстрый индиец на планете», равно как и его предшественник, отнюдь не гарантирует постоянный приток средств. Траншевая система — все равно, что договор подряда: внес сумму — сидишь за рулем, не увидел перспектив и зажал копеечку — сушишь сухари. Думается, именно по этой схеме действовал «суппорт» Чандока, осознавший к середине сезона нецелесообразность трат и заморозивший выплаты. А потому намерение «Хиспании» судиться с Каруном вряд ли принесет команде дивиденды. Что же до Картикеяна, то здесь просто любопытно, насколько хватит терпения у индусов бросать деньги на ветер.

К слову, история с выходом из ФОТА — еще одна истерическая выходка боссов «Хиспании» — по версии нескольких европейских инсайдеров корнями уходит в материальную плоскость. По крайней мере, ваш покорный слуга при переписках с коллегами из Старого света уже несколько раз сталкивался с исключительно финансовой интерпретацией конфликта. Мол, при переговорах о членстве в ассоциации на сезон-2011 испанцы под предлогом поддержки новых команд всячески пытались выбить для себя (и, возможно, для «Лотуса» с «Верджином») всяческие преференции. Здесь и бонусные выплаты от трансляций, и перераспределение общих рекламных потоков (пусть даже разовое) — и, как апофеоз, плата за участие в жизни ФОТА как таковой. То есть разок кладешь денежку в банк, а потом в течение 11 месяцев перманентно сам запускаешь туда лапу. Как касса взаимопомощи в СССР, только на постоянной основе. В ассоциации, разумеется, на эти требования только покрутили пальцем у виска. «Хиспания» же пригрозила ультимативным выходом из коалиции. Что из этого получилось, можно видеть из новостной ленты последних дней… Правдоподобность версии, конечно, вызывает определенные сомнения. Но то, что господин Коллес путается в показаниях, то отрицая неуплату заявочного взноса, то говоря о выходе из ФОТА до того, как «дэдлайн» был просрочен, намекает — не только в 100 тысячах евро дело. О перегибании палки со стороны команды говорит и резкая реакция в адрес команды, последовавшая со стороны ФОТА: там дали ясно понять, что на компромиссы не пойдут, равно как не спишут долг за членство в ассоциации прошлого года. И это притом, что недавние «терки» с «Ред Булл» по вопросу превышения бюджетного потолка, а также разногласия с «Мерседесом» по моторным вопросам грозили пошатнуть устои организации. В ФОТА явно дали понять: из-за отхода от дел «Хиспании» целостность точно не пострадает.

Окончательно же превратило мозг в руины заявление членов конюшни об активном труде над новым болидом. «Хиспания» усиленно работает над тем, чтобы автомобили были готовы к первой сессии тестов. Мы хотим быть надежными настолько, насколько это возможно, и финишировать в как можно большем количестве гонок», — оптимистично рассуждал в прессе Картикеян, не давая себе труда даже немного проанализировать истинное положение вещей. Кто, кроме Джеффри Уиллиса нынче в коллективе способен хотя бы композиционно расположить детали болида так, чтобы железная коробка (так понимаю, именно это сочетание скрывается за загадочным оборотом «промежуточная модель 2010 года») сдвинулась с места? Кто способен выжать из нее какую-то скорость? Если вновь судить по словам Картикеяна, то это, разумеется, он. Но мы-то с вами помним, что в 2011 году результаты среди пилотов «Ф-1» на PlayStation все еще не пойдут в зачет чемпионата мира. А чемпионство в игре «камень — ножницы — бумага» — еще не повод требовать место повыше на стартовой решетке после квалификации. Особенно, если по примеру Шелдона Купера, обыгрывать всех, используя в дополнение к трио знаков всепобеждающего Спока… Наконец, кто и за чей счет будет совершенствовать кар, чтобы он догромыхал до финиша первенства? Ведь даже пригласив самого состоятельного из рента-драйверов (Фаузи, Лиуцци, Вальсекки), команда не выйдет в кредитный плюс. И уж тем более не начнет находить сотые и тысячные секунды на трассе. На эти вопросы «Хиспания» пока не дает ответа. Зато готовит очередные громкие заявление относительно конфликта с ФОТА, судов с Картикеяном и кастинга на роль второго пилота…