Порядок и прогресс?
Борцы за справедливость могут резонно возразить: «Позвольте, о каком упадке может идти речь? На протяжении минувшего сезона Фелипе Масса достойно выглядел на фоне легендарного семикратного чемпиона мира в одной из лучших команд, а бывший напарник Михаэля Шумахера демонстрировал неплохую скорость за рулем прогрессировавшей «Хонды». Внешне в бразильском королевстве царили порядок и прогресс (кто не знает, именно эти слова отображены на флаге государства). Но за иллюзорным благополучием крылись неизвестность и неуверенность в завтрашнем дне.Медленная звездаНачнем с Рубенса Баррикелло. Его переход под знамена японской дружины позиционировался как шаг вперед, который позволит пилоту окончательно раскрыться и реализовать соревновательные амбиции. Способствовать выходу на пик формы по задумке должны были добротный болид и талантливый напарник. Серьезность намерений подтверждала потеря в заработной плате, на которую спортсмен сознательно пошел ради карьерного роста. Однако реальность оказалось далека от радужных перспектив, обрисованных в теории. Добрую половину минувшего сезона Рубиньо убил на адаптацию к новому месту и поведению машины. Бесспорно, «Хонда» – не «Феррари», но стоило ли две трети соревновательной дистанции во всеуслышание костерить механиков, постоянно не угождавших новичку, да жаловаться на огрехи технического плана? Уже после стартовых Гран-при болельщики потихоньку привыкали к «плачам» заходящей звезды и с точностью близкой к максимальной могли предсказать тональность и суть его высказываний на пресс-конференциях. При этом на фоне «раскатившегося» британца, бразилец выглядел все более блекло, закончив чемпионат на скромном седьмом месте (проигрыш напарнику составил 26 очков).Старт нынешнего сезона усугубил катастрофичность положения Баррикелло. Не понятно, чем занимались в межсоревновательную паузу представители конюшни из Брэкли, но факт остается очевидным: раньше июня, когда будет представлена модификация модели-07, «Хонда» обречена прозябать на задворках пелетона. Имиджу Баррикелло последнее обстоятельство наносит непоправимый урон как с точки зрения непосредственно результата (согласитесь, негоже некогда второму номеру планеты замыкать квалификационную таблицу), так с высоты дальнейших контрактных перспектив. Мало кто верит, что Рубенсу посчастливится вернуться в топ-команду, еще меньше тех, кто считает пилота способным повернуть карьеру в чемпионское (или хотя бы вице-чемпионское русло). Плюс ко всему, участились разговоры о возможном расставании «Хонды» с пилотом. Мол, Ника Фрая и компанию не устраивает несоответствие размеров платежной ведомости бразильца и качества его работы. Тем более перед глазами у боссов стоит пример «Тойоты», предъявившей ультиматум Ральфу Шумахеру: или тот подписывает новый контракт, сокращающий зарплату втрое, или ищет новое место работы… Резонно, что спортсмену, раз прошедшему через секвестр бюджета, не воспретит вновь пожертвовать шелестом купюр. Но не является ли подобный ход признаком деградации? Так и до «Ред Булла» докатиться недолго. Дэвид Култард, как ни заверял поклонников в гении Эдриана Ньюи, к обещанной несколько лет назад тройке призеров так и не подобрался. Зато его действия на трассе все чаще вызывают ироничную усмешку и ностальгию по «серебряным» временам шотландца... Время вздыхать по Маранелло?Бразильская румба и финская полькаПеред началом сезона Фелипе Массу часто называли основным претендентом на место первого пилота Скудерии и одним из соискателей чемпионской короны. Сейчас появляется ряд оговорок.Во-первых, титул в личном зачете (если таковой будет) команде принесет не пилот, а машина. Нынешняя F2007 на фоне конкурентов пока лучшее, что есть в «Формуле-1» как непосредственно по «коробке», так и по аэродинамической «начинке». Даже лимитатор оборотов не помешал Райкконену добраться до финиша на третьем месте, не подпустив на расстояние удара неплохо зарекомендовавший себя «БМВ-Заубер». Вдобавок машине нет равных на длинных прямых, хотя соперники изо всех сил стараются свести к минимуму преимущество итальянцев. Одним словом, если пилоты не будут сумасбродничать на трассе, а инженеры продолжат плодотворную работу между гонками, минимум «серебро» чемпионата маранелльцам обеспечено.Во-вторых, Кими не тот напарник, с которым можно повышать уровень мастерства. Да простят нас поклонники «Феррари» и да подтвердят эти слова болельщики «Макларена», пять лет желавшие побед финну. Парень мастерски использует дар скорости и чувство болида, дарованное свыше, но никоим образом не совершенствует отменные задатки. То есть работает по наитию, не прилагая при этом сверхусилий. Даже легендарный бахрейнский прорыв-06 (Айсмен перебрался с 22-й на третью позицию) оказался не более чем грамотным тактическим ходом командных стратегов: пилот с полными баками топлива элементарно «пересиживал» конкурентов одного за другим и без труда продвигался по турнирной лестнице…К чему резюмировать очевидные вещи и причем здесь Фелипе? У бразильца за плечами несколько гоночных лет и сезон в тестерах. На сегодня он является символом «Феррари», от которого ждут успеха и побед. Проблема в следующем: стоит Скудерии сделать шаг назад в техническом отношении – и Масса может повторить судьбу Баррикелло. При поиске виноватых спортсмену припомнят горячность, нестабильность, отсутствие тактической расчетливости – все то, что можно шлифовать в связке с умелым напарником. Работать несмотря на трудности и психологический пресс бразилец любит и умеет (вершина, так и не покорившаяся Баррикелло). Вот только хватит ли ему запаса времени и кредита доверия? У Николя Тодта на примете вполне может появиться перспективный новичок, тогда как деньги, «вбуханные» в Райкконена, финну наверняка придется отработать сполна…...Последние годы Фернандо Алонсо находился в схожей ситуации: отменная машина, «серенький» напарник, поддержка менеджера… Неплохая аналогия напрашивается верно? Однако есть два нюанса: а) на испанца работала вся команда, тогда как Фелипе находится в равных условиях с Кими; б) испанца отличает холодная голова и тонкий расчет, который, собственно и позволил ему стать чемпионом, а затем заключить выгодный контракт с «Макларен». Фелипе мудрости предстоит научиться…