Закат итальянца
Виталий Петров был недолго пилотом Формулы 1… Всего один-единственный сезон. Ибо вновь, как и во время дебюта, выборжанин становится рента-драйвером.
Не знаю, грустить или радоваться, но Петров без годичной паузы продолжит карьеру в Формуле 1. Почему такая двойственность?
С одной стороны, прискорбный факт отсутствия российского флага на стартовой решётке Королевы автоспорта снимается. С другой, каким образом?.. Это ни что иное, как покупка места в кокпите. Так уже было сделано накануне сезона 2010 с Кими Райкконеном, контракт которого выкупил банк «Сандандер» в угоду Фернандо Алонсо и о чём не переставая продолжал повторять Виталий Петров всю свою карьеру в Формуле 1. Но как это произошло сейчас?! Ярно Трулли, пилот с несравненным опытом, пилот, чей контракт в отличие от финского чемпиона продолжал работать и на первой серии предсезонных тестов, и ещё позавчера…
Да, это бизнес. Но можно ли уважать после этого Петрова, столь «достойно» добившегося места в Больших Призах?
Так или иначе, для Ярно Трулли, судя по всему, это означает конец. Закат карьеры итальянца близился. Неумолимо… после провальной серии Гран-при сезона прошлого, когда не подходящий утонченному стилю итальянца несовершенный гидроусилитель малайского «Лотуса» полностью демобилизовал гонщика. Абсолютный мастер квалификаций, которым всегда считался Ярно, вдруг стал вчистую уступать напарнику, которого практически списали в «МакЛарене»…
Истинный талант итальянца сыграл с ним самим злую шутку, и возраст в 37 лет оставлял всё меньше перспектив на продолжение карьеры… Возможно, потому Трулли не только не выиграл чемпионат, но и не смог во весь голос заявить о себе, так и не раскрывшись. Ярно терял весь свой темп, едва болид не подходил его предпочтениям. Так было и в дебютной гонке сезона 2005 за «Тойоту», когда пилот выпал из очковой зоны, несмотря на старт с первого ряда. Неудачное выступление в Мельбурне было следствием разбалансировки шасси, произошедшей из-за неравномерного износа незаменяемой в 2005-м году резины, итогом чего стало превращение Трулли в «паровозик», собирающий буквально половину пелетона!
Обратным же примером была кульминация сезона предыдущего. В 2004-м Ярно громил Алонсо по всем фронтам, по ходу выиграв первую (и, увы, ставшую единственной) гонку в Монако. За что в итоге поплатился логичным Бриаторе, который за такое доминирование талантливого итальянца выставил за дверь уже посреди сезона, предварительно приказав команде не работать с машиной Трулли после экватора чемпионата. В результате Ярно испортили лучший сезон в Ф1, сломав карьеру на взлете. Вместо возможного третьего места позади непобедимой «Скудерии» итальянец оказался лишь шестым. С учётом того, что поверженный Алонсо в следующие два года становился чемпионом, становится понятно, чего лишили Трулли и чего он мог добиться. Однако Флавио присущи столь правильные поступки, и после чемпионата 2002 он уже выгнал из команды Баттона, который как раз на тот момент провёл лучший сезон, заработав большую часть очков для «Рено». Притом что Бриаторе сохранил Дженсона годом ранее, когда британец просто провалился на фоне Физикеллы и на "Бенеттоне" показывал в квалификации результаты на уровне извечных аутсайдеров из «Минарди».
Но Трулли не остался не у дел, и буквально сразу был приглашён в «Тойоту», проведя заключительную пару гонок в цветах японской марки, пропустив только дебютный Гран-при Китая. Примечательно, что, дебютировав за средненькую на тот момент японскую команду, Ярно показал в квалификации шестой (!) результат, точно так же, как и во время аналогичного дебюта посреди сезона в «Просте» семью годами ранее. Кстати, заменивший итальянца в «Рено» чемпион мира Жак Вильнёв был невероятно медленен, оказавшись в болиде Трулли, что только подтверждает неблагоприятность условий для Ярно в команде Бриаторе.
Но у уроженца Пескары начался новый период, новая жизнь и самое длительное сотрудничество с коллективом, длившееся пять лет… Ярно вместе с Ральфом Шумахером должен был повести японский автогигант к победам после прикаточных и доводочных сезонов, в которых «тойотовцы» использовали опытнейших, но находящихся на закате Сало и Паниса, а также именитых, но дебютирующих в Формуле 1 МакНиша и да Матту. Трулли и Шумахер-младший были приглашены как пилоты класса топ, обязанные привести команду на вершину. Увы, несмотря на многообещающее начало, побед добиться так и не удалось, несмотря на то что Ярно регулярно стартовал с первого ряда и уверенно шёл на второй позиции в чемпионате мира. Однако выступления в «Тойоте» можно было занести Трулли в самый большой карьерный плюс, ибо руководство японского концерна по некомпетентности взяло «не того Шумахера» по цене семикратного чемпиона! И Ярно, будучи номинально вторым пилотом, постепенно начал всё более громить по статусу находившегося на самой вершине гоночного рейтинга Ральфа. Да, нестабильность Трулли, о которой говорилось выше, не дала итальянцу убедительно закончить сезон, в котором гонщик скатился с подиумных позиций и квалификаций на первых рядах до стартов с конца второго десятка в финальном трио чемпионата, пропустив напарника в первенстве и закончив его лишь (!) на седьмом месте.
Последующий неожиданный спад «Тойоты» сделали из Ярно буквально середняка, и команда тщётно улетучивала миллионы, в результате чего крайним оказался пилот. Но не Трулли! Итальянец, на удивление, смог сохранить конкурентоспособность даже в столь обескураживающих условиях (богатая большая команда – низкие результаты), и из «Тойоты» отчислили Шумахера-младшего. Ярно же, получив в напарники другого немца, стал абсолютным первым номером, полностью затмив действующего чемпиона ГП2 Тимо Глока на фоне прогресса команды!
По иронии судьбы именно в этот самый момент (а 2009 был ещё успешнее 2008-го), когда Трулли даже заработал первую поул-позишн для «Тойоты» в Бахрейне, японцы сенсационно решили уйти… Не после провального 2007, когда и грянул мировой экономический кризис, а после самого стабильного сезона 2009, в котором "Тойота" повторила лучший результат дебютного сезона с Ярно – пять подиумов для команды. Таким образом, Сузука со стартом с первого ряда и тактической борьбой с Льюисом Хэмильтоном на протяжении всей дистанции, окончившейся победой Трулли и закономерным «серебром», стала яркой точкой в карьере итальянца. В последнем сезоне за «Тойоту» Ярно не только вновь опередил напарника, но и превзошёл Фернандо Алонсо и свою бывшую команду «Рено», так несправедливо обошедших его пятью годами ранее. После сезона 2009 можно было считать и подиумы, и поулы, и даже очки. Это был последний настоящий чемпионат для опытного итальянца. В отличие от соотечественника Физикеллы, с кем постоянно пересекалась его карьера, Ярно смог продолжить выступления в Больших Призах. Но лучшее, что можно было отхватить, представляло собой «возрожденный Лотус», одну из трёх новых команд, пришедших в первенство, соблазнившись новыми правилами.
Сражение с поверженным Льюисом в «МакЛарене» Ковалайненом, по классу не превосходящем Ральфа Шумахера, должно было стать легкой прогулкой. Однако талантливый итальянец, судя по всему, уже потерял мотивацию и не видел света в конце тоннеля.
Итог мы все знаем. Итог результатов его карьеры: 11 подиумов, по паре поулов за «Рено» и «Тойоту», а также единственный быстрый круг, который гонщик завоевал вкупе с финальной поул-позишн в Бахрейне. На мой взгляд, лишь. Почему?
Буквально на днях я пересматривал исторические уже гонки сезона 1997 года. Замена Паниса на дебютанта Трулли в составе команды «Прост». Лидирование итальянца на первом Гран-при Австрии в Шпильберге… Ярно подавал такие надежды, с которыми не сравнится ни один сегодняшний дебютант. И они были абсолютно обоснованны, учитывая какую карьеру сделал себе итальянец в картинге. Карьеру, с которой не сможет потягаться ни один пилот первой Формулы за всю её историю. И как уверенно, по-чемпионски, со второй попытки Трулли выиграл немецкую Формулу 3. Как до этого Михаэль Шумахер… И как в итоге покинул Королеву автоспорта…
Он был последним итальянцем в Больших Призах. И как скромны его успехи на фоне колоссального опыта, в один-единственный Гран-при (который его попросили уступить на "Нюрбургринге" третьему пилоту Чандхоку) недотянувшего до невероятного результата Патрезе. Притом что соотечественник ушел из больших гонок на два года старшем возрасте.
Это печальная история показывает, как важна конкурентоспособная машина в карьере гонщика и как в результате все заканчивается для талантливых пилотов, не попавших на победную волну в Королеве автоспорта.
Виталий Мошин
Я в курсе, что ты мой большой доброжелатель.
Да, не перечитываю за неимением времени.
Но, если ты такой грамотный, напиши конкретно, что ты считаешь неправильным?
Но прочитала. и сделала вывод. автор потрудился на славу. Здесь интересные факта жизни гонщика. плавно переходящие по теме. Замечательные фото. Грустно. Но такова жизнь. Рано или поздно нужно уступать место более сильным и удачливым. Статье жирный ПЛЮС.
Коммент был написан от моего аккаунта. Как я заметил.
Написан давно, относительно того, когда я увидел. Удалил, чтобы такие как ты не говорили, что я сам себе пишу.
Мои родители не особо читали мои статьи на этом блоге. Зато сейчас вот так отличились ;)
И уж, если говорить об Алексее, то его грамотность в статьях оставляет желать лучшего.
Но, думаю, поскольку он оченm быстро набирает и сразу выкладывает, без перечитывания. Такое ощущение складывается.
Я перечитывал и доводил до идеала в былые годы. 2008-м особенно.
Сейчас просто катастрофически не хватает времени.
P.S. А вот твоё увидивание на счёт конкретных ошибок - это чистое признание в том, что ты сказал необоснованно. И сам сомневаешься в себе.
Ибо, если, по твоим словам, их так много, то что мешает их найти?
Если считаешь, что я буду сильно спорить, то что, опять же, мешает тебе написать во всеуслышанье? Тогда все увидят и каждый сможет рассудить. Если исправление грамотное, то с чем тут можно спорить?
P/P/S/ На счёт позора, это ты отжог. Или ты считаешь, что разбираешься лучше Кабановского и иже с ними в навыке написания статей? ;)