3 мин.

Дженсон Баттон - один из самых недооценённых пилотов 2000-х

Говорят, Дженсону в 2009-м повезло с машиной. Это правда, но не везло с техникой ему гораздо чаще...  Ровно 11 лет назад на Гран При Бразилии Дженсон Баттон за один этап до окончания сезона обеспечил себе звание чемпиона мира Формулы 1. Прежде британца, которому было уже под 30, не причисляли к топ-пилотам, но успех с BrawnGP полностью перезапустил карьеру Дженсона.  В честь главного успеха в карьере Баттона — вспоминаем его долгий путь к титулу и самое главное — выступления после него.

ГЛАВНАЯ НАДЕЖДА Ещё до дебюта в Формуле 1 Дженсона Баттона называли главной надеждой британского автоспорта. Парень побеждал в картинге, сходу выиграл британскую Формулу Ford, одержав семь побед в 15-ти гонках, а в 1999-м победил уже в своей третьей гонке национальной Формулы 3. Так уже лишь после двух лет в «формулах» Баттон получил место призового пилота Williams в Формуле 1.

Без проблем не обошлось, 20-летний парень регулярно допускал ошибки, опыта явно не хватало, но скорость была при нём — Дженсон раз за разом оказывался в борьбе в первой шестёрке, а на Хоккенхаймринге остановился в шаге от подиума — четвёртое место. Союз с Williams, правда, продолжался недолго: к сезону-2001 Фрэнк Уильямс заменит британского дебютанта колумбийским — в команду придёт Хуан-Пабло Монтойя.

Баттон ушёл в Benetton, которая как раз трансформировалась в Renault, и в 2002-м занял седьмое место в чемпионате, оставив позади напарника Ярно Трулли. В Энстоуне, впрочем, Дженсона тоже не особенно удерживали — вскоре Флавио Бриаторе заменил англичанина на своего нового протеже Фернандо Алонсо.  Так в 2003 году Баттон оказался в BAR-Honda, и именно эта команда неожиданно принесла гонщику первые успехи: в сезоне-2004 он десять раз поднимался на подиум и завершил чемпионат на третьей позиции — впереди Алонсо, Монтойи и гонщиков McLaren. Правда, прорыв команды оказался скоротечным, и уже в 2005-м BAR откатилась в середину таблицы, а в топ-3 Дженсон финишировал всего два раза.

В 2006-м команда перешла под полный контроль Honda. Принципиально это ситуацию не изменило, хотя Баттону удалось одержать первую победу — в Венгрии, в условиях переменчивой погоды. А когда в сезоне-2007 в Формуле 1 дебютировал Льюис Хэмилтон титул главной британской надежды ушёл к нему. Годом спустя Хэмилтон со второй попытки станет чемпионом мира, а Дженсон на никакущей Honda выцарапает лишь три балла и займёт по итогам сезона 18-е место.

НА РАВНЫХ Когда Баттон стал чемпионом, многие говорили, что ему просто повезло с машиной. Да, ему действительно повезло, но до этого он сражался в составе этой команды шесть лет, представлял её и в цветах BAR, и в цветах Honda, и когда появился шанс с BrawnGP, он им воспользовался. У Рубенса Баррикелло был такой же шанс — но он его упустил.

Выиграв титул, Дженсон принял самый сложный из доступных ему вызовов в Формуле 1 — стал напарником Льюиса Хэмилтона в McLaren. Баттон на пять лет старше, совершенно не знал команду, в то время как Льюис сотрудничал с ней с детства и совсем недавно выиграл для неё чемпионат.

Из первых четырёх гонок за McLaren Баттон выиграл две и по итогам сезона-2010 занял пятое место, в то время как Хэмилтон с тремя победами стал четвёртым — более чем достойный дебют в Уокинге. На следующий год Дженсон и вовсе опередил Хэмилтона в чемпионате и выиграл больше гонок — три против двух. Наконец, в 2012-м два британца набрали почти равное количество очков, но Хэмилтон побеждал чаще — четыре раза против трёх. То есть все три сезона Баттон держался почти на равных с самым титулованным гонщиком своего поколения. Счёт в квалификациях, правда, был разгромным — и не в пользу Дженсона, но ни Нико Росберг, ни тем более Валттери Боттас не были к Хэмилтону так близки.

Помимо этого Баттон два года провёл с Фернандо Алонсо, когда испанец вернулся в Уокинг вместе с Honda. Вернуть легендарному альянсу славу времён Айртона Сенны не удалось — проблемы были как с шасси, так и с двигателем, однако Баттон держался в этой ситуации куда профессиональнее и сдержаннее, чем Алонсо. И вновь по скорости на трассе не уступал чемпиону мира.

В 2009 году Баттону, разумеется, повезло с машиной, но даже в те годы, когда ему с техникой не везло, он продолжал работать с максимальной самоотдачей и добиваться результатов сравнимых с достижениями топовых пилотов. Можно сказать, что Дженсон — один из самых недооценённых пилотов 2000-х, а его титул — совершенно заслуженная награда...