4 мин.

To Finish First First You Must Be Finnish*

Вряд ли кто-то догадывался, что 28 сентября 1968 года в 10 километрах к северу от Хельсинки (местечко Вантаа) родился будущий двукратный чемпион мира по гонкам в самом престижном спортивном классе. Меньше всего об это думали родители – секретарша Айла Хаккинен и ее муж Харри, работавший радиооператором, а в свободное время пополнявший скудный семейный бюджет за рулем таксомотора. Но уже в пятилетнем возрасте будущая звезда «Ф-1» в полный голос заявила о желании сесть за баранку автомобиля. Возможно, мальчика прельщала атмосфера небольшого трека Кимола, располагавшегося неподалеку от конторы отца (Мика зачастую гостил у папы на работе, так как присмотреть за ребенком было некому).

Сорванец добился желаемого банальным, но действенным способом: он ежедневно досаждал родителям просьбой «отвести покататься», что в конечном итоге возымело эффект. В один из дней Харри арендовал карт, осуществив мечту отпрыска. Правда, благие намерения едва не привели к печальным последствиям: уже на первом круге Мика оказался вовлечен в аварию, однако выбрался из переделки целым и невредимым. Несмотря на неудачу, юнец требовал «продолжения банкета». В итоге, родители не устояли под напором любимца и через некоторое время – деньги копили всей семьей – приобрели тому отдельный «экипаж». К слову, до Хаккинена-младшего на железном коне рассекал известный финский раллист Хенри Тойвонен.

Молодой спортсмен быстро прогрессировал. К 1986 году в его активе значились пять (!) чемпионских титулов в картинговых сериях. Мало кто знает, но именно тогда оформился стиль шлема, в котором финн добивался успеха на самых высоких уровнях. «Идея раскраски пришла в голову в период выступлений за Blue Rose Team, – вспоминает Мика 1981 год (тогда северянин стал сильнейшим в классе F-mini). – В основу была положена цветовая гамма национального флага. Задумку поддержали партнеры по команде Мика Сольберг и Себастьян Линхольм, которые «подогнали» свои аксессуары под единый стандарт».

Продвижению соотечественника в автоспортивную жизнь всячески способствовал чемпион мира 1982 года Кеке Росберг. Благодаря стараниям и финансовому содействию Кейо молодое дарование проходило закалку испытаниями «Формулы-Форд» (Хаккинен гонял в ней на машине, ранее принадлежавшей Джей Джей Лехто), Евросерии и британской «Формулы-3». Одновременно с приобретением опыта Мика регулярно пополнял собственную коллекцию призов. Поэтому в том, что Нового Летучего Финна – журналисты не стали заморачиваться и окрестили новую звезду по аналогии с Росбергом – заметили и пригласили на тесты «Ф-1», ничего удивительного не было. После пробы пера в «Бенеттоне» Хаккинен получил место боевого пилота в команде «Лотус», которой принес очки уже в третьей гонке (финиш на пятом месте в Имоле).

О дальнейшем пути, включившем серии громких побед, драматичную историю взаимоотношений с напарником и два чемпионских титула финна, написаны целые трактаты, поэтому позволим себе сосредоточиться на событиях вне трека, которые зачастую оставались незамеченными болельщиками, но очень много значили для пилота.

В 1995 году на одной из вечеринок в Монако, организованной друзьями, Мика познакомился с сотрудницей туристического агентства Эрьей (владевшая пятью языками девушка возглавляла филиал скандинавской компании в Ницце). Взаимные интерес и привязанность переросли в серьезные отношения, которые завершились церемонией бракосочетания 30 мая 1998 года. Свидетелем со стороны Мики был «ангел-хранитель» пилота Кеке Росберг, на тот момент ставший менеджером Хаккинена. Хотя хэппи-энда в истории могло не случиться: на Гран-при Австралии-95 спортсмен попал в ужасную аварию, из которой чудом вышел живым (спасла экстренная трахеотомия, сделанная в полевых условиях Джеромом Кокинзом и Стивеном Льюисом).

В декабре 2000-го у четы Хаккиненов появился первенец Хуго Ронан, а пятью годами позже Эрья подарила мужу дочку Айну Юлию. Семья, обосновавшаяся в Монте-Карло, редко покидает резиденцию, хотя Мика владеет апартаментами во Франции и Финляндии. Дома кроме близких неизменными спутниками нашего героя являются черепашка Кларенс и пес Тото. Довольно часто экс-пилот навещает родителей, которые с 1998 года обосновались в пригороде Хельсинки в пентхаузе, приобретенном сыном за миллион долларов, или же посещает сестру. Любители автоспорта наверняка помнят Нину Хаккинен – вдохновительницу и движущую силу первого официального фан-клуба брата, – ныне тихо и мирно обитающую в скромном Мартинлааско.

Чемпион обожает музыку Фрэнка Синатры и Фила Коллинза. По утверждению друзей, она постоянно доносится из «Мерседеса» Хаккинена (вот она, настоящая верность «стрелам»!). Кроме высоких скоростей финн обожает плавание, теннис и лыжные гонки, а когда пребывает в особо хорошем расположении духа, с удовольствием наматывает круги в воздушном пространстве княжества на собственном двухмоторном самолете, приобретенном в конце девяностых у менеджера. Из пассивного отдыха человек-легенда предпочитает чтение «ужастиков» и просмотр киноновинок (как ни парадоксально, любимым фильмом Хаккинена является картина «Четыре свадьбы и одни похороны»).

Если у вас есть огромное желание повидаться с самым популярным жителем Финляндии 1995 и 1997 годов, не поленитесь зайти в бар Stars and Bars, расположенный рядом с королевским яхтклубом, – Мика там частый гость. И уж поверьте, он не откажется оставить на память автограф, такой же необычный и уникальный, как сам Хаккинен – The Flying Finn…

(*) – чтобы финишировать первым, для начала надо быть финном.