4 мин.

Красота по-испански

Последние 12 сезонов единственным настоящим городским этапом был Большой приз Монако. Гонки в Мельбурне и Монреале хотя номинально и проводятся в пределах городской инфраструктуры, но тамошние трассы находятся вне жилой зоны – в парках, да на островах. Зато в этом году прибавилось целых две уличных гонки – в Валенсии и в Сингапуре. О последней разговор будет отдельный, что же касается испанского этапа, то все прогрессивное человечество находится в радостном его предвкушении. Тильке удалось невозможное: он как сказочный волшебник разместил скоростной автодром типа «Сильверстоуна» в городских кварталах. Широкое полотно в Валенсии – не менее 14 метров по всей длине трассы – предоставляет минимум два места для гарантированных обгонов, а средняя скорость здесь должна составить в районе 225 км/ч.

Собственно, вся эта затея началась с того, что победное шествие Фернандо Алонсо в 2005-2006 годах привело к невиданному росту популярности «Формулы-1» в Испании. Ну, а где популярность, там и деньги, резонно решил владелец коммерческих прав чемпионата Берни Экклстоун и предложил властям Валенсии организовать новый Большой приз на Пиренеях в дополнение к имеющемуся Гран-при Испании в Барселоне. Вообще-то в окрестностях Валенсии имеется стационарная трасса имени Рикардо Тормо, часто использующаяся для тест-заездов конюшнями «Формулы-1» (последний раз – в феврале этого года). Однако Берни предложил чиновникам 800-тысячного приморского города провести аналог гонки в Монако.

Правда, в отличие от окруженного со всех сторон архитектурными красотами временного автодрома на территории средиземноморского княжества, этот этап должны были отличать не только высокие скорости. В частности, зоны безопасности здесь отвечают тем же стандартам, что и на стационарных трассах чемпионата. Уже на этапе проектирования трассе был придан особый шарм. Один из ее участков проходит по разводному поворотному мосту, соединяющему северную и южную пристани, боксы построили на месте бывших портовых сооружений, а паддок интегрирован в имеющее историческое значение строение дока.

При активном содействии Берни идея была реализована в рекордно короткие сроки. Контракт был подписан в мае 2007 года, лицензию новый автодром получил менее месяца назад, и в это же время здесь прошли первые гонки: на старт вышли гонщики испанского чемпионата «Формулы-3» и первенства Open GT.

Данные телеметрии с этих соревнований активно использовались в ходе подготовки к этапу команд «Ф-1», большинство из которых работали с имитацией Гран-при на электронных тренажерах. Некоторые конюшни, вроде «Макларена», пошли еще дальше, проведя стендовые испытания моторов с учетом предоставленных организаторами точных схем трассы, что позволило определиться с передаточными числами и числом оборотов двигателя.

Впрочем, все эти приготовления едва ли дадут ощутимое преимущество. Сомнительно, что данные, используемые в кузовных чемпионатах и младших «Формулах», можно адекватно перевести на язык настроек королевы автоспорта. Симуляция же на тренажерах вряд ли предоставит больше информации, чем десяток кругов по весьма сложной трассе, которая включает 25 поворотов – самый высокий показатель в нынешнем чемпионате. Разгоны до отметки в 300 км/ч (таковых здесь пять) чередуются с жесткими торможениями: минимум трижды по ходу прохождения круга пилотам придется замедляться до 80 км/ч. Это свойство Валенсии роднит ее с автодромом в Монреале, прослывшим «убийцей тормозов». А значит, как и в Канаде, инженерам команд придется подумать, как сделать системы охлаждения тормозных дисков максимально эффективными.

В свою очередь большие чем обычно размеры воздуховодов систем охлаждения накладывают отпечаток на конфигурацию аэродинамического обвеса автомобилей, поскольку создают возмущение воздушного потока, обтекающего передние антикрылья. Данный эффект оказывает отрицательное влияние на прижимную силу, что никак не способствует хорошему времени прохождения круга. Еще один сюрприз может преподнести открытая сильным ветрам гавань Валенсии. Порывы морского бриза были необходимы яхтсменам, в прошлом году соперничавшим здесь за Кубок Америки, однако они могут крайне осложнить настройку болидов.

О стратегиях в настоящий момент можно говорить только с теоретической точки зрения. Шинники выбрали для города два самых мягких состава, что может означать тактику двух пит-стопов для большинства гонщиков. Однако бетонное ограждение, близко расположенное к краю трассы, может спровоцировать появление машины безопасности, в случае если полотно будет усеяно обломками разбитых об это самое ограждение болидов. Это сыграет на руку пилотам, которые решатся пройти дистанцию всего лишь с одной дозаправкой. Кроме того, всплывшая накануне гонки проблема с главной достопримечательностью – выступающей на полтора сантиметра над уровнем покрытия стальной полосой на стыке моста «Астильерос Бридж» и основной части трассы – может привести к повреждениям покрышек, что поломает все стратегические построения.

Еще более туманно выглядят рассуждения о шансах команд. Испанские газеты ожидают, что в родных стенах Фернандо Алонсо покажет класс, особенно в случае вмешательства в гонку сэйфти-кара, что позволит пилоту «Рено» извлечь преимущество из диковинных схем дозаправок. Возможность того, что повод для выезда машины безопасности предоставит сам двукратный чемпион, испанцами не рассматривается.

Английские СМИ в один голос поют, что медленные, с высокими поребриками повороты Валенсии больше подходят «Макларену», чьи болиды обладают лучшим механическим сцеплением, нежели главные соперники из «Феррари». Еще британцы вспоминают, как здорово Льюс Хэмилтон ехал на похожей трассе в Монреале. Итальянская пресса, соответственно, утверждает, что раз новый автодром позволяет обгонять, то Кими Райкконен и Фелипе Масса своего шанса не упустят, даже если окажутся позади «серебряных стрел», тем более что в Канаде действующий чемпион совсем не выглядел аутсайдером. Отметим, однако, что если Кими и Льиюс будут ехать как в Канаде, то Роберт Кубица может подарить «БМВ» вторую победу.

Наконец, «Форс-Индия» в Валенсии будет использовать самую главную в этом сезоне (она же станет последней) новинку – коробку мгновенного переключения передач. Не то чтобы автор этих строк был поклонником индийской команды, но весьма интересно будет взглянуть, на что потрачены миллионы рупий Виджея Малльи помноженные на инженерные способности технического директора Майка Гаскойна.