Клиент готов!
Как все начиналось?
Как известно, вплоть до 2008 года в чемпионате мира принимают участие 11 команд. Каждая из них, согласно регламенту, обязана иметь уникальную конструкцию болида и обладать авторским правом на оную. Перед стартом минувшего сезона для двух команд — «Торо Россо» и «Супер Агури» — сделали исключение. Японцам позволили выкупить права на использование шасси «Эрроуз» устаревшего образца. Имя легендарного Агури Сузуки вкупе с оперативностью по оплате заявочного взноса и оформлением необходимых документов позволило «самураям» обойти правила и получить допуск на участие в состязании. К тому же, любители и специалисты прекрасно понимали: «камикадзе» уготована роль аутсайдера. На фоне современных моделей даже модернизированная конструкция «стрел» (в свое время также не выделявшихся реактивной скоростью) совершенно неконкурентоспособна.
Что касается «быков», они представили уйму документов, подтверждающих оригинальность технических находок. Да и Эдриан Ньюи всячески открещивался от идеи возможного плагиата, заявляя, что команда из Фаэнцы лишь консультируется у мэтра, а разработками занимается самостоятельно. К тому же дружине Герхарда Бергера разрешели использовать ограниченные «десятицилиндровики», что создавало дополнительные трудности в определении уникальности конструкции. Одним словом, влияние Дитриха Матешица, помноженное на немалые деньги «Ред Булл», позволило австрийско-апеннинскому дуэту выставить на сезон-2006 четыре машины.
В чем суть конфликта?
Возможно, ситуация бы не вышла из-под контроля и в году наступившем, однако серия событий на стыке декабря и января перевела проблему из статуса второразрядной в ранг главной сенсации зимы. Началось с того, что из «Хонды» в стан «Супер Агури» на место второго пилота пришел Энтони Дэвидсон. Казалось бы, ничего удивительного: «старший брат» поставляет команде Агури Сузуки силовые агрегаты. Да и разговоры о повышении тестера в классе ходили еще минувшим летом. Но аутсайдеры пошли дальше в совместном сотрудничестве: в качестве прототипа боевой машины на предновогодних тестах они выставили… слегка видоизмененное шасси «Хонды» образца 2006!
Недовольный ропот в паддоке усилился после того, как стало известно, что «Торо Россо» проведет базовую разработку шасси STR совместно с Эдрианом Ньюи и командой «Ред Булл», а доводить до ума узлы собирается перед стартом сезона непосредственно на базе в Фаэнце. Проще говоря, многоопытный инженер создаст «коробку», которую будут обкатывать две команды, каждая из которых впоследствии запатентует новинку как уникальную интеллектуальную собственность. Соответственно, данные с тестов позволят «быкам» оперативно вносить изменения в конструкцию болида.
Известием, которое переполнило чашу терпения команд, далеких от использования клиентских шасси, стала информация из стана «Продрайв» — конюшни, чей дебют в «Формуле-1» намечен на март 2008 года. Ее глава — экс-руководитель «БАР-Хонды» Дэвид Ричардс – заявил, что в настоящее время сотрудники концерна ищут варианты использования клиентской конструкции. Главным претендентом на место донора функционер назвал…«Макларен»! Рон Деннис не только дал согласие на использование новичком машины образца 2007 года, но и предложил «Продрайву» перебраться на бывшую базу «серебряных» в Уокинге для максимально плодотворной работы.
Почему разгорелся скандал?
Последняя новость не на шутку встревожила середняков — «Уильямс», «БМВ-Заубер» и иже с ними. Во-первых, запрет на модернизацию моторов и введение единого поставщика шин разом убирают две составляющие конкурентной борьбы. Теперь у команд есть возможность улучшить результаты за счет интересных технических инноваций, либо путем качественного прогресса пилотов. Безусловно, если в твоем ведении данные с четырех машин плюс возможность работы на двух базах (как это собираются сделать «быки», недавно заявившие о расширении базы в Фаэнце), шансы на успех растут в геометрической прогрессии.
Во-вторых, некоторые гранды (в частности, «Феррари»), пока что осуждающие «клиентскую» практику, начали задумываться о возможном приобретении дочерней команды. По слухам, шефы «Спайкер» уже намекнули Жану Тодту на возможность сделки. Вряд ли кто-то удивиться, если оная в скором времени произойдет. Первый шаг в нужном направлении уже совершен: маранелльцы обеспечили голландскую конюшню моторами на следующий сезон. «Макларен» о «донорстве» проговорился. Очередь за «Рено»?
И, наконец, соревновательная составляющая гонок, которая может кануть в Лету. Казалось бы, уменьшение количества аутсайдеров лишь добавит зрелищности «Формуле-1», чего ей так не хватает в последние годы. Но, скажите на милость, станет ли «Супер Агури» строить препоны той же «Хонде» при условии, что машины команд уравняются в скоростных качествах? Позволено ли будет Дэвидсону, скоростные качества которого, на наш взгляд, не только не уступают, но превосходят мастерство Баррикелло, обгонять «старших братьев»? И не вернется ли в обиход негласная командная тактика, искоренить которую всеми силами старалось руководство ФИА?
Каковы ближайшие перспективы?
Увы, кризис, связанный с использованием клиентских шасси, с каждым днем только усугубляется. На днях юристы «Торо Россо» заявили, что нашли лазейку в регламенте, позволяющую свободно использовать «одолженную» конструкцию. Теперь вопросами, связанными с использованием авторских права на «коробку» будет заниматься специально созданная «Ред Булл» дочерняя компания. Она, как независимый поставщик, получивший заказы от двух команд, обратится к Эдриану Ньюи за решением, после чего (произведя определенные доработки) продаст «быкам» два «различных», но уже запатентованных шасси. Схема проста, но действенна: две конюшни, незаинтересованная независимая торговая компания и возможность десятками «штамповать» инновации. Весьма сомнительно, что конструктор проявит какое-либо недовольство вольным обхождением с его детищем — Ньюи на сегодня является самым высокооплачиваемым инженером «Формулы-1».
Остается ждать ответных ходов со стороны Макса Мосли и Берни Экклстоуна, а также надеяться на благоразумие команд. Только при их непосредственном участии возможно остановить эпидемию «одолжений». Говорят, Марио Тайссен уже обратился к владельцам конюшен с просьбой подписать открытое письмо, в котором те настаивают на прекращении использования клиентских шасси.