Как осуществить ремонт шины в «полевых условиях»
Доволен должен быть тот водитель, который не ощутил на себе, что такое проколотое колесо в поездке. Больше чем уверен, — если водитель с большим стажем, то хоть раз в жизни, но у него такая оказия с шиной случалась. Хорошо, если это происходило в городских условиях, где с проблемой справится легче, а вот если на трассе, вдали от станций технического обслуживания и шиномонтажа… Тут все зависит от многих факторов, и как справится с подобными трудностями, расскажу в этой статье.
Для начала реальный пример из жизни спасателей, которые проводили поисковую операцию. Искали заблудившегося в лесу человека, справились с задачей, но ему требовалась медицинская помощь. Было принято решение ехать сразу в больницу первого населенного пункта, но на полпути оказалось, что пробито колесо поискового внедорожника. У спасателей в арсенале было все необходимое, шина была отремонтирована, и пострадавший доставлен в больницу. Но это спасатели, у них и должен быть под рукой ремкомплект на все случаи жизни, а если такое случилось бы с простым обывателем. Ведь иногда вопрос касается жизни и смерти человека, и счет идет на часы, а то и минуты. Задумайтесь, все ли есть в багажнике вашего автомобиля, чтобы осуществить ремонт в таких «полевых условиях»? Начнем с простого.
Замена колеса
Итак, в дороге случилась неприятность, шина пробита, колесо спущено, но у вас есть запасное. Сама по себе задача поменять колесо представляется простой, всего-то и нужно поднять автомобиль, открутить несколько болтов, снять колесо, поставить на его место новое, закрутить болты, опустить машину, и снова в путь! Но если вы никогда этого не делали, то потратите значительное количество времени и потеряете много нервных клеток. Сразу возникнут вопросы: «как и куда ставить домкрат», «где взять баллонный ключ», «как открутить запасное колесо». И это только первые, которые приходят на ум.
Лучшим вариантом будет выбрать время и на досуге «потренироваться», попробовать сымитировать ситуацию с проколотым колесом, открутить его и поставить на его место запаску. Хорошо бы еще научить этому взрослых членов своей семьи, лишним это точно не будет. Ведь вы наверняка постоянно их возите на своей машине.
Без инструментов этого сделать нельзя. Вы точно знаете, где они у вас лежат в машине, и есть ли они там вообще? Набор всегда должен быть с вами в багажнике. Наконец, само запасное колесо, оно может быть под днищем, под сиденьями, в багажнике, на задней двери, подвешенным при помощи специальных креплений. В данном случае необходимо разобраться, найти соответствующие инструменты, которые должны идти в комплекте к колесу. Лучше прочесть инструкцию заранее в домашней обстановке, чем делать это в экстремальных условиях, когда может возникнуть паника.
Вас может поджидать еще один подвох — не до конца накачанное запасное колесо. Отсюда вывод: проверяйте не только рабочие колеса автомобиля, но и запасное, хотя бы изредка, чтобы не накачивать его в неподходящий момент. К тому же есть автомобили, которые поставляют запасные колеса со спущенными шинами, не у всех компаний полноценные запасные колеса присутствуют в комплектации. Наконец, не обойтись без гаечного ключа и домкрата, им нужно будет поднять автомашину. Если этого нет, то остается единственный выход — звонок для вызова эвакуатора.
Вот как выглядит порядок действий при замене колеса:
на трассе необходимо найти безопасную стоянку или просто съехать на обочину, на ровный и прочный грунт;
поставьте автомобиль на ручной тормоз, заблокировав колеса, включите аварийные огни;
поставьте перед автомобилем аварийный знак, и наденьте светоотражающий жилет;
поставьте домкрат под днищем автомашины, и приподнимите ее;
в порядке крест на крест открутите гайки, и снимите поврежденное колесо;
установите на его место запасное и закрутите гайки;
аккуратно опустите машину и еще раз с усилием попробуйте затянуть гайки.
Теперь, убедившись, что все в порядке, можно продолжить путь. Однако бывают ситуации, когда колесо не заменить: нет домкрата, нет инструмента, нет запасного колеса. Как быть в этом случае?
Накачиваем колесо воздухом
Человек учится на своих ошибках. Однажды пришлось учиться мне, когда пришел в гараж и увидел, что правое переднее колесо у моего автомобиля спущено. Хорошо, что причину удалось установить сразу, из шины торчала головка самореза. Колесо спускало, но очень медленно. Наученный опытом, я уже давно возил в багажнике воздушный компрессор, работающий от 12-вольтового источника питания, — обыкновенный прикуриватель, который есть в любом автомобиле. Колесо я накачал довольно быстро, а поскольку шиномонтаж был в нескольких сотнях метров от гаража, то воздуха в шине хватило, чтобы доехать до него и провести ремонт.
Поэтому призываю всех обзавестись подобными компрессорами, штука незаменимая. Не хотите компрессор, в продаже есть баллоны со сжатым воздухом от маленьких до больших портативных. На худой конец используйте велосипедный насос, но накачивать им автомобильное колесо занятие весьма утомительное и долгое, особенно если утечка воздуха происходит быстро. При серьезном повреждении понадобится другой выход.
Наборы для шиноремонта
Вариантов, позволяющих отремонтировать шину, существует несколько. В некоторых странах разработаны целые критерии, по которым выполняется данный ремонт. Например, в Соединенных Штатах Ассоциация производителей шин выпустила специальный документ, в котором указаны рекомендации, связанные с ремонтом. В нем сказано, что самостоятельно можно работать с отверстиями не превышающими 0,6 сантиметров. Но согласитесь, вы же не будете в экстремальной ситуации вспоминать эти рекомендации, тем более если речь идет о жизни и смерти человека. Поэтому стандарты стандартами, а водителю нужно знать, что делать.
На помощь придет то, что в обиходе называется «грибком», который представляет собой пробку с внутренней заплаткой. Сотрудники станций технического обслуживания и шиномонтажа применяют именно это приспособление для ремонта. Место прокола расширяется, в него устанавливается «грибок», наносится клей-активатор и заплатка с внутренней стороны шины.
Самостоятельно можно ликвидировать отверстие в шине специальной заплаткой-жгутом. Порядок действий следующий:
определите место прокола;
зачистите это место и удалите причину прокола (дюбель, саморез, гвоздь и т.п.);
зачистите стенки отверстия спиральным шилом;
поместите полоску резины на инструмент для установки жгута (напоминает большую иглу с ушком);
нанесите слой клея на отверстие и жгут-заплатку;
протолкните инструмент через отверстие внутрь шины, оставив снаружи не более сантиметра;
проверните инструмент и вытащите его (заплатка осталась внутри);
ждите до пяти минут, пока не схватится клей.
Теперь можете ехать дальше. Способ этот уже давно и широко применяется, и если шина повреждена незначительно, то все будет в порядке.
Если прокол широкий, то можно попробовать вставить в него дополнительные жгуты. Более того, способ этот можно применить и при ремонте боковой части шины, но все же делать это мы настоятельно не рекомендуем. А если и делать, то только в экстренных случаях. После ехать нужно будет с особой осторожностью и только до места, где вам смогут оказать помощь профессионалы и заменят шину. В боковой части колеса такую заплатку может выбить давлением, и последствия непредсказуемы.
Автомобильный рынок сегодня предлагает бесчисленное множество вариантов для подобного самостоятельного ремонта шин, среди них те же «грибки», пробки, заплатки и заглушки. Но среди этого разнообразия можно выделить наборы Stop & Go International. Их легко можно заказать и купить в интернет-магазинах. Представляют собой они обыкновенные пробки, но при этом отличаются дополнительными преимуществами:
несколько вариантов размеров;
они больше стандартных пробок, при этом лишнюю резину можно легко удалить;
форма пробок повторяет форму шины изнутри и дает более надежное уплотнение;
в комплекте есть специальные аппликаторы (пружинные или завинчивающиеся), которые дают более плотную посадку.
Герметики: обзор
Водители скажут, зачем нужно делать столько манипуляций, если можно обойтись простым герметиком для шин, например, Fix-a-Flat. Да, действительно, можно воспользоваться герметиком, но тут есть свои подводные камни. Во-первых, Fix-a-Flat не самый лучший герметик, особенно экземпляры, выпущенные до 2016 года. Именно тогда произошли изменения в рецептурном составе вещества, поскольку отмечалось, что прежний являлся сильно коррозийным. То есть, проще говоря, данный вид герметика поможет сиюминутно, но впоследствии будет медленно разрушать шину и само колесо. Старый выпуск отличался содержанием аморфного полиолефина, тетрафторэтана, тяжелых ароматических растворителей и смол. В новом содержится тетрафтор-1-пропен, глицерин и целлюлоза.
Даже если вы использовали Fix-a-Flat, знайте, что только временно решили проблему. Герметик нужно удалить с внутренней стороны шины как можно быстрее, и на любой СТО за это с вас возьмут деньги. Касается это как старого, так и нового варианта Fix-a-Flat. Более того, прямо в инструкции указано, что герметик нужно удалить через трое суток или 150 километров пробега, иначе ждите проблем.
На рынке есть и другие герметики, один из них Slime, который представляет густую жидкость зеленого цвета. Она впрыскивается внутрь шины, заделывает небольшие проколы и предотвращает спускание. Герметик этот вполне безопасен и прост в использовании — вытаскиваете из ниппеля золотник и вводите герметик при помощи специального приспособления внутрь колеса. После использования Slime можно ничего не опасаться, шины прослужат еще долго.
Аналогом Slime можно назвать герметик TireJect, поскольку его тоже нужно вводить через ниппель. Он более жидкий и выпускается в двух вариантах, как «автомобильный» и «внедорожный». Первый может справиться даже с боковыми отверстиями и проколами на месте протектора размером до 0,6 сантиметра, второй может решить проблему с отверстиями до одного сантиметра. Первый безопасен для датчиков давления, а второй может вывести их из строя.
Наконец, еще один герметик, который достоин внимания FlatOut Multi Seal. Он представляет собой ту же жидкость, которая впрыскивается в колесо через ниппель. Производитель утверждает, что данный герметик держится внутри шины десять лет и, в первую очередь, подходит для внедорожников. С датчиками давления FlatOut Multi Seal тоже не «дружит». Разновидность герметика Multi Seal Armor 3500 может справиться с отверстием, которое оставляет пуля. Содержимое держится в секрете, известно только, что в составляющие вещества входит 50-процентный пропиленгликоль.
Экстремальный ремонт шины
Существуют и необычные способы ремонта шин. Вот вам еще один реальный случай из жизни. Любитель экстрима катался на внедорожнике и пробил колесо, причем отверстие было куда больше рассматриваемых выше миллиметров. Всеми перечисленными способами шину не починить, запасного колеса нет. На помощь пришла смекалка и все, что было в тот момент под рукой. Прокол он начал буквально зашивать. Понадобились толстая игла, капроновая нить и кусок брезентовой ткани. Была сделана заплатка, пришита к шине изнутри и залита клеем-активатором. Так он дотянул до станции техобслуживания.
«Дедовские» методы тоже можно отнести к экстремальным. Так когда-то чинили проколы в велосипедных шинах: с помощью горелки и куска резины, которую плавили прямо на поврежденном участке. В странах третьего мира такой способ по-прежнему распространен.
Существует «взрывоопасный» способ. С его помощью можно вернуть сдутую шину обратно на колесо. Берем воспламеняющийся аэрозоль, впрыскиваем его внутрь шины, затем поджигаем. Газ расширяется, распрямляя шину, и она становится обратно на колесо. Применять такой способ ни в коем случае не рекомендуется, можно переборщить, и колесо взорвется. Мало того, что само разлетится на куски, так еще и будет угроза вашему здоровью.
Подводим итог
Если у вас в багажнике еще нет ремкомплекта, надеюсь, наша статья побудит вас его приобрести. Совершенно не важно, что вы в итоге выберете. Главное, будьте всегда вооружены на дороге. Вспомните рассказ, с которого мы начали, речь порой идет о жизни и смерти человека. Научитесь ремонтировать шины самостоятельно, и пусть у вас всегда будет под рукой компрессор и набор необходимых инструментов.