4 мин.

Пыль да жара

Гонки на «Хунгароринге» обычно получаются скучными. Во время Гран-при пилоты проходят круг по этому автодрому на средней скорости менее 200 км\ч, что превосходит только показатели Монако. С соревнованиями на знаменитой уличной трассе Большой приз Венгрии роднят и сложности, которые гонщики испытывают при попытках обгонов. Одно из немногих мест, где соперника можно оставить позади – первый поворот после стартовой прямой, где скорость падает с 290 до 90 км\ч. В 2003 году эту часть трассы несколько изменили, чтобы упростить обгоны, однако очной борьбы больше не стало.Прямая старт-финиш – фактически единственный по-настоящему прямой участок этого автодрома. Основную часть «Хунгароринга» составляют медленные и среднескоростные повороты, которые настолько между собой связаны, что одна-единственная ошибка может означать потерю темпа сразу в нескольких виражах. Естественно, что такая конфигурация трассы обязывает команды настраивать аэродинамику болидов на максимальную прижимную силу.Что же до аналогий с окруженным дюнами Бахрейном, то песка на «Хунгароринге» предостаточно. Это фактор самым серьезным образом влияет на настройки. Большую часть времени автодром простаивает без дела, что позволяет пыли накапливаться на его полотне. А это, по словам главного инженера «Рено» Пэта Симондза, влечет за собой целый букет проблем: недостаток сцепления с асфальтом, избыточную поворачиваемость на входе и выходе из поворотов и недостаточную – в апексе виражей.Еще одна особенность Большого приза Венгрии – поистине ближневосточная жара, стоящая в этой части Восточной Европы в августе. За всю более чем двадцатилетнюю историю проведения этапа лишь единожды, в 2006 году, дождь пролился на «Хунгароринг» во время гонки. Тогда непогода унесла прочь пыль и скуку: гонка, закончившаяся сенсационной победой Дженсона Баттона, получилась захватывающей. Однако прогноз погоды на ближайшие выходные недвусмысленно обещает «сухой» Гран-при. При небольших скоростях болидов и частых торможениях жара означает, что системы охлаждения двигателя и тормозов должны работать весьма эффективно.Подлинной интригой является поиск ответа на вопрос: сколько пит-стопов запланировать на гонку – два или три. Традиционной в Венгрии является схема двух остановок в боксах при том, что средний отрезок дистанции команды стараются сделать максимально продолжительным. Впрочем, стратегия трех дозаправок при всей своей рискованности может принести ощутимую выгоду за счет того, что на легкой машине можно развить более высокую скорость. Классическим тому примером стала победа Михаэля Шумахера в 1998 году. Немец победил даже несмотря на ошибку, за которой последовал вылет с трассы, а выбравшие каноническую стратегию соперники из «МакЛарена» оказались посрамлены.

Еще одно преимущество трех смен шин следует из того, что «Бриджстоун» привез на «Хунгароринг» две самые мягкие смеси – «софт» и «суперсофт». Меньшие гоночные отрезки помогут сохранить в пристойном состоянии покрышки, которые подвергаются в Венгрии серьезным боковым перегрузкам: пять затяжных и скользких от пыли поворотов, которые проходятся на второй и третьей передачах просто уничтожают резину.Однако были в истории Гран-при Венгрии времена, когда соперников проходили не только за счет остановок в боксах. В 1986 году во время первой в истории «Формулы-1» гонки на территории страны соцлагеря сидевший за рулем «Уильямса» Нельсон Пике трижды (!) обгонял лидировавшего Айртона Сенну. После обгона «Лотуса» молодого бразильца в начале гонке Пике уступил первое место из-за нерасторопной работы механиков во время пит-стопа. Второй раз Нельсон вырвался вперед совсем ненадолго, поскольку после обгона в конце стартовой прямой он переоценил силы на входе в поворот. Но последний маневр Пике вышел на загляденье: все там же, в первом вираже, он прошел Сенну по внешнему радиусу, в буквальном смысле слова перекрыв траекторию. «Примерно так ездят таксисты в Сан-Паоло», – прокомментировали схватку двух бразильцев комментаторы «Би-Би-Си». 

Еще более потрясающая гонка получилась три года спустя. Лейтмотивом сезона-1989 была внутрикомандная борьба двух пилотов «МакЛарена» – Сенны и Алена Проста. От Гран-при Венгрии ждали очередного раунда этого поединка. Проваливший накануне квалификацию Найджел Мэнселл стартовал лишь 12-м, и никто не ждал от него сенсации. Однако Большой Найдж будто позабыл, что слава сложной для обгонов трассы уже закрепилась за «Хунгарорингом», и одного за другим заставлял соперников глотать пыль, которую вздымала его «Феррари». Не устояли перед напором британца и оба претендента на титул – Прост и Сенна. Причем Айртона британец прошел совершенно фантастическим способом: бразилец несколько сбавил скорость, обгоняя кругового Стефана Йохансона. «Мне повезло оказаться в нужном месте в нужное время», – скромничал после финиша Мэнселл.Кто окажется в «нужном месте» на Гран-при-2008 мы узнаем в воскресенье, но логично предположить, что нас в очередной раз ожидает схватка пилотов «МакЛарена» и «Феррари». Как не печально, но надежды увидеть одну из прочих команд в качестве «третьей силы» пока не сбылись. «БМВ» так многообещающе начавшая чемпионат откатилась назад, проблески конкурентоспособности «Рено», «Ред Булл» и «Тойоты» не получили дальнейшего развития.Шансы же «серебряных» и «алых» на победу в Венгрии можно расценить как равные. Хотя «Феррари» долгое время считалась главной силой в Венгрии, прошлогодняя победа Льюиса Хэмилтона на «Хунгароринге» вкупе с наметившимся преимуществом «МакЛарена» не позволяет назвать Скудерию явным фаворитом предстоящей гонки. Хэмилтон, поддерживаемый захлебывающейся от восторга британской прессой, явно находится на эмоциональном подъеме и рассчитывает на хет-трик. Действующий чемпион мира Кими Райкконен, напротив, впал в немилость пишущей братии, которая обсуждает, потерял ли финн мотивацию, и не захочет ли «Феррари» досрочно расторгнуть контракт с утратившим вкус к победам пилотом. Не слишком здорово выглядят и шансы Фелипе Массы, который набрал всего 2 очка за все свои гонки на «Хунгароринге». Тем не менее, последнюю неделю Скудерия упорно работала на тестах в Хересе. В итоге, алые болиды, во-первых, серьезно изменили внешний вид благодаря использованию вертикального крыла (так называемого «плавника»), а, во-вторых, по общим отзывам инженеров и пилотов, нашли причины неудач на прошлых этапах. Так что схватка за победу на Большом призе Венгрии обещает быть очень жаркой. Как в прямом, так и в переносном смысле.