6 мин.

Американский пирог

Непосредственно гонками в Штатах искушенного любителя автоспорта не удивить. Фанаты со стажем, окунувшись в ностальгические воспоминания, легко прочитают любому желающему лекцию о временных городских трассах, украшавших улицы Лонг-Бич, Лас-Вегаса, Детройта, Финикса. Особо дотошные вплетут в историю упоминание о разовых экспериментах в Далласе или Себринге, а также непременно расскажут о растянутых во времени и пространстве хождениях вокруг Риверсайда. Наконец, даже самые юные зрители хотя бы краем уха слышали об Индианаполисе и шинном скандале-2005. Так что выставлять этап в Остине эдаким открытием Нового света вроде как некорректно. Однако некоторые пиарщики упорно стоят на своем, подводя под посыл следующую мотивировку: в Техасе публика увидит то, чего была лишена последние три десятка лет. То бишь гонку в США на специально спроектированной современной трассе, чего в регионе не видали со времен «Уоткинс-Глен».

В качестве доказательств приводятся два ключевых утверждения:

1) трассу будет проектировать сам Герман Тильке по канонам классических треков;

2) на строительство уйдет более 250 млн долларов, что позволит воплотить в жизнь самые яркие задумки архитектора.

Это парадокс, но вместо душевного успокоения тезисы, лежащие в основании будущей гордости Штатов, вызывают тревогу. Взять хотя бы профиль трассы. Уже сегодня мы знаем, что немецкому креативщику заказана скоростная петля в классическом стиле с высокотехничными поворотами и требовательным к тонкому пилотажу торможением. В качестве потенциальных примеров называются «Спа», «Сильверстоун» и «Хоккенхаймринг». Вас ничего не смущает? Вспоминая последние опыты придворного зодчего «Ф-1», типа пресной «Валенсии» или каруселеобразной «Яс-Марины», совсем не верится, что у Тильке еще остался порох в пороховницах соорудить что-то внятное под американский заказ. Логичнее ожидать какой-нибудь вытянутой в пространстве петли (по предварительным подсчетам, дистанция трека составит более трех миль) с широченной длинной прямой, парой связок «правый-левый» ради поддержания спортсменов в тонусе да единственным местом для обгона — скрытым в середине многочисленных мелких виражей поворотом с солидной зоной безопасности вокруг. Риск ошибиться в прогнозе не так уж и высок, если учесть, что на трассу в ОАЭ и Испании выделялись куда большие средства да и внимание к строительству со стороны организаторов было куда более пристальным.

Кстати, о деньгах. Намедни с гордостью было объявлено, что основные расходы на строительство возьмут на себя частные инвесторы, тогда как городская мэрия в лице главы города Рика Перри лишь обязалась ежегодно выделять 25 млн долларов на покрытие затрат непосредственно уик-энда. Вроде все замечательно и логично, не правда ли? Но не накроется ли проект медным тазом, если учесть, что Большой Берни всенепременно попробует запустить руки в карманы этих самых «частных инвесторов»? Ведь американский рынок многие годы был интересен мистеру Экклстоуну исключительно с точки зрения увеличения прибыли, а уж потом всех этих пафосных речей о популяризации автоспорта и вселенской глобализации «Формулы-1». Тогда как дыры в бюджете собственными силами местные меценаты при таком подходе далеко не факт что залатают – мировой финансовый кризис еще не минул, знаете ли... Есть, конечно, надежда на поддержку правительства США. Но, положа руку на сердце, скажите: верите ли вы в то, что американские управленцы рискнут влезть в такую авантюру, особенно в свете того, что сам Гран-при США уже не раз и не два доказывал собственную убыточность, а расходная смета в четверть миллиарда долларов — лишь приблизительна, и наверняка будет расти! 10 лет – срок, конечно, солидный для возврата вложений. Но ведь и степень риска отнюдь не мала... К примеру, проамериканский проект US F1, стоивший в разы дешевле, но по пиару на автоспортивном рынке имевший схожую отдачу, приказал долго жить как раз из-за равнодушия инвесторов. Поначалу инициативность Чеда Херли была встречена на «ура» его партнерами по бизнесу, однако уже через полгода парни из американской команды стали производить и продавать тостеры, чтобы хоть как-то обеспечить себе зарплату. На солидную же финансовую компенсацию затрат за счет зрителей рассчитывать вовсе не стоит. Позволим себе процитировать Фрэнка Нэйшна, с 2000 по 2007 годы входившего в директорат трассы «Индианаполис»: «В некоторые годы нам удавалось собирать по-настоящему огромные толпы зрителей. С точки зрения болельщиков, это был успех. Но в конце дня, подсчитывая прибыль, понимали, что и близко не делаем бизнес». Хороша перспектива, не правда ли? Особенно на фоне того, что зрительский интерес даже в таких «проформульных» странах Европы как Германия, Испания, Италия к гонкам падает. О чем недвусмысленно говорят полупустые трибуны в пятницу и субботу, а также лакуны, что выхватывают камеры в день Гран-при.

Впрочем, относительно последнего аспекта промоутеры бьют себя копытом в грудь, обещая аншлаги едва ли не каждый божий год с 2012-го по 2021-й. И это, пожалуй, единственный аспект, в котором сомневаться не приходится. Ведь в столице Техаса уже давно истосковались по большому спорту, поскольку в 15-м по величине городе США (с населением чуть больше 750 тысяч человек) нет команды, задействованной в какой-либо из профессиональных лиг. Так что народ повалит валом — не только из местных, но и из числа безумных спортивных фанатов региона. Типа тех, что зимой установили рекорд посещаемости «Матча всех звезд» НБА, когда на стадион команды НФЛ «Даллас Ковбойз» пришли 108 713 зрителей.

Реклама 18+

«Остин идеально подходит для «Формулы-1» как географически, так и финансово. Кроме того, здесь яркая ночная и музыкальная жизнь», — уверен представитель промоутерской компании Таво Хеллмунд, подтверждая слова многочисленными выдержками с бурлящих интернет-форумов. Там сотни людей уже сегодня готовы сорваться с насиженным мест, чтобы наведаться в один из самых бурно развивающихся городов Штатов. Плюс Хеллмунд рассчитывает сыграть на выгодном географическом и репутационном положении города. В плане места Остин находится на своеобразном перекрестке: между Канадой и США, между Северной, Южной и центральной Америкой, в окружении (радиус — 150 миль) десяти крупнейших рынков Штатов. В плане репутации — является апологетом сферы «хай-тек» в стране. Правда, скептики, выслушивая аргументы, ехидно улыбаются и кивают на аксиому, затертую до дыр финансистами-аналитиками. Оная, встречающаяся едва ли не в каждой статье, посвященной целесообразности проведения open wheel гонок в Штатах, гласит: «Состязание может рассчитывать на долгую жизнь и успех только в том случае, если проводится в окрестностях Нью-Йорка или на просторах Калифорнии — в непосредственной близости от ареала обитания поклонников европейских машин или больших старосветских сообществ, типа итальянской коммьюнити». Устоявшийся стереотип сломать не так-то просто. Тем интереснее будет наблюдать за промо-потугами организаторов остингского этапа. Особенно в свете того, что в Техасе серии-конкуренты, популярные среди местного населения, представлены довольно богато: гонки NASCAR Sprint Cup, Nationwide Series, Camping World Truck Series плюс этап «Индикара» на автодроме «Техас Мотор Спидвей».

Не забудем и еще один аспект, который может всерьез повлиять на популярность этапа в Штатах. Стоит планам Луки ди Монтеземоло воплотиться в жизнь (речь о дочерней команде «Феррари» в сезоне-2011 на базе американской конюшни), как брендовая составляющая всей остинской концессии может подскочить в цене. Ведь доработанный вариант US F1 на платформе великой итальянской конюшни — сама по себе отличная приманка для зрителей. Да и Пэрис Маллинз, в свое время пытавшийся спасти от позора Питера Уиндзора, знает толк в приготовлении качественного промо-продукта. Так что направить вектор зрительского внимания в Остин у организаторов есть все шансы. Вот только удастся ли удержать его в Техасе на протяжении хотя бы нескольких сезонов, не говоря уже о десятилетии?