Шоковая терапия
Главной кадровой рокировкой июня назовем приход Тадаси Ямасины к штурвалу терпящего бедствие корабля. Бывший шеф «Тойоты» Цутому Томита, работавший с конюшней со времен ее прихода в «королевские гонки», отправлен на «хозработы»: с 1 июля функционер станет главой трека «Фудзи». Вместо не в меру амбициозного, но излишне мягкотелого руководителя, назначен строгий и требовательный специалист, твердую руку которого успели ощутить его бывшие коллеги по миру мотогонок. Первоочередными задачами, которые требуют неотлагательного решения (к слову, продекларированными еще зимой – сразу после перевода в программу «Ф-1»), Ямасина назвал корректировку аэродинамических характеристик TF107. Для этого в штат дружины призваны несколько инженеров, специализирующихся в названной области. Кроме того, активно велся поиск опытного профи, проверенного марафонами элитного класса. Однако Бена Агатангелу увела «Хонда» (по слухам в паддоках, «Тойота» звала к себе не особо активно, тогда как земляки-конкуренты сулили британцу золотые горы), а переговоры с ребятами из Гроува и Уокинга зашли в тупик. Рискнем предположить, что сейчас Тадаси-сан не остановится ни перед чем, дабы сосватать в Кельн аэродинамиста с мировым именем. Ведь именно медлительность болида на скоростных прямых и неповоротливость в медленных виражах стоят пилотам потери драгоценных секунд, которые приводят к пролетам мимо очковой зоны.
К слову о гонщиках. Новый босс не скрывает намерений изрядно сократить непомерные расходы. В первую очередь — за счет «корректировки» платежных ведомостей отдельных работников. Несомненно, речь идет о Ральфе Шумахере. Два балла после шести этапов нынешнего сезона — отвратительный показатель для спортсмена, получающего миллион долларов за уик-энд, и это без бонусов и отчислений от рекламных контрактов! К тому же немец зачастую ведет себя вызывающе (нелестно отзывается о механиках и инженерах, постоянно выражает недовольство соперниками), что выбивается из корпоративной этики японской выдержки. Чего только стоит история с транспортировкой деталей в Австралию, когда Ральф, якобы из благих побуждений предоставил команде личный вертолет, дабы персонал доставил необходимое оборудование к месту стартов в срок, а затем сделал из поступка громкую акцию саморекламы!.. Ямасина очень неплохого мнения о Франке Монтаньи (может, протекцию французу составили бывшие коллеги по «Супер Агури», которых тестер выручил в прошлом году?!), что может привести к «передергиванию колоды» уже после этапа в Индианаполисе. Плюс, на руководство «Тойоты» выходили Николя Тодт, старающийся выгадать теплое место для своего протеже – звезды серии ChampCar Себастьена Бурдэ, а также менеджер Тимо Глока. Оба кандидата менее требовательны в финансовом плане по сравнению с Шумми-Р, но японец наверняка предпочтет командного тестера, имеющего за плечами опыт выступлений в «Ф-1», нежели малохольных соискателей. Да, Себ не раз покорял высоту альтернативной серии, а Ти-Джи и вовсе имел в активе два очка после четырех Гран-при в составе «Джордан», но, думается, командная философия возьмет верх над соблазном сотрудничества с пилотами-варягами, кроме Кельна синхронно обивающими пороги штаб-квартир в Фаэнце и Гроуве с предложением услуг.
Не менее остро стоит вопрос по топ-руководству. Паскаль Весселон, многие лета посвятивший работе в шинной отрасли на благо «Мишлен», элементарно потерял контроль над происходящим. Что немудрено, если закрывать вопросы менеджмента, проектирования, конструирования и маркетинга приходится одному человеку. Со времен расставания с Майком Гаскойном толковых наработок кудесники красно-белой мысли так и не явили, тогда как проблем с электроникой и механикой (особенно – коробкой передач, поставляемой «Уильямс») было выше крыше. Финансовую гавань также не часто баловали вниманием заморские купцы, изредка предлагавшие выгодные краткосрочные пиар-контракты после квалификационных геройств Ярно Трулли. О бета-версии болида, призванной поразить мир в начале августа, и вовсе не вспоминаем. Разобраться бы с крошащейся подвеской и неведомо куда пропадающим балансом… Придется Ямасине часть обязанностей взвалить на собственные плечи (особенно в финансовой отрасли), а оставшийся объем работ распределить между узкими специалистами. Последние, скорее всего, будут привлечены со стороны, как уже не раз бывало в бытность Тадаси-сана руководителем мотоспортивных программ. Не стоит забывать, что «Тойота», в отличие от середняков-конкурентов, пока может совершать солидные финансовые траты для решения кадровых вопросов…
Почему пока? Да потому, что пример «Рено» оказался заразительным. Программа Карлоса Гозна по многоступенчатому сокращению затрат пришлась по душе «Хонде», может быть взята на вооружение «Ред Булл» и с интересом изучалась в «Спайкер». Если новая японская метла не добьется результатов по итогам сезона (в чем, признаться, есть огромные сомнения) совет директоров концерна вполне может пойти на кардинальный секвестр всех «формульных» инициатив.