4 мин.

Деньги на бочку!

БОНУСЫ

Ни один договор не обходится без дополнительных премиальных выплат, имеющих целью как можно продуктивнее стимулировать пилота в погоне за результатом (заодно и систему выплаты налогов, если повезет, можно обойти!). Размеры и качество наград зависит от поставленных целей. Разумеется, самые крупные бонусы прописаны пилоту в случае его триумфа по итогам года. Если верить британским коллегам, наибольшие суммы за получение чемпионской короны подопечными готовы выложить «Макларен» и «Феррари». При этом уокингцы стремятся заинтересовать гонщиков даже промежуточным первенством. Например, Льюис Хэмилтон получил причитавшиеся два миллиона фунтов за то, что возглавил пелетон на экваторе сезона-2007 (поговаривают, перед началом марафона инициатива одного из личных спонсоров британца была воспринята как шутка, однако летом расплачиваться меценатам пришлось отнюдь не игрушечными банкнотами).

Не остаются без внимания победы на отдельно взятом Гран-при. Золотой дождь, проливающийся на спортсмена в данной номинации, естественно, менее обилен, однако некоторые команды готовы проявить чудеса невиданной щедрости. Речь о «Тойоте» и «Ред Булле». Японцы еще при Цутому Томите установили бонус-фонд, увеличивающийся по принципам джек-пота после каждого уик-энда, который перейдет в безраздельное властвование пилота, что добудет премьерную викторию в истории конюшни. Страшно даже предположить нынешний размер награды (пресс-служба подобные вопросы игнорирует, равно как и попытки уточнить те или иные детали контрактов гонщиков), если учесть что за пять лет в «королевском классе» представители кельнцев так и не сподобились добиться желаемого. Что до команды из Милтон-Кейнса, первый триумфатор в ее истории получит к солидной денежной компенсации персональный приз от Дитриха Матешица. Его материальное воплощение держится в тщательном секрете, но не скрывается, что стоимость презента заставит округлиться глаза даже самых строгих скептиков.

Дополнительные бонусы «грозят» спортсменам и в случае попадания в очковую зону. Правда, гранды зачастую поощряют подобный успех скромными дотациями (как-никак, грешно «Рено» или «БМВ-Заубер» не доезжать до финиша за пределами топ-8!),а вот не хватающие звезд с неба середняки от души благодарят тех, кто повышает котировку командных акций в Кубке конструкторов. К денежным выплатам обычно добавляют эксклюзивные ювелирные украшения (Дэвиду Култарду за финиш на подиуме в 2006-м вручили золотые запонки), инкрустированные драгоценными камнями часы (если верить японской прессе, счастливым обладателем уникального хронометра стал Такума Сато, принесший первые очки «Супер Агури»), модные автомобили. Естественно, качество презентов напрямую зависит от состоятельности дружины и щедрости финансовых партнеров дружины – к примеру, «Уильямс», привыкший считать каждую копейку из-за прорех в командном бюджете, не особо жалует роскошь в графе «дополнительные расходы».

ОБЯЗАННОСТИ

Замолвим пару слов о наиболее любопытных обязанностях, прописанных в контрактах пилотов. Зачастую не остается без внимания то, с какой охотой спортсмены посещают автограф- или фотосессии, запланированные пресс-офисом. Минувшей зимой Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло даже были вынуждены потратить пару часов драгоценного тестового времени обкатки RA107 ради участия в презентации машины и протокольных мероприятий. А иначе поступить было нельзя – за уклонение от журналистского призыва гонщику грозит солидный штраф. Кстати, именно поэтому вы наверняка сделаете интервью с любимцем, если посетите тесты по приглашению команды – когда доберетесь в до базы конюшни, отказа на эксклюзив не будет ни при каких обстоятельствах.

Очень ко многому участников Больших призов обязывают рекламные договоренности. Например, Хейкки Ковалайнена по ходу физических тренировок можно увидеть только в спортивном костюме, изготовленном фирмой «Пума», а Нико Росберг долгое время щеголял в швейцарских часах «Орис». Любое изменение имиджа (одежда, обувь, аксессуары) согласовывается с маркетинговым отделом – нарушения невозможны. Обратите внимания на проспекты, издающиеся перед началом сезона. Гонщики предстанут там во всей красе: на десятках фотографий вы можете не видеть их лица, но обязательно узрите логотипы всех титульных спонсоров и компаний-поддержек.

ЗАПРЕТЫ

Пожалуй, наиболее известная общественности графа контрактов. Строжайшее вето на участие в любом виде спорта, отдаленно «попахивающем» травмоопасностью, со времен Хуана-Пабло Монтойи стало притчей во языцех в паддоке. Но при этом пилот может получить добро на приключение, развивающее физическую мощь и выносливость – вспомним австралийские авантюры Марка Уэббера и марафонские забеги уже упоминавшегося Ковалайнена. Японские конюшни особо тщательно блюдут корпоративную мораль. Поэтому вы вряд ли услышите истории о Ярно Трулли, загулявшем в баре, или о Энтони Дэвидсоне, оштрафованном за вождение в нетрезвом состоянии. Пилоты лишены возможности свободного общения с прессой: любая колонка (даже та, что вы читаете на сайте «Евроспорта» в виде частного блога Уэббера) вычитывается, а точнее сказать – «вылизывается» штатными работниками пресс-служб. Любое отклонение от «командной политики» влечет серьезное расследование и неизбежное наказание – вспомним хотя бы скандальное интервью Скотта Спида перед расставанием с «Торо Россо».

Случались и забавные запреты, превратившиеся внутри команды в объект потехи. Так, Джанкарло Физикеллу пообещали штрафовать за нецензурную брань в радиоэфире (прецедентом послужил сезон-2006, по ходу которого итальянец пару раз в прямом эфире «отоваривал» обслуживающий персонал). С Тьягу Монтейру и Кристияна Альберса то ли в шутку, то ли всерьез после серии аварий грозились отчислять проценты зарплаты за каждый разбитый болид. А Рубенсу Баррикелло в придачу к денежной пенализации ФИА решили объявлять материальные взыскания за превышение скорости на пит-лейн – мол, недисциплинированность необходимо карать рублем…