Глава 7. Один день из жизни гоночного фотокорреспондента. День. Вечер. 12:00-23:00
Во второй половине я работаю на трассе. Машины или мотоциклы ещё не полноценно настроены, резина свежая, риска потери позиции у гонщиков нет. В это время пилоты либо чрезмерно рискуют, пытаясь определить грань, после которой болид перестаёт быть управляемым и уходит в занос, либо совершают ошибки, вылетая за пределы трассы, перетормаживая в поворотах в клубах дыма.
Перемещение по трассе я планирую заранее. Внутренняя или внешняя сторона трека, где и в какое время лучше снимать - определяет сам фотограф. Это зависит от погоды, местности, доступных точек съёмки и других факторов. Снимать в полдень против солнца на треке смысла не имеет.
Планирую съёмку с разбивкой: крупные планы на коротких выдержках в медленных и среднескоростных поворотах, съёмка «проводкой» на длинных выдержках, общие планы, поиск художественных кадров. Сосредоточенность на фотосъёмке с разбивкой позволяет получить мне требуемое качество снимков. В моём случае такой подход оправдывает себя наименьшим количеством брака. Свои коррективы в процесс работы вносит и погода. Солнечный день может внезапно смениться тучами и проливным дождём, и тогда все планы перечёркиваются и остаётся действовать по обстоятельствам.
В 2013 году заезды «World Superbike» были отложены из-за временного моратория на полёты (воздушный маршрут Президента России Владимира Путина пересекся с местом нахождения автодрома). По правилам соревнований заезды не могут стартовать, если медицинский вертолёт не имеет возможности подняться в воздух. Требования безопасности в современных гонках очень строгие.
Во время субботней тренировки на «Сочи Автодром» в 2015 году в ужасную с виду аварию попал молодой испанец Карлос Сайнц-младший из команды «Scuderia Torro Rosso». Заезды были отменены, и большая часть тренировки не попала под прицел фотокамер. Гонщик не пострадал, но автомобиль был серьёзно разбит, а фотографам только и оставалось что снимать разбитый болид.
В течение дня я слежу за количеством отснятого материала, контролирую количество право- и левосторонних снимков, общих планов, сопоставляю кадры, снятые внутри и снаружи гоночного кольца. Перевес фотоснимков в одну сторону не позволит создать объём фоторепортажа и показать зрителю событие с разных точек.
В день гонки особое место занимает предстартовая процедура. За час-полтора до старта гонщики предстают перед зрителями, приветствуют их в достаточно раскрепощённой обстановке. Затем - строго регламентированная и очень напряженная обстановка на стартовой прямой за полчаса до заезда, когда десятки людей крутятся вокруг машин, делают последние настройки, зачастую на стартовой решетке перед основной трибуной любого автодрома можно увидеть звёзд шоу-бизнеса, спорта, политики.
Тяжело работать на этапе «Formula-1», поскольку зоны безопасности на автодромах широкие, точек для фотосъёмки немного, а фотографов - с избытком. Приходится использовать супертелезумы, такие как Canon 400mm f/2.8L IS II USM и Canon 600mm f/4L IS II USM.
Перемещаться с таким тяжёлым оборудованием вдоль трассы фотокорреспондентам помогают специальные автомашины, нанятые организаторами гонок, - медиа-шаттлы. Они подвозят фотокорреспондентов до точек съёмки. Однако рассчитывать на них не приходится, на многих соревнованиях машин не хватает, чтобы развести всех желающих. Организаторы некоторых серий позволяют фотографам использовать их личные скутера или велосипеды. Но это строго запрещено на серьёзных мировых первенствах.
Фотокорреспонденту во время работы на трассе случается пережить нервирующие моменты. Не всегда на гоночных трассах хватает места в окне для фотосъёмки всем желающим фотокорреспондентам. Порой за места приходится бороться – планировать свой график передвижения поминутно, оперативно перемещаться от точки до точки, при этом хладнокровно снимать необходимые сюжеты, восстанавливая дыхание и стараясь не суетиться, быть внимательным.
Некоторые коллеги, как зарубежные, так и российские ведут себя на трассе нагло. Могут занять точку и снимать на ней чрезмерно долго. Обычное время нахождения на «общественной» (то есть самой проходной) точке около 7-15 минут. Но некоторые фоторепортёры могут провести на такой позиции свыше получаса. Обычно такие товарищи понимают, что создают неудобства другим, но они продолжают своё тёмное дело. Поэтому выждав по-джентельменски необходимые минуты, я без всякого стеснения пристраиваюсь и понемногу оттесняю такого фотографа с позиции, например, прикрыв ему обзор. И всё же с большинством коллег удаётся найти общий язык и снимать вместе, не мешая друг другу, а напротив всячески подбадривая словом или шуткой.
Фотосъёмка в паддоке
После завершения заездов я снова иду в паддок. Здесь можно обнаружить пилотов в неформальной обстановке, поснимать прогуливающихся болельщиков. Некоторые гоночные серии, такие как «DTM», предлагают зрителям прогулку по пит-лейн или автограф-сессию с пилотами. Мне нравится использовать для такой фотосъёмки Canon 24-105mm f/4L IS USM, Canon 70-200mm f/2.8L IS II USM и Canon 16-35mm f/2.8L III USM.
Фотосъёмка после финиша
Надо внимательно следить за временем, чтобы вовремя вернуться на пит-лейн и снять победителя гонки. Именно эти фотоснимки являются наиболее востребованными для печатных и интернет СМИ. Успеть, однако, удаётся не всегда, а на некоторых соревнованиях фотографов допускают в район подиума только после того, как все машины окажутся обездвижены. Не всегда получается сфотографировать счастливого победителя, вылезающего из кокпита.
Как правило, рядом с призовой тройкой уже толпятся десятки механиков из команд-победителей. Все они пришли поддержать своего пилота и вместе с ним отпраздновать подиум. Именно они наиболее бурно и реагируют на победный результат – отмечают шумно, громко, с эмоциями.
После финиша победная тройка гонщиков отправляется на обязательную пресс-конференцию. Будьте расторопными: если на «Formula-1» фотограф не успевает зайти в зал, опоздает - его не пустят на мероприятие. Фотосъёмка в ограниченных по освещению условиях специфична.
В одном случае в тёмном зале пилоты хорошо освещены, что позволяет сделать качественные фотоснимки без повышения ISO до 640-3200 единиц. В другом случае есть только естественное освещение из окна медиа-центра или неудачно выставленный искусственный свет, то в таком случае будут резкие тени на лице, что негативно отражается на конечном кадре и не придают ему эстетики.
Для съёмки в зале хорошо подходит светосильная оптика: Canon 400mm f/2.8L IS II USM, Canon 70-200mm f/2.8L IS II USM, Canon 16-35mm f/2.8L III USM.
Вечер. 18:00-23:00 Зрительский сектор
После завершения гоночных мероприятий организаторы соревнований предлагают зрителям развлекательные программы. Я всегда работаю в местах, отведённых для зрителей, в зонах отдыха, на концертных площадках. В это время можно сделать разнообразные ночные снимки с болельщиками, которых развлекают музыканты, такие кадры передадут зрителю атмосферу спортивного праздника.
Продолжение следует...
Александр Серегин/ASppaImages
Instagram ASppaImages.COM: @asppaimages
E-Mail: aspressphoto@gmail.com